Неправильные шины
Эта мера направлена против Michelin: заподозрили, что после гонки при соблюдении каких-то условий (нагрев, определенные углы износа) ширина пятна контакта французской резины превышает установленные 270 мм. Выяснилось, что именно Ferrari, а конкретно технический директор Росс Браун накануне венгерского этапа сделал тонкий намек техническому делегату ФИА Чарли Уайтингу. Тот пообещал взять дело на контроль и, как видим, обещание выполнил.
Кажется, проблема не стоит выеденного яйца: речь идет о выигрыше нескольких миллиметров. На медленных трассах – типа Хунгароринга – эти миллиметры вроде должны давать какое-то преимущество. Но на быстрых? В Сильверстоуне, помнится, доминировал Рубенс Баррикелло на покрышках Bridgestone. Об этом почему-то никто не вспомнил.
В официальном коммюнике Michelin подчеркнула, что с 2001 года выпускает шины строго в соответствии с регламентом чемпионата мира. Ширина на старте – ровно 270, ни миллиметром больше. Но если теперь измерять хотят на финише, что ж, пожалуйста, мы изготовим шины, отвечающие новым условиям. То есть, в сущности, французы признали, что использовали эту лазейку в правилах. И оставили за собой право на судебное преследование представителей команды Ferrari, которые в ходе массовой перепалки допустили оскорбительные выпады в адрес Michelin.
Тут уже оправдываться принялся спортивный директор Ferrari Жан Тодт. «Да, я говорил, что все, кто применял неправильные покрышки, – жулики. Не знаю, как давно их используют: может, месяц, а может, и весь год. Разве это правильно? Но мы не стали подавать официальный протест, просто поставили в известность ФИА. Гонки должны быть честными». А победитель Гран-при Венгрии Фернандо Алонсо высказался так: «Смешно слышать такие заявления. Французская резина в этом году превосходит японскую, вот и вся загадка. Когда Ferrari, Шумахер и Bridgestone постоянно побеждали, никто на Michelin не жаловался. По-моему, они просто не умеют проигрывать».
Как бы там ни было, французы уже выпустили новые шины. Протестировав их, ФИА заявила, что инцидент полностью исчерпан. На самом деле у команд, использующих Michelin, теперь есть выбор: ставить новые шины, ничем не рискуя, или же старые, попадая под угрозу протеста и возможной дисквалификации.
Между тем, как и в случае с «тракшн-контролем», формально запрещенным уже несколько месяцев, абсолютно все команды ездят на «неправильных» шинах. Причем очень давно, с того года, как ФИА распорядилась нарезать на протекторе канавки, дабы уменьшить пресловутое пятно контакта и ухудшить сцепление колес с дорогой. Форма, ширина и глубина канавок строго оговорены.
Известны случаи, когда на жарких этапах, например в Малайзии, канавки к моменту финиша стирались в ноль. Гонщики финишировали на абсолютно лысых покрышках. Кто-нибудь подал хоть один протест? Отнюдь. Существует некое джентльменское соглашение: никаких претензий к канавкам соперников. ФИА, обязанная карать нарушителей, смотрит на это сквозь пальцы. Чарли Уайтинг что-то не бежит после финиша с линейкой измерять глубину канавок. А ведь производитель может сделать такие шины, что канавки будут полностью стираться, скажем, за пять-десять кругов. И ни одна живая душа не сможет доказать, что это «не естественный» износ. Так что там говорил Жан Тодт насчет честных гонок?