Танк Т-34: огнем и маневром
Приказ седого, хмурого полковника из старого, 1968 года фильма «На войне, как на войне» почему-то врезался в память раз и навсегда: «Поддержите нас огнем и маневром!»…
С трудом, задевая всем, чем можно, за все, что можно, протиснувшись на место механика-водителя, пристраиваюсь к неудобным педалям, пытаюсь совладать с рычагом переключения передач, словно приваренным к полу. Давлю кнопку. Коротко и глухо проухал стартер, и машина наполнилась ревом старого, но бодрого 500-сильного дизеля. Огня сегодня не будет, а вот поддержать маневром тех, кто воевал на таких машинах более 65 лет назад, попробуем.
ПРИЗЫВА 1940-ГО
Теперь трудно представить, что машина, признанная выдающейся многочисленными историками, политиками, военными – от Черчилля до Гудериана - добиралась до конвейера и воинских частей совсем не просто. У детища конструкторов Харьковского паровозостроительного завода во главе с Михаилом Ильичем Кошкиным нашлось немало противников – уж очень необычен танк, работы над которым начали в 1938-м. Машина получилась непривычно тяжелой, поскольку имела защиту не только от стрелкового оружия, как предыдущие массовые советские танки. С недоверием относились и к дизелю, и к отсутствию… колес. Ведь СССР будет «бить врага на его собственной территории», а значит - танки скорым маршем пойдут по европейским шоссе. Вспоминал ли кто-нибудь эти планы страшной осенью 1941-го или тяжелым летом 1942-го? Если и вспоминали, то с горечью…
В 1938-м будущая война виделась по-другому. Но у харьковских конструкторов, к счастью, нашлись сторонники в армии. За опытным образцом Т-46-5 последовал А-20 с дизелем В-2. Затем создали прототипы А-32, в том числе с мощной 76-миллиметровой пушкой, а в начале 1940-го - вариант с более толстой броней А-34. Именно он после небольших доработок и стал серийным Т-34.
Окончательное решение о выпуске машины приняли в Москве, в марте 1940-го. Из Харькова, дабы провести последний этап испытаний, танки погнали в столицу… своим ходом. После показа высшему руководству и испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке машины вновь самостоятельно ушли на «паровозостроительный». Общий пробег составил около 2800 км. В этой поездке промозглой весной 1940-го Кошкин получил воспаление легких, ставшее роковым. В сентябре 1940-го талантливый конструктор умер, но его машина, к счастью, уже стала серийной.
К июню 1941-го сделали около 1000 Т-34. По требованиям военных готовили модернизированный вариант: в частности, старались улучшить не слишком удобное рабочее место водителя. Но 24 июня нарком обороны С.Тимошенко и начальник генштаба Красной Армии Г.Жуков потребовали наращивать производство серийных машин. Время для экспериментов неподходящее: через шесть дней немцы вошли в Минск, через месяц с небольшим - в Смоленск…
СИГНАЛ К АТАКЕ
В фильмах детства и юности работа танкистов выглядела какой-то лихой и даже романтичной. Одна из немногих картин, более-менее близко передающих труд четырех людей в тесной бронированной коробке, наполненный ревом мотора, грохотом выстрелов, раскаленной пороховой гарью – та самая работа режиссера Виктора Трегубовича «На войне, как на войне». Там, правда, воюют в самоходке, но сути это не меняет. У нас тут, в 2010-м - ни выстрелов, ни гари, ни тем более риска попасть на мину или оказаться мишенью «Тигра»…
Отжал тугое сцепления, с трудом всадил первую, рычаги полностью на себя (водители-знатоки этой машины говорят: усилие до 70 кг!), теперь можно бросить сцепление и, добавляя газ, отпускать рычаги вперед. Поехали! Только делать это нужно бы гораздо быстрее! Какая уж тут атака? Даже с открытым люком водитель среднего роста вынужден пригибать голову, чтобы видеть дорогу перед самым носом машины. А как ехать, когда люк закрыт? И сколько тренироваться, пока научишься с толком орудовать неподатливой «кочергой» коробки?
Правда, рычагами, тормозящими фрикционы, работать несложно. Потянул левый – машина повернула даже послушней, чем ждал. Разумеется, Т-34 умеет разворачиваться на месте – один из рычагов до конца на себя и добавить газу. Только непривычно осознавать, что где-то там сверху поворачивается и ствол.
Справа – стрелок-радист, под ногами которого люк для экстренной эвакуации. Но, как правило, он оказывался бесполезен, особенно если машина вставала в колее. Говорят, ловкий радист умудрялся покинуть танк через люк водителя чуть ли не раньше его самого. Сзади-сверху еще трое (в Т-34-85 экипаж увеличили, освободив командира от функций наводчика). Командир слева, выше всех, на откидной табуретке – «насесте». Под ним, фактически головой между его коленями – наводчик, а справа – заряжающий. Гильзы выскакивают как раз между ним и командиром. Хорошо еще, что у гусеничной машины замечательная плавность хода. Иначе было бы совсем непонятно, как тут можно воевать – во что-то целиться и попадать!
Холодный ветер дует в лицо, ноги затекают от неудобной посадки, перенапряженные руки, кажется, уже примерзают к рычагам. Но останавливаться не хочется – стыдно перед машиной и теми, кто когда-то шел на ней в бой.
ГВАРДИИ РЯДОВЫЕ
«Шестого октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была остановлена русскими танками… Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное было наступление на Тулу пришлось отложить». Интонация послевоенных мемуаров Хайнца Гудериана предельно бесстрастна. По воспоминаниям очевидцев, осенью 1941-го, когда первые «тридцатьчетверки» прошивали насквозь башни немецких Т-III, снаряды которых отскакивали от мощных наклонных бронелистов советских машин, генерал реагировал куда эмоциональнее. Кстати, он же писал, что после тщательного осмотра трофейного Т-34 у немцев даже появилась идея скопировать машину. Но «смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно дизельного мотора».
Многие называют «тридцатьчетверку» лучшим танком Второй мировой. Он, действительно, был маневренным, экономичным, относительно простым в производстве. Дизельный двигатель обеспечивал лучшую, чем у немецких машин пожарную безопасность. Но недостатков у Т-34 тоже хватало: слабая оптика, неудобное место водителя. Мотор В-2 пожирал уйму масла. Именно его, кстати, помимо дизельного топлива, возили в бочках, укрепленных на корпусе. Жизнь танка во время войны - предельно коротка, не только из-за вражеских пушек и мин. Гарантийный ресурс двигателя составлял всего около 100 часов, а первые моторы отхаживали и вовсе четверть этого срока. Еще бы! Двигатели-то, да и сами танки делали, в основном, полуголодные женщины и пацаны из ФЗУ (фабрично-заводских училищ). У этих рядовых Великой Отечественной не было на груди гвардейских значков, редко появлялись медали и ордена…
Копировать «тридцатьчетверку» немцы не стали, но и от создания новых машин, конечно, не отказались. Осенью 1942-го под Мгой наши танкисты впервые встретились с «Тиграми», которые наши 76-миллиметровые пушки могли поразить уже только с 500-600 м. А потом появились «Пантеры» с мощнейшей лобовой броней, державшей удары советских снарядов. Танкисты, прошедшие войну рассказывали, что в бою с одним «Тигром» порой гибли до десяти «тридцатьчетверок». И даже после появления в 1943-м машин с более мощной пушкой калибра 85 мм «тигробоязнь» преследовала наших до самого конца войны. О цене Победы можно судить по сухой и страшной фронтовой статистике. С 5 по 20 июля 1943 года под Курском 1-я танковая армия из 552 машин потеряла 443, из них сгорели – 316! А ведь в каждом танке четверо-пятеро вчерашних пацанов... Можно мерить войну плацдармами и стрелками на картах, но правильнее все-таки – жизнями обычных людей, которых судьба и время научили преодолевать нормальный человеческий страх и помогать превозмочь его тем, кто рядом. А это, по сути, и есть - мужество.
...Вот и рычаги стали как будто легче. «Тридцатьчетверка» грозно ревет мотором, словно нам с ней и вправду предстоит поддержать огнем и маневром ребят, ушедших в атаку больше 65 лет тому назад...