Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Caravan Salon 2008: Сказка странствий

Caravan Salon 2008: Сказка странствий
Полная версия
Караваны «Пол и Паола» (Poul & Poula) – одни из самых доступных, цена на них начинается с 6500 евро. Внутренние размеры – 3270х1950х1950 мм, 2–4 спальных места, полная масса 850–1200 кг в зависимости от модификации и комплектации.

На одном из стендов Дюссельдорфского караван-салона я увидел такую наклейку: «Слишком стар, чтобы работать, слишком молод, чтобы умирать, но в самый раз, чтобы путешествовать». И действительно, большинство караванеров – достаточно пожилые люди, которые уже заработали себе право и свободное время на неспешные комфортные путешествия. Другая категория – молодые семьи с детьми, которым такой отдых позволяет чувствовать себя независимо и, что немаловажно, существенно экономить на транспорте и гостиницах.

В дороге удобнее сидеть в профилированном кресле, но на ночь оно должно раскладываться в ровную кровать. Компания «Юнекс-Металл» (Unex Metall) устраняет это противоречие с помощью встроенных пневмоподушек, которые придают креслу нужную кривизну.

В конце летнего сезона любители караванинга со всей Европы берут недельный отпуск и съезжаются в Дюссельдорф, на окраине которого рядом с экспоцентром образуется гигантский кемпинг. Ведь на выставке можно не только посмотреть новые модели, прицениться к уже выпускаемым, но и купить недорого (скидки достигают 50%!) какое-нибудь оборудование, причем с полной гарантией от подделки. Жаль, я прилетел в Дюссельдорф на самолете, так что чудный раскладной стол с креслами пришлось оставить до более подходящего случая.

В отличие от большинства других крупных моделей, 3-осный переднеприводный «Детлефс-Эспри L 7880 (Dethleffs Esprit) имеет высоту меньше 3 метров. Размеры – 8280х2330х2930 мм, 4–6 спальных мест, масса – 4150/5000 кг, цена – 85 тыс. евро.

Зато присмотрел дополнительный замок «Фиамма» (Fiamma) на караван: поворотная металлическая пластина устанавливается рядом с входом и при необходимости блокирует дверь. Вещь нелишняя: прошлым летом в Риме какие-то мерзавцы своротили хлипкий штатный замок и обокрали наш караван. А вот спутниковая антенна «Керстан» (Kerstan), хоть и стоит баснословно дешево (лишь 122 евро!), мне пока не нужна – телевизор дома надоел, а в путешествии и так впечатлений с избытком. Кондиционер на крышу? Обязательно куплю лет через двадцать, пока же днем – море или разные достопримечательности, а ночью и без кондиционера нежарко.

Активный отдых нынче в моде, поэтому многие автокемперы оборудованы кормовым багажником-гаражом для мотоцикла, велосипедов и прочего снаряжения. Багажник часто используется как отдельный спальный отсек, благо в него можно пройти из салона. На фото – «Роллер Тим-Пегасо Гараж Ливинг» (Roller Team Pegaso Garage Living) стоимостью 59 тыс. евро.

Не пользуюсь мощными потребителями энергии, поэтому без практического интереса смотрел на автономные дизельные, бензиновые и газовые электрогенераторы, солнечные батареи и ветрогенераторы. К тому же подобное оборудование нужно в основном при длительных стоянках на необорудованных местах, а в кемпинге рядом всегда есть розетка. А вот любопытная вещица: небольшая, размером с ладонь, солнечная батарея «Сантрап» (Suntrap), которая даже в облачный день способна за 5–7 часов зарядить пару аккумуляторов формата АА. Комфортабельные многокомнатные палатки, солнечные тенты, маркизы (тент, сворачивающийся в прикрепленный на стенке футляр) очень хороши, но у моего каравана уже есть просторная палатка-пристройка.

Интерьер автокемпера даже среднего класса не назовешь спартанским. Передние кресла разворачиваются, образуя полноценную обеденную зону. В расположенном над кабиной алькове – просторное спальное место на двоих. На фото – салон «Роллер Тим-Пегасо Гараж Ливинг».

А вот штука похитрее – система автоматического торможения при колебаниях прицепа! Помнится, летом я попал в такую неприятную ситуацию: беспечно разогнавшись на спуске почти до 120 км/ч, вдруг почувствовал, что караван начал мотаться из стороны в сторону с нарастающей амплитудой, все сильнее дергая машину. Резкое торможение может вызвать занос прицепа – пришлось, пересиливая естественное желание вдавить педаль тормоза в пол, осаживать автопоезд дозированными импульсами. Именно поэтому на стендах всех производителей шасси для караванов стоят образцы, оснащенные системой автоматического торможения: датчик улавливает начало раскачки и приводит в действие штатные тормоза прицепа. А как быть тем, кто купил караван давно? Доктор Вольфганг Лубс предлагает систему LEAS (Lubs-Elektronisches Anhаеnger-Stabilisierungs System), которую можно смонтировать самостоятельно. Взяв в руки коробку с датчиком, Лубс пару раз качнул ее из стороны в сторону – и тут же вжикнул закрепленный на раме сервопривод, натягивая тормозные тросики. Видя мою заинтересованность, изобретатель показал ролик с записью испытаний. Впечатляет, скажу я вам! Караван буквально сдергивает машину-тягач с дороги, весь этот автопоезд складывается и кувырком летит в кювет. Бр-р! А с системой автоматического торможения никаких проблем!

Некоторые владельцы постоянно держат караван в кемпинге и используют его как дачу. В этом случае имеет смысл купить более просторный мобильхоум – небольшой домик на упрощенном шасси. Несколько жилых модулей собираются в просторную современную квартиру, а любителям стиля кантри должна понравиться такая вот избушка.

Впрочем, прицепы-дачи – лишь половина караванинга. Другая половина – автокемперы, и для них тут тоже было что присмотреть. Например, система автоматического выравнивания: останавливаешься ночевать на кривом косогоре, нажимаешь кнопку – и через 20 секунд выдвинувшиеся по углам гидроцилиндры приводят кузов в строго горизонтальное положение. А еще пневмоподвески, дополнительные стабилизаторы поперечной устойчивости и даже комплекты для чип-тюнинга! Небольшой электронный блок позволяет, скажем, увеличить мощность двигателя 2,8 JTD от «ФИАТ-Дукато» со 127 или 146 до 170 л.с.

Компактный прицеп «Адриа-Экшн 361 РН» (Adria Action) рассчитан на буксировку сравнительно маломощным автомобилем, тем не менее имеет полный набор оборудования: 3–4 спальных места, размеры 5200х2200х2540 мм, масса – 782/1000 кг, отопитель, холодильник на 60 л, газовая плита, туалет, душ. Цена – 11,8 тыс. евро.

Существенный недостаток громоздких автокемперов в том, что не везде на них проедешь, а разбив лагерь в кемпинге, владелец вынужден искать другой транспорт для путешествий по окрестностям. На этот случай многие возят во внутреннем отсеке-гараже или на трейлере велосипеды, скутеры, мотоциклы и даже автомобили, маленькие и не очень. А для особо непоседливых – автожир! Впрочем, автокемперы – удовольствие дорогое: если цены на караваны начинаются с 7–10 тыс. евро, то самая скромная машина-дом обойдется минимум тысяч в тридцать. Так что на этих самоходных красавцев я только облизывался. И мечтал – когда-нибудь, может быть.

Самоклеящаяся пленка оригинальной раскраски на бортах создает иллюзию прозрачности стен.
Так выглядел бюджетный вариант караванинга в небогатые 50-е годы: двухместная «БМВ-Изетта» (дверь расположена спереди!) с мотором 0,25 л/13 л.с. и легкий алюминиевый прицеп, в котором есть место лишь для кровати.
Доктор Вольфганг Лубс демонстрирует систему автоматического торможения каравана LEAS, которую можно смонтировать самостоятельно. Датчик улавливает начало раскачки, а электропривод приводит в действие штатные тормоза прицепа. Стоимость LEAS – 649 евро.
Если автомобильчика, спрятанного в недрах автокемпера, недостаточно для осмотра близлежащих достопримечательностей, можно захватить в путешествие прицеп-ангар, в котором помещается двухместный автожир.
Автомобиль для каботажных рейсов по округе можно транспортировать за кемпером на такой вот жесткой сцепке. Продуманная конструкция крепления позволяет демонтировать устройство буквально за несколько секунд, оставив на машине лишь спрятанные под бампером кронштейны.
Учитывая зрелый возраст караванеров, для них предлагают складные велосипеды с электроприводом. Особенность конструкции в том, что мотор лишь помогает крутить педали, добавляя 15, 50 или 150% к развиваемой водителем мощности. Зарядки аккумулятора хватает примерно на 60 км, цена электровелосипеда – 2299 евро.
Здесь не только продают посуду и кухонное оборудование для караванинга, но и демонстрируют его в деле, угощая посетителей аппетитными канапе.

«Террано-Люкс» (Terrano Lux) компании «Прокэб» (Procab) построен на шасси полноприводного MAN TGS 26.440 6х6 BL и предназначен для автономных путешествий по диким местам. Десятиметровый автомобиль полной массой до 28 т с двигателем мощностью 440 л.с. рассчитан на четырех пассажиров и оборудован пневмоподвеской, восемью аккумуляторами по 200 А.ч, автономным генератором на 8 кВт, двумя климатическими установками, водяным баком на 1000 л. Запас хода – 4000 км по дорогам, 2000 км по бездорожью. Цена – 520 тыс. евро.

Турецкий прицеп «Каретта-1200» (Caretta) размерами 3835х1760х1630 мм весит лишь 375 кг. Кровать внутри двухместная, зато есть аудиосистема и телевизор. А в кормовом багажнике – газовая плита, холодильник, 20-литровый бак с выносным душем и даже биотуалет. На длительной стоянке сбоку можно поставить палатку. В зависимости от оборудования цена – 6–7 тыс. евро.

Этот миниатюрный танк – не что иное, как транспортер для каравана: с ним удобно маневрировать на стоянке. Устройство весом 16,5 кг устанавливается под дышло и способно в течение получаса буксировать полуторатонный прицеп со скоростью до 9 м/мин. Встроенный аккумулятор, питающий два электродвигателя по 100 Вт, можно заряжать от сети или расположенной на транспортере солнечной батареи. Управление дистанционное с пульта, цена транспортера – 1100 евро.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2008
Поделиться: