Гонки вместо вечеринок
Теперь это краеугольный камень национального автоспорта. Мы, конечно, отстали порядочно. Примеры есть. Собственными гоночными "конюшнями" обзавелись сеть бензоколонок "Корус", торговая фирма "Нижегородец" (дилер ГАЗа), компания "Крумб Сервис" - представитель Valvoline в Тольятти, магазин запчастей "Кэмп". Но это скорее исключения из правил. В общей своей массе российские продавцы автомобильных товаров не верят, что болельщики команды "ЛУКойл Рейсинг" принципиально заправляются только на колонках "ЛУКойла". Не считая того, что участие фирмы в гонках позитивно отражается на ее имидже.
Больше всего таких "маленьких" команд - в кроссе. За сравнительно небольшую сумму можно снарядить "восьмерку" и отправить на чемпионат страны. Имя фирмы, начертанное на бортах, видят тысячи зрителей, а в случае успешных выступлений (это прямо зависит от финансирования команды) - миллионы телезрителей. Зимой эта же машина может выступать в трековых гонках. Московский дилер "АвтоВАЗа", фирма "Ростокино-Лада", однажды пошла именно этим путем.
Менеджер и гонщик профессиональной гоночной команды "Ростокино-Лада" Алексей Басов рассказал, что все началось с чистой случайности: "Я оказался в нужное время в нужном месте. Подвозил девушку, разговорились, она узнала, что я - гонщик, взяла координаты. Потом - телефонный звонок и встреча с директором "Ростокино-Лады" Алексеем Жильцовым. Как оказалось, горячим поклонником автоспорта. Он предложил создать кроссовую команду. До того дня я гонялся на голом энтузиазме, а тут появились крыша над головой и перспективы дальнейшего роста".
В первый год Басову пришлось тяжело: ездил на гонки без механиков, сам готовил и обслуживал машину. Но основные проблемы были на трассе. Этап чемпионата России все же серьезное мероприятие - около сорока пилотов, преимущественно из Тольятти и Казани, самых "кроссовых" наших городов. А сегодня это коллектив уже из трех пилотов - к Алексею присоединились его отец, Михаил, гонщик с большим стажем, и рязанец Сергей Долин. Оборудованные боксы в расчете на три боевые машины, "моторхоум" Mercedes Benz Sprinter - для дальних вылазок. Правда, до сих пор не хватает механиков.
Однако у маленького коллектива есть свои преимущества. Прежде всего, умеренный бюджет. На содержание команды отводится около $35 тыс. в год. Еще примерно столько же уходит на постройку нового кроссового автомобиля. От стандартной "восьмерки" остается только кузов, все остальное, вплоть до последнего винтика, заменяется более прочным, качественным и конструктивно грамотным.
В подготовке машины есть свои "чисто российские" нюансы. В частности, у Алексея Басова сложилось впечатление, что спортивные двигатели, построенные известной тольяттинской фирмой "Торгмаш", немного различаются - в зависимости от заказчика. Скорее всего программами управления впрыском топлива - это видно по динамике разгона. Кому-то достаются более шустрые моторы, чем всем остальным. "Ростокинцы" пытаются добиваться успеха иным путем. "Пилоты с хорошими моторами осторожнее едут в поворотах и потом отрываются на прямых участках, - объясняет Басов. - Мы, имея давний опыт езды на "помойках", в поворотах рискуем и потому проходим их быстрее. Помогает и то, что, скажем, гонщики из Татарстана активно и охотно сражаются друг с другом".
Сегодня у "Ростокино-Лада" - ряд побед на этапах чемпионата и Кубка России по кроссу, Басов и Долин поднимались также на подиумы трековых гонок. Побеждая по воскресеньям, фирма продает товар на буднях - все как в старой доброй Америке. Наверное, как-то можно научно посчитать эффект от рекламы через автоспорт и руководствоваться цифрами, решая, нужно создавать свою команду или нет. Психологи определят, что лучше влияет на корпоративный дух - вечеринки или победы в гонках. Но одно не подлежит сомнению: развитие национального автоспорта невозможно без команд, подобных "Ростокино-Лада".
Фото автора