Страшно, но нравится!
Бывали времена, когда на старт выходило почти три сотни спортсменов! Тем не менее и сейчас "День Победы" по-прежнему остается одним из самых важных соревнований в спортивном календаре.
Но старейший - не значит покрытый пылью и плесенью традиций. В этом году над Рязанщиной веют ветры перемен. Еще зимой объявили, что трасса близ села Семено-Оленинское примет не только грузовой чемпионат, но и легковой Кубок России. Весна, как нарочно, запоздала, снег сошел в последних числах апреля, и трасса не успела просохнуть, а кое-где являла собой трясину, в которой вязли "Уралы" и бульдозеры! Местная Федерация автоспорта и Военный автомобильный институт легли костьми, но с напастью справились, закончив подготовку дорожки буквально за пару часов до первого заезда. Правда, стартовая прямая сократилась до сотни метров. Как следствие, 38-й автокросс получился одним из самых бескровных за всю свою историю - места для разгона к первому повороту, где происходят самые зубодробительные потасовки, у пилотов тяжелых машин почти не осталось.
Состав участников класса "мини-багги", где выступают самые юные гонщики, за зиму сильно изменился - появились сильные команды и амбициозные новички, способные дать бой двукратному обладателю Кубка России Владику Демкину из Истры. Для тринадцати ребят провели два финала, и первый из них Демкин проиграл, провалив старт и по ходу гонки выбравшись только на третье место, вслед за Александром Корпуновым и Алексеем Горюном - подопечными армейского тренера Василия Борисова из Наро-Фоминска. На следующий день Демкин финишировал с огромным отрывом от соперников, но по сумме заездов стал лишь вторым. А победу одержал Корпунов.
Зимой классу "Ока-юниор" предрекали скорую кончину. Тем удивительнее было увидеть на первом этапе первенства России не только "старых и опытных" бойцов, но и необстрелянных, да в каком количестве! Юниоров собралось полтора десятка, и среди них сразу шестеро новичков! Но, конечно, первую скрипку играли не они. Финал выдался напряженный, первое место делили сразу трое старожилов - Михаил Тягунов, Сергей Тихомиров и Максим Буторин. Стартуя из второго ряда, Максим быстро прошел Тихомирова. А вот Тягунов сдался не сразу. Последовала серия из нескольких атак и контратак, прежде чем Буторин окончательно утвердился на лидирующей позиции.
Старты Дивизиона 1 (напомним, это "восьмерки" с 1600-кубовыми моторами) добавили перца в острое блюдо. В фаворитах ходили гонщики "Ростокино-Лада" и рязанец Владимир Косырев. Но фортуна, видимо, решила отдохнуть от москвичей. Первым сошел Сергей Долин - обрыв главной пары в четвертьфинале. За ним в полуфинале последовал Алексей Басов - поломка привода. Полуфиналы выиграли москвичи Михаил Басов и Сергей Загуменнов. Но в финале рязанцы взяли реванш. Великолепно стартовавшие отец и сын Басовы недолго ходили в лидерах - проблемы с трансмиссией положили конец их надеждам на третью подряд победу в Кубке. Вскоре сошел и Загуменнов, а в лидеры вышли Владимир Косырев и Валерий Долгушин. И сражались отчаянно, на финише Косырев опередил земляка всего на крыло!
Заездам УАЗов - особое внимание. Именно в Рязани решилась судьба чемпионата. После двух уверенных побед в Дмитрове и Энгельсе Биньямин Джепаев мог получить заветное "золото" уже здесь, досрочно. Но для этого нужно было побеждать. Петру Дрофичеву и Евгению Ужегову, впрочем, тоже - если они хотели сохранить теоретические шансы на титул. Но был не их день...
Выиграв отборочные заезды, Джепаев стартовал с первой линии. И едва не потерял все, развив на разгоне такую скорость, что едва не улетел с трассы. Выручил Сергей Дашкевич, чей автомобиль послужил преградой на пути в кювет. Воспользовавшись заминкой лидера, вперед прорвались Дрофичев и Алексей Жевакин, а Дашкевич, потеряв управление, перевернулся, существенно помешав своему же партнеру по команде Ужегову. Картину дополнил сход Дрофичева на четвертом круге. Жевакин и петербуржец Василий Мудров довольствовались вторым и третьим местами на этапе.
Гонку ГАЗ-51 украсили гости из Эстонии, где грузовой кросс на древних самобеглых тележках весьма в почете. Март Корк и Тайво Тусис, лидеры тамошнего чемпионата, стартовали в наших полуфиналах с последнего ряда. Тусис сошел, а Корк, попривыкнув к трассе, обгонял россиян одного за другим и финишировал третьим. В финальном заезде на первом месте вначале отметился Сергей Пучков. После поломки его двигателя вперед вышел Владимир Иванов, и тоже ненадолго - через круг и его грузовик окутался дымом. А лидерство вплоть до финиша унаследовал зеленоградец Виктор Петрунин. Корк - пятый. От гонки и трассы эстонец был в восторге: "О, какие у вас косогоры, у нас таких нет! Сначала очень страшно, а потом нравится!"
Заезды ГАЗ-53 преподнесли новый сюрприз, но на этот раз со знаком минус, разочаровав полным отсутствием борьбы. Арзамасец Сергей Кротов словно получил компенсацию за все поражения, которые пришлось пережить от Сергея Глинских из уральского города Реж. Все зимне-весенние встречи непримиримых соперников закончились в пользу уральца, и ко "Дню Победы" Глинских подошел единоличным лидером чемпионата и Кубка России. А в Рязани незамысловато завершил борьбу еще в полуфинале, из-за проблем с электрикой. Лихо выиграв старт финала, Кротов отрывался от соперников в прямо-таки неприличном темпе. На подиум вместе с ним поднялись Сергей Каширский и Георгий Суриков.
Гонщики, выступающие в классе ЗИЛ-130, отличились тем, что... ничем не отличились. Все как всегда: лидер заводской команды ЗИЛа Сергей Сафонов в очередной раз выполнил функции Шумахера. Едва дали старт, как Юрий Ершов, поняв, что Сафонова уже не догнать (!), попытался устранить в первом повороте Юрия Кулябина и весьма преуспел. Мимо них на второе место прошмыгнул Анатолий Жохов, и на этом борьба закончилась. Сафонов и Жохов ушли вперед, а Юрий Ершов отбил не особо настойчивые атаки Кулябина и в итоге приехал третьим.
Может, Сафонова ставить не на старт, а сразу на подиум? Или, скажем, пит-стопы ЗИЛам придумать? Конечно, грузовой кросс - не Формула-1, но живет по схожим принципам. И когда гонки похожи друг на друга как капли воды, необходимо что-то менять.
Фото автора