Гран-при
Гран-при
ГрузовикиФургоныСпецтехникаСедельные тягачиСамосвалыАвтобусыГрузоперевозки

Mercedes-Benz Actros: Короли большой дороги

Mercedes-Benz Actros: Короли большой дороги
Полная версия

С трудом продираюсь через пробки в Царицыно, откуда намечен старт пробега. По левой обочине нас лихо обгоняет непрерывная цепочка автомобилей, при этом едут они задним ходом!

ПОД НЕБОМ ЗВЕЗДНЫМ

В парке уже стоят семь новеньких красных «Мерседесов-Актрос». Три «головы» без полуприцепов серии 1841 с низкими кабинами предназначены для журналистов, у которых есть только грузовая категория С. Поэтому мое внимание переключается на полноценные автопоезда – недолго думая, забрасываю пожитки в самый мощный «Актрос-1851 LS» с мотором OM 502 LA V8 (15,9 л/510 л.с.). Он такой здесь единственный. Еще есть пара автопоездов с 1844-ми тягачами и один с 1841-м.

Под нижним спальником есть два выдвижных ящика, в верхнем размещен холодильник. Подушка пассажирского кресла складывается – так легче проходить по кабине.
На передней панели – клавиши управления трансмиссией: в «силовом» режиме Рower переключение происходит при более высоких оборотах, есть также режимы «раскачки», помощи при трогании на подъем и блокировки заднего дифференциала.

Померзнув на пресс-конференции, прячусь в теплую машину – отопитель «Вебасто-Эйр Топ 3500» делает свое дело исправно. У моего тягача высокая кабина «Мега Спейс» (Mega Space) с ровным полом, передвигаться внутри можно свободно. Кроме общего света и штурманского, есть симпатичное «звездное небо» – говорят, крохотные синие светодиоды на потолке удобно включать на ночь. Под нижним спальником расположены два выдвижных ящика, в верхнем установлен 25-литровый холодильник – он, как и рожки пневмосигнала на крыше, входит в топовый комфорт-пакет «Экстра».

Россыпь синих светодиодов на потолке, выполняющая роль ночного освещения, в темноте похожа на звездное небо.

Наконец стартуем. В пределах города машину ведет мой улыбчивый напарник-инструктор Миша, между прочим, чемпион России по картингу в классе «Союзный»! В Европе грузовики обычно ездят в первом ряду, а у нас во втором, поскольку первый то и дело стопорится общественным транспортом (редко где есть карманы для остановок) или просто припаркованными автомобилями. А неповоротливому автопоезду сменить полосу в толкучке куда труднее, чем легковушке!

У «Актросов» с низкой кабиной на облицовке радиатора две планки, у обладателей высокой кабины «Мега Спейс» их три.

АВТОПОЕЗД С АВТОМАТОМ

Кольцевая остается позади, останавливаемся, чтобы поменяться местами. Миша уступает руль с выражением сомнения на лице: мол, кто знает, что ты за птица. Деловито кручу регулировки кресла, руля, зеркал (господи, тут еще и пневмоподушки меняют форму спинки!), пытаясь скрыть волнение – в моем послужном списке таких больших машин пока немного.

У «Актросов» с высокой кабиной пол на уровне подбородка, зато совершено ровный. Позади двери – пара ящиков для инструмента и другой мелочи.

Вроде все в порядке, можно ехать. Коротким толчком посылаю вперед расположенный на подлокотнике джойстик автоматической коробки передач PowerShift 2 – на центральном дисплее высвечивается цифра 3. Новый 12-ступенчатый автомат, который теперь входит в стандартную (впервые в этом классе!) комплектацию, выбирает передачу в зависимости от уклона: для старта на горизонтальной площадке достаточно и третьей. Кроме того, коробка снабжена системой демпфирования рывков и имеет медленный маневровый режим.

Т-образный селектор управления автоматом PowerShift 2 расположен на откидном подлокотнике справа. Кнопка с надписью «М/А» переключает механический и автоматический режимы работы трансмиссии.

Теперь отпустить кран стояночного тормоза. Девять человек из десяти поклянутся, что этот безымянный рычаг в резиновом гофре на консоли справа управляет коробкой передач! На самом деле это стояночный тормоз… Что там говорится про «интуитивно понятное управление» в трактатах об эргономике? А ведь на тех машинах, что я видел в Штутгарте, форма рычага была более привычной. Зато с педалями все предельно ясно: их всего две, как в любой машине с автоматом, и это существенно облегчает процесс привыкания.

Зеркала хороши – двухсекционные, с широким сектором обзора. Мы медленно вытягиваемся со стоянки, коробка аккуратно перебирает передачи, пропуская за ненадобностью одну, а то и две.

ЛЕГКОВЫЕ ПОВАДКИ

Я освоился за рулем и теперь чувствую себя достаточно уверенно. «Актрос» оказался легким в управлении, руль точный, как у хорошего легкового автомобиля. Великолепные тормоза, дисковые на всех колесах тягача, аккуратно дозируют замедление. Несмотря на 15 тонн балласта в «телеге», 510-сильный мотор позволяет уверенно, без снижения скорости брать большинство подъемов и почти везде держать свои законные 90 км/ч, не мешая другим машинам.

Бортовой компьютер выводит показания на новую панель приборов. Из-за ремонта дороги «Мерседес-Актрос 1844 LS» показал среднюю скорость лишь 51,1 км/ч, а отсутствие груза в полуприцепе обусловило скромный расход: 28,9 л/100 км.

В сумерках включаю подсветку мерседесовской эмблемы на облицовке радиатора – на участках с реверсивным движением водители почти всех стоящих у противоположной обочины машин провожают взглядом проплывающие мимо звезды. Жаль, что фары у нас обычные галогеновые, а не опционные биксеноны. К слову, стекло у них теперь съемное, так что, если разобьется, не придется менять фару целиком.

Мощные моторы и автомат с «мелко нарезанной» дюжиной передач позволяет «актросам» даже на холмистой местности почти постоянно держать свои законные 90 км/ч.

ЕВРО V В РОССИИ

У «Актроса» весьма скромный для его мощности и загрузки аппетит: 37,4 л/100 км. Экономить топливо помогают система управления пневматикой E-APU (Electronic Air Processing Unit), двухскоростная помпа и другие решения.

Шильдик «BlueTec 5» на кабине означает, что машина в исполнении Евро V и снабжена системой впрыска мочевины, поэтому в расходах на топливо нужно учесть и 2–2,5 литра AdBlue. Остаются открытыми вопросы: где ее заправлять в России и насколько эффективен окажется зимой подогрев «голубой добавки», замерзающей при –12 оС?

Поздно вечером финишируем под Воронежем. Ночевка в кабине не предусмотрена, так что регулировку угла наклона верхней полки и новый матрас нижней опробовать не смогу. Как и специальное зеркало для бритья…

Самая приметная черта обновленного «Актроса» – похожий на брови козырек над кабиной вместо цельного щитка.

ПОПРАВКА НА ВЫСОТУ

Сегодня еду хоть и на чуть менее мощном «Актросе-1844 LS» с мотором OM 501 LA V6 (11,9 л/435 л.с.), но с пустым полуприцепом, поэтому по динамике разгона наш автопоезд уступает, пожалуй, только легковым машинам. В кузове лишь громадная «плазма» с экраном в полтора метра – телевизор и другое оборудование будут использованы во время благотворительных акций, ведь мы везем в интернаты комплекты для изучения Правил дорожного движения. По этой причине приходится быть особенно осторожным: на спуске разогнаться бы, но внизу обычно какой-нибудь горбатый мостик, на котором фуру бросает так, что мало не покажется.

База тягача лишь 3600 миллиметров, а моя голова находится на высоте почти 3 метра, так что эффект козления ощущается будь здоров: на кочке кабина поднимается и почти на столько же подается назад. А в ямке, наоборот, ухает вниз-вперед, норовя наподдать подголовником по затылку и вытряхнуть скарб с потолочных полок – неплохо бы добавить им крышки в качестве адаптации к российским условиям эксплуатации.

Ближе к югу дороги все больше двухполосные, с продавленными колеями – к ним очень чувствительны широченные передние шины размерности 385/55R22,5. Сначала тягач сопротивляется, не желая покидать колею, а потом неожиданно прыгает в сторону, только успевай его ловить!

Еще раз меняю машину, теперь пересаживаюсь на 408-сильный «Актрос-1841 LS» с низкой кабиной и возвышающимся посреди нее капотом. У этого передние колеса поуже (315/70R22,5) и поведение в колеях более спокойное и прогнозируемое.

ЭЛЕКТРОННЫЕ СТРАХОВКИ

Впереди спуск, а потом довольно крутой и длинный подъем. Пару раз дергаю правый подрулевой переключатель, но даже вторая ступень горного тормоза (гидроретардера «Фойт» здесь нет, его устанавливают как дополнительное оборудование) не может противостоять разгоняющемуся на спуске автопоезду с 12 тоннами балласта. Стрелка спидометра подобралась к отметке 100, я несколько раз нажимаю клавишу в основании селектора – автомат переходит с крейсерской XII передачи на IХ. Обороты подпрыгивают почти до 2000, гораздо выше границы экономичной зеленой зоны, но это позволяет стабилизировать скорость. Изрядно попрыгав на кочках внизу (хорошо, что поосторожничал и не стал разгоняться сильнее!), вылетаю в начало подъема. Акселератор давить бесполезно: ограничитель не возобновит топливоподачу, пока скорость не упадет до 90 км/ч. А вот теперь пора – и под свист турбонаддува 408 «лошадей» потащили состав вверх, причем скорость упала едва заметно.

Хорошо, что подъем не заблокирован каким-нибудь медленно ползущим МАЗом или КамАЗом с вереницей фур сзади! Ей-богу, при сертификации я бы ввел требование уверенно преодолевать с грузом какой-нибудь тарированный подъем. Сколько народу бьется, пытаясь обогнать таких тихоходов!

Кстати о безопасности: новый «Актрос» – первый и единственный грузовик, на который в качестве опции ставят систему автоматического торможения АВА (ЗР, 2008, № 11). Кроме того, для него предлагают системы «Теллигент» (Telligent) для слежения за дорожной разметкой, стабилизации и контроля раскачки прицепа.

КОРМИМСЯ С АСФАЛЬТА

В Шахтах нас тормозят на посту ДПС. После проверки документов пришлось устроить для инспекторов мини-презентацию нового «Актроса». На шоу подтянулся еще один старший лейтенант. На «Туареге». Видать, копил на него лет триста: сами знаете, какие у бюджетников зарплаты. А вечером на остановке слышу рассказ одного дальнобойщика о том, как под Ростовом на посту ДПС ему в машину подбросили пакетик с наркотиками. Цена вопроса – 140 тысяч рублей. Наличными. Из рук в руки… «Чего ты удивляешься? Здесь это обычное дело», – прокомментировал ситуацию его более опытный коллега. Выходит, насчет трехсот лет я ошибся – при «грамотном» подходе заработать на вседорожник можно куда быстрее.

Из Ростова-на-Дону «Актросы» продолжают путь в Краснодар и дальше в Анапу, а я улетаю домой. По трассе М4 «Дон» езжу регулярно лет двадцать, но только на легковых машинах. Оказалось, с высоты кабины дальнобойной фуры она выглядит совсем иначе. Большой машине – большая дорога.

31 октября в эфире «Авторадио» прошла передача «Коррупция на дорогах России», на которой главный редактор журнала «За рулем» П. С. Меньших договорился с председателем Комитета Госдумы по безопасности В. А. Васильевым об информировании Комитета о фактах коррупции. С этой целью просим наших читателей подробно сообщать о случаях взяточничества, вымогательства, провокации со стороны работников ГАИ-ГИБДД на на электронную почту: smirnov@zr.ru

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2008
Поделиться: