Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Дороги для двух столиц

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, планы развития основных транспортных узлов России, а это в первую очередь Московский и Санкт–Петербургский, должны быть реализованы и обе столицы с развитием примыкающих к ним дорог станут привлекательнее для автоперевозчиков.
Полная версия

Наступивший кризис негативно сказался на функционировании транспортного комплекса. К числу основных мер выхода из кризиса можно отнести увеличение государственного заказа и объемов финансирования приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры. Увеличение инвестиций поспособствует ее развитию, позволит сократить транспортные издержки и непроизводительные затраты времени, повысить конкурентоспособность отраслей экономики.

Именно по этому пути пошли правительства многих ведущих государств мира. Например, в Китае разработана антикризисная программа на сумму 585 млрд долларов США в течение 2 лет, при этом 75% от общей суммы, или 12% ВВП страны, планируется направить на развитие транспортной инфраструктуры. План Администрации США предусматривает инвестиции в модернизацию автомобильных дорог, мостов, транзитных и водных путей в размере 48 млрд долларов в течение 2 лет. В Германии на аналогичную программу выделено 17 млрд евро. В России государство также выделяет средства на дороги, но объемы в разы меньше – тем более важно обратить внимание на приоритетные направления.

Перспективы развития автомобильных дорог на территориях двух крупнейших городских агломераций в России подробно изложены в программе развития Московского транспортного узла и программе комплексного развития Санкт-Петербургского транспортного узла на период до 2015 года. Остановимся на нескольких проектах.

Московский транспортный узел самый мощный в транспортной системе Российской Федерации и один из крупнейших в мире. Помимо обеспечения потребностей населения, экономики Москвы и Московской области он выполняет транзитные функции для грузов и пассажиров, следующих в другие регионы России или зарубежные страны. Высокая концентрация транспортных потоков привела к исчерпанию пропускной способности транспортной инфраструктуры Московского региона. Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры становится серьезным фактором, сдерживающим экономический рост региона. Для решения транспортных проблем предусматривается ряд мер. Рассмотрим некоторые из них.

К приоритетам дорожного строительства в Москве относятся:

Насколько важно решение проблем Санкт-Петербургского транспортного узла, крупнейших ворот России, красноречиво свидетельствуют следующие факторы. Регион граничит со странами ЕС, здесь расположены наиболее загруженные погранпереходы РФ, через которые в 2008 году перевезено 7,8 млн т грузов (25% объема международных перевозок внешнеторговых грузов автотранспортом в РФ). В морских портах Санкт-Петербурга и Ленинградской области переваливается 35% общего объема экспортно–импортных грузов страны, доставляемых морским транспортом. За последние 5 лет объемы перевалки грузов в этих портах увеличились в 2,5 раза. Грузооборот портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2008 году составил 160 млн т, из них Большой порт Санкт-Петербург 60 млн т, порты Ленинградской области 100 млн т.

В перспективе прогнозируется повышение роли Санкт-Петербургского транспортного узла в транспортной системе России, вызванное:

существенным ростом объемов международных перевозок, проходящих через морские порты Балтийского моря и сухопутные погранпереходы в связи с увеличением товарообмена между странами. Сегодня именно морские порты во многом обеспечивают загрузку других видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного), а также смежных отраслей экономики; развитием новых направлений транспортных коридоров, проходящих через Санкт-Петербург и далее по территории России в обход перегруженного Московского транспортного узла:

– Европа – Западный Китай по маршруту СПб – Вологда – Йошкар-Ола – Казань – Оренбург – граница Казахстана;

– Северо-Запад – Сибирь по маршруту СПб – Котлас – Сыктывкар – Пермь – Ханты-Мансийск – Томск; размещением на территории региона постов таможенной очистки грузов с целью перенесения основной части процедур таможенного оформления к местам их «входа» на территорию России; ростом спроса на услуги транспортно–логистического комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области за счет развития отраслей экономики.

В ближайшие годы в структуре грузооборота Большого порта Санкт-Петербург и морских портов Ленинградской области значительно возрастет объем генеральных грузов, что повлечет за собой увеличение объемов перевозок портовых грузов на автотранспорте. Наиболее существенную роль автотранспорт играет в перевозках накатных грузов и рефгрузов, где его доля составляет 98–100%, а также контейнеров (80%). Значительна доля автотранспорта и в перевозках лесных грузов (60%.). В наибольшей степени рост автомобильных перевозок портовых грузов будет связан с увеличением контейнерных перевозок через Большой порт Санкт-Петербург (с 1,7 млн TEU в 2007 г. до 5,4 млн TEU) и порт Усть-Луга (до 6 млн TEU в 2025 году). Таким образом, в период 2007-2025 годов объем перевозок портовых грузов на автотранспорте в Санкт-Петербургском транспортном узле увеличится с 21 млн т до 120 млн т (в 6 раз).

Многократное увеличение объемов перевозок портовых грузов на автотранспорте приведет к существенному росту интенсивности движения на автодорожных подходах к портам и дорожной сети, обеспечивающей выход на федеральные автодороги. Прогнозируется, что уже к 2015 году будет исчерпана пропускная способность восточного участка Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Для решения проблем транспортного обеспечения Санкт-Петербургского транспортного узла необходимо создание нового автодорожного маршрута, который свяжет морские порты Балтийского моря с федеральной дорожной сетью. Он будет включать три участка.

Первый участок протяженностью 173 км: от морского порта Усть-Луга через Котлы на федеральную автомобильную дорогу «Нарва» и далее по магистральной бетонной дороге А120 до СПАДа (скоростная платная автомобильная дорога) Москва – СПб и федеральной автомобильной дороги «Россия». Второй участок протяженностью 251 км: от скоростной платной автомобильной дороги Москва – СПб и федеральной автомобильной дороги «Россия» по новому восточному участку магистрали до автомобильной дороги «Сортавала» и далее до нового автомобильного пункта пропуска на государственной границе с Финляндией в районе поселка Солнцево.

Третий участок протяженностью 110 км: от морского порта Приморск до нового автодорожного маршрута (примыкание в районе пос. Стеклянный). Новый автодорожный маршрут планируется обустроить для свободного проезда тяжелого грузового транспорта с осевой нагрузкой 13 т (усиление дорожной одежды, расширение проезжей части, увеличение радиуса поворотов, исключение пересечений в одном уровне и наличия светофорных объектов, строительство объектов придорожного сервиса и сети парковок для грузового транспорта, расположенных в зонах тяготения автомагистрали).

В отличие от планов строительства объектов, реализация которых предполагается на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), в строительстве, реконструкции, модернизации тех участков автодорог, которые примыкают к столицам, сомневаться не приходится. При обеспечении государственного финансирования эти дороги будут построены, реконструированы и модернизированы. Может быть, немного позже расчетного, может быть, дороже намеченного, но будут.

Поэтому, планируя свой бизнес, автоперевозчик должен учесть фазу строительства с неизбежными объездами, перспективы, которые открывают новые маршруты, а также свои возможности по расширению парка транспортных средств и привлечению клиентов.

Ирина Полякова, кандидат экономических наук

Подпишитесь на «За рулем» в

18.06.2010
Поделиться: