Так вам полихачить или по хозяйству?
Посмотришь на него – то ли тракторенок, то ли маленький грузовичок. Так за что же он попал на страницы «Мото»? Зри в корень! Под надстройками (кузов-кабина) – типичный ATV: одно- или двухцилиндровый 4-тактный двигатель, автоматическая трансмиссия с вариатором, привод на все колеса, независимые подвески на поперечных рычагах.
Машины такого рода известны за рубежом уже лет тридцать, они применимы там, где обычный мотовездеход недостаточно утилитарен, а его проходимость – избыточна. Органы управления таким аппаратом привычны для автомобилистов, посадка вдвоем – удобна (side-by-side буквально переводится как «бок о бок»), сзади – вместительный самосвальный кузов, трубчатая «клетка» защищает при опрокидывании.
Совсем недавно мотовездеходы класса side-by-side оставались для нас сугубой экзотикой, но буквально за два года все переменилось, и сейчас едва ли не все главные производители такой техники предлагают свои аппараты и в России. Их популярности способствует и тот факт, что этим машинам не удалось избежать общей для ATV тенденции: оснащения все более и более мощными моторами. А спортивная нотка для достаточно дорогой техники – это как раз то, что доктор нашему рынку прописал!
Хороший пример машины такого рода – американский Arctic Cat Prowler («Бродяга»). Мощный одноцилиндровый 650-кубовый двигатель жидкостного охлаждения хорош и для тяжелой работы, и для того, чтобы «оторваться по полной» после ее окончания. Автоматическая трансмиссия – с приводом на все колеса, блокировкой дифференциала и возможностью торможения двигателем. Под стать силовому агрегату и шасси: независимая подвеска всех колес на поперечных рычагах и дисковые тормоза «по кругу». Машина выпускается также и в более богато оснащенном варианте Prowler XT, а в сезоне 2008 года на рынок выходит версия Prowler XTX с еще более мощным 700-кубовым двигателем и регулируемой рулевой колонкой.
Классика жанра side-by-side – это мотовездеходы Kawasaki Mule, этой серии уже не один десяток лет. Пока на нашем рынке представлен лишь младший член этого семейства – Kawasaki Mule 610. У этой машины 400-кубовый двигатель воздушного охлаждения, автоматическая трансмиссия, независимая передняя подвеска типа «Мак-Ферсон», задняя – зависимая, маятниковая, барабанные тормоза. Зато и стоит эта машинка существенно дешевле, чем, скажем, тот же Arctic Cat Prowler. Но не исключено, что растущая популярность класса side-by-side заманит на наш рынок и более мощные и совершенные модели Kawasaki – а в арсенале компании модификации Mule с моторами 617 смз и даже 1000-кубовым дизелем, а к сезону 2008 года начинается выпуск новой серии Teryx с 750-кубовым 2-цилиндровым двигателем.
А вот американская корпорация Polaris продвигает на нашем рынке наиболее мощные модификации мотовездеходов side-by-side. Модель Polaris Ranger XP700 «вооружена» 2-цилиндровым 700-кубовым двигателем, оснащенным системой впрыска топлива, фирменной автоматической трансмиссией Polaris PVT с возможностью торможения двигателем, независимыми подвесками и дисковыми тормозами всех колес. Машина выпускается в нескольких вариантах оснащения – они могут комплектоваться таким оборудованием, как защитные дуги и бамперы, лебедка, закрытая кабина, сиденья повышенной комфортности. К сезону 2008 года компания подготовила «острую» модификацию Polaris RZR с 800-кубовым «твином», у которой нет даже вроде бы обязательной для этого класса самосвальной платформы – вместо нее маленький багажник.
«Фирменное блюдо» корпорации Polaris – 6-колесные мотовездеходы, такую модификацию она предлагает и в классе side-by-side. Polaris Ranger XP700 6x6 по многим агрегатам унифицирован со своим 4-колесным собратом, но оборудован уникальной задней 4-колесной «тележкой», которая позволяет повысить проходимость (в случае необходимости на нее можно надеть гусеницу). Да и сам кузов просторнее, его грузоподъемность увеличена с 454 до 567 кг.
Мотовездеход Yamaha Rhino создан на основе знаменитого Grizzly 660 и заимствовал у него мощный одноцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, автоматическую трансмиссию Ultramatic с возможностью торможения двигателем, независимые подвески и дисковые тормоза всех колес. Впрочем, такая тесная «привязка» к обычному мотовездеходу отразилась на скромной емкости грузового кузова.
Китайские компании делают только первые шаги в производстве мотовездеходов класса side-by-side, и параметры их машин более чем скромные. Так, у пришельца с острова Тайвань Aeon SXS Cube двигатель рабочим объемом всего 272 смз; впрочем, размеры и масса грузовичка заметно меньше, чем у продукции признанных марок, что отчасти компенсирует нехватку мощности. Независимая передняя подвеска сочетается с маятниковой задней, тормоза – дисковые.
Мотовездеход Tramp CUV-300 – продукция китайской компании Linhai. Внешне машинка воспроизводит Yamaha Rhino, но механическая начинка своя: 275-кубовый двигатель жидкостного охлаждения, независимые подвески всех колес (передняя – на стойках «Мак-Ферсон») иѕ барабанные тормоза с гидроприводом.
Впрочем, скорость развития китайского мотопрома такова, что и мотовездеходы большого калибра не заставят себя ждать. Компания Forsage, которая занимается сборкой и, скажем так, доработкой китайской техники, анонсировала недавно 700-кубовую машину класса side-by-side. Forsage HS700UTV. У новичка – одноцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, автоматическая транcмиссия, независимые подвески и дисковые тормоза всех колес.