Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Эти дни мы будем вспоминать...

Слова старой песни о боях, о дружбе фронтовой и в наши дни не забыты.
Полная версия

Каждый раз, когда журнал обращается к теме Великой Отечественной, нам открывается ранее неизвестное о тех, кто ковал победу за рулем. Давние читатели журнала помнят рассказы о встречах с героями Ладоги, о технике, на которой воевали, об экспедиции по адресам водителей – Героев Советского Союза. Но оказывается, и тем, кто читает «За рулем» сегодня, есть чем поделиться. Призыв журнала «Победа-65» (ЗР, 2010, № 3, с. 26) прислать фото и рассказы о военных водителях нашел горячий отклик.

Начинаем публикацию откликов с подборки снимков, полученных от Виталия Штыренко. Он хранит богатую фототеку отца – корреспондента газеты «Подольский рабочий» Павла Николаевича Штыренко, который в годы войны не расставался с фотокамерой – был внештатным корреспондентом фотохроники ТАСС. Воевал с оружием в руках в числе подольских курсантов, отличившихся в сражении под Москвой, был трижды ранен, награжден орденом Красной Звезды и другими боевыми наградами.

Артиллеристы лихо форсируют речку на «Шевроле-G7107», одной из наиболее массовых машин ленд-лиза.
Гаубицы на буксире у самых мощных тракторов тех лет – марки «Сталинец С-65».
Самоходные орудия мчатся на запад.
Павел Николаевич Штыренко
Офицеры – у пикапа ГАЗ-415 на шасси ГАЗ-М1.
Чему-чему, а плаванию «эмку» – ГАЗ-М1 не учили…
Полуторка ГАЗ-АА (на заднем плане) чудом сохранила довоенную «выправку».

Александр Андреевич Уткин

Наша семья гордится своим отцом и дедом. Он всю войну, до самого Берлина, прошел за рулем полуторки. Подвозил боеприпасы на передовую. Под бомбежками и артобстрелами потерял четыре машины. Сам был ранен – осколок оставался в теле до конца жизни. На него трижды приходила похоронка, а он в один из дней появился дома! Мать лишилась чувств… Награжден орденами и медалями. После войны строил в Балашихе, под Москвой, завод «Рубин», где потом работал начальником цеха. На фото он наверху – в военной фуражке с очками.

Сергей Фокин, сын

Анастас Панаётович Анастасов

Оба моих деда – шоферы, оба ветераны войны. Григорий Матвеевич в конце тридцатых переехал из Кировской области в подмосковные Люберцы. Здесь окончил курсы и стал водителем, отсюда же призвали в армию. Участник финской войны. На полуторке возил боеприпасы к передовой. В конце 1939 года демобилизовался, а на второй день Великой Отечественной войны уже снова был в армии. Сначала в батарее аэродромного обслуживания, потом в учебном автополку, где возил командира полка. В боевой операции чуть не погиб, дважды горел в машине. Вспоминал, что оставил роспись на стене Рейхстага. Помним его как очень скромного и совестливого человека. Второй дед, Илья Бузыкин, воевал на Втором Украинском фронте, награжден орденом Отечественной войны и медалью «За боевые заслуги».

Илья Федорин, внук

Константин Спиридонович Волошин (1912–1994)

Посылаю очень дорогую для нашей семьи фотографию. Мой отец Демихов Михаил Григорьевич, 1918 года рождения, прошел всю войну шофером начиная с ноября 1941 года (на обороте фото, где отец в шинели, надпись: «Варшава, местечко Урус, 5 апреля 1945 г.»). Он не любил вспоминать о войне, но, думаю, солдатом был хорошим, с сибирским характером – с природной смекалкой, чувством ответственности. А главное – он защищал Родину, принадлежал к тому прекрасному поколению, которое, пройдя тяжелейшие испытания, не сломалось. А для нас, их детей, День Победы – это святое.

Владимир Демихов, сын

Николай Тихонович Ермушин (1927–1998)

«Мерседес-Бенц 230».

На фото слева мой дед, военный шофер, рядом с трофейным «Мерседесом» командира части. Знаю, что в конце войны он освобождал Литву, где остался служить. Награжден орденом Отечественной войны и медалями. Демобилизовавшись, жил в поселке Суда Череповецкого района, работал кузнецом на фабрике «Красный пресс». Горжусь, что в нашей семье был человек, который защищал Родину. Вечная ему память.

Максим Лукяничев, внук, Череповец

Александр Григорьевич Кухтарёв (1914–1971)

«Опель-Кадет».

Посылаю фотографию своего деда. Он справа с орденом Славы. Жил в Казахстане, в Уральской области – туда и вернулся после войны. Права получил уже на фронте и всю войну прошел за рулем разных машин. До конца дней работал водителем. Умер от старых ран – несколько осколков так в нем и остались. Было у него много наград и среди них два ордена Славы.

Олег Акмайкин, внук, постоянный читатель «За рулем»

Михаил Матвеевич Максименко (1916–2004)

«Виллис-МВ».

Спасибо, что не забываете фронтовых шоферов! Посылаю фото моего отца, где он рядом со своим «Виллисом». На войну папа ушел 23 июня 1941 года. Проработал до этого шофером три года. Им выдали полуторки, погрузили на платформы и отправили под Ржев. Рассказывал, как он в первый раз попал под огонь немецкого истребителя. Весь кузов в щепки, двигатель поврежден, сам чудом остался жив. И своими силами отремонтировал машину. В те времена водитель мог это сделать. За время войны сменил несколько автомашин: ЗИС-5, «Студебекер», «Виллис». Воевал в составе 89-й отдельной автосанитарной роты 22-й армии Прибалтийского фронта. Фронтовые награды: орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги» и еще много послевоенных. После войны вернулся в Свердловск и до выхода на пенсию в 1976 году работал шофером в управлении пожарной охраны области. Награжден тремя медалями «За безупречную службу».

Мне очень дорога память об отце, поэтому материального вознаграждения за этот материал не надо. Направьте его на нужды фронтовиков. С самыми добрыми пожеланиями моему любимому журналу.

Сергей Максименко, сын

Николай Романович Тимченко

Этот «Виллис-МВ» даже поучаствовал в застолье.

Посылаю фронтовой снимок «За победу!». Его сделал мой двоюродный дед Николай Романович Тимченко в апреле 1945-го. Он воевал лейтенантом на Третьем Украинском фронте, но, к великому сожалению, до сегодняшнего дня не дожил, и уже некого расспросить о подробностях.

Андрей Синегрибов

Александр Александрович Толбанов

Прочитал статью «Победа-65» и решил поддержать вашу замечательную инициативу. Мне не довелось лично увидеть и услышать прадеда. По рассказам бабушки, его дочери, всю жизнь он посвятил автомобилям, работая испытателем в Научном автотракторном институте (НАТИ). Свой боевой путь начал в Красной Армии еще в 1920 году. С начала Великой Отечественной работает шофером, обеспечивая бесперебойную доставку стройматериалов для сооружения огневых точек под Москвой. В январе 1943 года, в возрасте 42 лет, становится водителем легендарной «катюши». С боями прошел пол-Европы до самой Праги. О славном фронтовом пути свидетельствуют медали «За отвагу», «За взятие Вены» и «За взятие Будапешта». После войны прадед работал водителем, а затем механиком в транспортной части ЦК КПСС. Выйдя на пенсию, активно помогал растить троих внуков. Отправляю четыре посылки с архивными файлами.

С.А. Волков, внук

Николай Маркович Киреев

Санитарный ГАЗ-55.

Высылаю фото двоюродного брата моей бабушки. На обороте написано: «Прага. Храните мою карточку до встречи. На память бабушке и сестрице Марусе».

Петр Чуйкин, Бежецк Тверской области

Подпишитесь на «За рулем» в

«За рулем»
12.05.2010
Поделиться: