Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Помним, чтим, благодарим

Так можно выразить суть десятков откликов на обращение редакции вспомнить тех, кто воевал за рулем. В письмах родных и друзей военных шоферов много добрых слов об этих людях, гордость за их ратный труд, немыслимую выносливость и мастерство на фронтовых дорогах, где без знания техники, умения владеть ею, без смелости и отваги не победить...
Полная версия

Николай Романович Гаранин

Мой дедушка на  фото первый слева. В  армию его призвали в  апреле 1941  года, боевой путь начал 24 июня 1941 года под Белой Церковью, на  Украине, а  завершил в мае 1945-го под городом Бернау в  Германии. Всю войну прошел простым красноармейцем-водителем. Воевал на  ЗИС-5, «Студебекере», «Виллисе». Несколько раз был ранен, один раз тяжело. За  участие в  боях награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга». После войны до  самой пенсии работал шофером.

Роман Гаранин, внук.

Алексей Иванович Сурайкин (1918–1990)

Мой отец из  крестьян, родился в  мордовском селе Ичалки. С  1939  года в  армии. Как сказано в  военном билете, «специалист колесных машин, водитель-шофер».Участвовал в  войне с  финнами, а позже, до июля 1942  года, – с фашистами. Попал в плен и после освобождения в 1945-м успел еще повоевать. На фото, присланном в конце войны домой, написал: «На  добрую память от  группы шоферов, которые прошли от  Сталинграда до Берлина и  от  Берлина до  Праги. Слава героям Отечественной войны! Прага, 1945 г.».

Виктор Сурайкин, сын.

Галиулл Зарипович Зарипов (1910–1942)

С молодых лет отец хотел стать шофером. Приехал в Москву из Казани, учился, поступил на  автобазу в  Измайлове. В  ноябре 1941  года перед отправкой на фронт забежал домой, чтобы увидеть меня, новорожденного сына. После этого о нем сведений не было. На запрос матери в военкомат сообщили (извещение №  364): «Красноармеец Зарипов Галиулл Зарипович, 1910  года рождения, уроженец Татарской АССР, Буинского района, дер. Черки-Гришино, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит в бою 27 января 1942 года».

После окончания средней школы я, как и  отец, решил учиться на  водителя. Получил права на  все виды автотранспорта. Когда призвали на службу в армию, попросился в  бронетанковые войска. Службу закончил офицером, до  пенсии работал водителем в  подразделениях МИДа. Желание деда быть водителем продолжил и мой сын Михаил Зарипов. Он  воевал в  Афганистане, имеет правительственные награды. Моя семья благодарна редакции за то, что вы взялись воскресить память о наших дедах и отцах, воевавших с ненавистным врагом.

Анатолий Зарипов, сын.

Петр Николаевич Клесов (1914–1988)

На  снимке  – мой дед. Воевал с  28.06.1941 по  25.09.1945. Был водителем в полевой авиационной мастерской Волховского фронта, а затем в 451-м дивизионе связи 1-го Белорусского фронта. Награжден. После войны какое-то время служил в  Германии, а  с  1953  года жил в  городе Альметьевске (Республика Татарстан), работал в «Альметьевскнефти».

Очень интересна марка автомобиля (по-моему, немецкая). Если сможете, немного расскажите о  ней. Спасибо.

Андрей Быченко, внук.

Аркадий Григорьевич Судаков (1911–2002)

Мой дед родился в селе Верхняя Орлянка Сергиевского района Куйбышевской области. В  1934  году окончил курсы шоферов. Служил в  Красной Армии два года. В первые же дни войны мобилизован на  фронт вместе со  своей полуторкой, на  которой работал в колхозе. Всю войну провел за рулем. Вначале в артиллерийском полку, а с 1943 по 1945 год – в хирургическом полевом подвижном госпитале. Войну закончил в Берлине. Награжден боевыми медалями. После войны трудился водителем в  родной Верхней Орлянке, водительский стаж – 54 года. Воспитал пятерых детей. Был очень добрым и скромным человеком. К  сожалению, военные фотографии сгорели при пожаре.

Посылаю вам стихотворение о памятнике советским солдатам под Берлином, которое дед увидел после войны в газете и выучил. Помнил его всегда, но читал вслух только раз в  году, 9 мая, по  просьбе ветеранов войны. Там есть такие строки: Приходят сюда боевые друзья,Чтят память товарищей свято. Здесь часто шофёры дают тормоза, С полуторок сходят солдаты.

Сергей Судаков, внук.

Петр Арсентьевич Левченко

Спасибо, что в  год 65-летия Великой Победы вы разыскиваете водителей  – участников войны. Хочу сообщить о  тех своих родных и  близких, кто служил и  служит Отечеству за рулем. Мой дед Петр Арсентьевич Левченко, 1917 года рождения, ушел на войну с тремя братьями в 1942-м. Бог миловал  – израненные, но  все вернулись. С боями в составе отдельного ремонтного батальона связи водителем прошел фронтовыми дорогами и мой дед. Было всё: бомбежки, холод, голод, ранения, смерть друзей. За рулем разных автомобилей – от «Виллиса» до полуторки – воевал в Курске, Минске, Варшаве, участвовал в штурме Кёнигсберга. Войну закончил в  Берлине. Награжден многими медалями и  орденами. На фото, сделанном возле рейхсканцелярии в  1945  году, он в  белом комбинезоне. Дело его мы в  нашем роду продолжаем. Мой отец Иван Петрович Левченко окончил Омское танковое инженерное училище, прошел все ступени от  рядового до  подполковника. Сейчас на  заслуженном отдыхе. Я  пошел по  стопам деда и  отца – подполковник в  запасе, проходил службу в  Челябинском военном автомобильном училище, где и  сейчас преподаю.

Андрей Левченко, внук

Николай Ильич Рачкин

Вездесущий «Виллис-МВ» воевал на западе и на востоке.

Прочитал, что вы собираетесь публиковать фото фронтовиков со  своими автомобилями, и  не смог не  откликнуться. Замечательная идея! Думаю, всем живым ветеранам, дай Бог им здоровья, будет приятно, а уже ушедшим  – наша память. К  сожалению, мой дед Николай Ильич Рачкин рано ушел из жизни, поэтому информации минимум: родился в  Москве 7  ноября 1925 года, в 1943-м мобилизован, крутил баранку на полуторке, «Студебекере», «Додже ¾», ГАЗ-67 и  «Виллисе». Имел ранения, был награжден медалями, которые хранятся у  нас в  семье. Демобилизовался в звании старшины. До конца своих дней работал водителем. Был добрым, отзывчивым и веселым человеком. На фото он за рулем «Виллиса».

Юрий Савин, внук.

Дмитрий Митрофанович Оликов

Прочитал статью «Победа-65» и  решил написать о  своем героическом дедушке, гвардейце Оликове, 1925  года рождения (на фото – слева). В  начале 1943  года призван в армию, в  автомобильный учебный полк Ульяновской области. Воевал водителем в 616-м отдельном минометном полку до  конца войны. Вначале на  ЗИСе с  «катюшей», а  потом пересел на «Студебекер». С ним доехал до Берлина. Был дважды ранен – в 1944 и 1945-м. Второй раз – осколочное ранение в правый бок, но, даже будучи раненым, вывел боевую машину из-под бомбежки в безопасное место. Награжден боевыми наградами. Не могу предоставить фото, где дед с боевой «катюшей»: она была секретным оружием. У деда остались удостоверение шофера и справка, что с  1943-го по  март 1949  года был водителем и  не  имел ни  одной аварии.

Дмитрий Оликов, внук.

Василий Антонович Скурлатов (1918–1944)

А мой дедушка, веселый фронтовой шофер Вася Скурлатов, с  войны не  вернулся… И  фотографий той поры в  семейном архиве нет. Не  прислал он их  – не  было возможности сняться на  память у шофера 29-го отдельного батальона обеспечения 2-й ударной армии. Остались только снимки довоенной поры, где он с друзьями и моей бабушкой, да  дедов портсигар. И  пожелтевшая похоронка, сообщающая, что красноармеец Скурлатов Василий Антипович, 1918  г. рождения, умер в  ХППГ-603  25.09.1944  г. и  похоронен в  одном километре к северу от железнодорожной станции Рэола Эстонской ССР, в  могиле №  4. Позже произвели перезахоронение, и местом упокоения деда стала братская могила № 2 военного кладбища в парке Раади города Тарту. В 90-е годы прошлого века местные «патриоты и  борцы за независимость» довольно большое кладбище сровняли с землей, а могильные плиты побросали в  озеро. Событие это прошло тихо и никакого общественного резонанса не вызвало, в  отличие от  «Бронзового солдата» в Таллине. Так что приезжаем к деду в чистое поле. Дедушка, мы тебя помним!

Игорь Нефедов, внук.

Виктор Петрович Попроцкий

Автобус на шасси ГАЗ-ААА

Пишет ваш давнишний и  преданный читатель. Никогда не  писал в  редакцию, но  сейчас решился. У  меня сохранилось несколько фотографий моего отца времен войны на  фоне автомобилей. Отец очень рано ушел из жизни, и ваши публикации станут вкладом в  сохранение памяти о  тех, кто мужественно прошел за  рулем дорогами войны. На фото мой отец-водитель слева.

Владислав Попроцкий, сын.

Алексей Сидорович Беленько (1906–1969)

Знаменитый ЗИС-5 военных лет

Еще до  войны наш прадед выучился на  шофера и  работал в  Барнауле. В  1941  году ушел на  фронт, водил грузовик ЗИС-5. Гвардии красноармеец Беленько прошел всю войну, воевал в Польше, Чехословакии. Победу встретил недалеко от  Берлина. По рассказам нашего деда Вениамина Алексеевича, его отец участвовал в  сражении за  Ельню под Москвой, был шофером в  13-м отдельном гвардейском танковом полку прорыва, награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими, имел благодарности. После войны работал водителем на  автобусе. На  фото послевоенных лет он возле ЗИСа слева.

Оксана и Марина Донских, правнучки.

Нина Дмитриевна Мурграф (Боткова)

До  войны жила в  поселке Володаево под Луганском, откуда на  фронт ушло 225  человек, а  вернулись живыми  78. С  четырьмя малолетними братьями и тремя сестрами пережила оккупацию. Отец погиб под Харьковом. Как только пришли наши, добровольно пошла в  армию, на  курсы военных шоферов. Вот несколько строк из  ее воспоминаний: «Осенью 1943  года форсировали Днепр в  районе Днепропетровска. Дороги грязные, но  по  ночам уже слегка морозит. Ранним утром предстояло пройти по понтонному мосту на другой берег. Ехать по  зыбкой переправе трудно – наверное, как идти по канату в цирке. Мост колышется на воде: вверх, вниз, вправо, влево. Главное  – не  выпустить из  рук баранку. Впереди и позади транспорт с людьми – все время давишь то на газ, то на тормоз. И кажется, нет конца этой шаткой страшной дороге». (На  фото Нина Мурграф в середине.)

Записала Валентина Лушникова.

Иван Петрович Мохалов

Предшественник венгерского «Икаруса» трофейный MAVAG

Спасибо за  доброе отношение к  ветеранам. На  фотографии наш дед справа. Душевный и  добрый человек, которого, к сожалению, нет с нами уже 9  лет. Войну встретил красноармейцем, к  ее началу отслужил год водителем в воинской части в  Ногинске Московской области. Всю войну за  рулем полуторки, а  потом «Студебекера» доставлял боеприпасы на  передовую, вооружение для самолетов на  аэродромы. Два раза ранен. Одно из  ранений получил под Сталинградом. Войну закончил в Берлине, где со своими товарищами-водителями расписался на стене Рейхстага! После окончания боевых действий еще три месяца служил в  Германии. Водил автобус MAVAG, на котором и вернулся в Ногинск для дальнейшего прохождения службы. С этим автобусом обслуживал Дом офицеров. В  1956  году уволился в  запас и  остался работать в  автопарке воинской части крановщиком  – до  69  лет. Говорил, что мог бы и дальше, но начали глаза подводить. Наград у него немало, но,  наверное, самые дорогие  – медали «За  отвагу», «За  взятие Берлина» и орден Красной Звезды.

К  великому сожалению, наши ветераны уходят от нас. Берегите тех, кто еще жив, и помните об ушедших!

Алексей Новиков, внук.

Александра Владимировна Ломовцева (Смирнова)

Моя бабушка отметит свое 88-летие в канун годовщины Победы. В апреле 1942  года по  комсомольской путевке она была зачислена на  курсы водителей на  станции Бакарица под Архангельском. Потом  – Карельский фронт, 20-й батальон аэродромного обслуживания, ЗИС-5. Аэродром в  нескольких километрах от  железной дороги, топливо завозила на  склады с  горючим и заправляла самолеты, вылетающие на боевые задания. Немцы бомбили аэродром и прилегающие к нему дороги. На ее глазах гибли товарищи, горели склады с горючим и боевые машины, с  боевых вылетов не  возвращались экипажи самолетов. До  сих пор бабушка все это вспоминает со слезами на  глазах. Победу встретила в  Прибалтике, в городе Лида.

Дедушка Николай Митрофанович Ломовцев тоже фронтовик со  сложной судьбой. Войну встретил в Белоруссии, в 212-м отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе. Трагическое отступление, окружение и  плен. Три лагеря, три попытки побега, и третья, в Бельгии, удалась. Здесь он присоединился к отряду Сопротивления. После победы и проверок оказался в  Карелии, в  Лоухском районе, где и встретился с бабушкой. В 2007 году он умер в возрасте 89 лет.

В  дни праздника Победы мы собираемся вместе: трое сыновей и дочка, семеро внуков и  уже десять правнуков  – все идем на  могилку к деду. Этот праздник для нас самый главный.

Ольга Кожухова, внучка.

Василий Сергеевич Трошин (1926–1995)

Дед не очень любил говорить о войне. Родился он в  селе Ведянцы Козловского района Мордовской АССР, родители умерли рано, и воспитывали его родственники, жившие в Горьком. После школы хотел поступать в художественное училище, но из-за войны с мечтой пришлось расстаться. Призвался добровольцем зимой 1942  года, в  1943-м ушел на  фронт. Воевал на  3-м Украинском фронте командиром расчета гвардейских минометов – «катюш». Сначала в их распоряжении были ЗИСы, затем получили «студебекеры». Дед очень хвалил эти машины за  неприхотливость и надежность. Можно сказать, в войну прошел всю Европу. Участвовал в  освобождении Венгрии и  Вены, был ранен и  контужен. Его направили в  Душанбе на  восстановление города после землетрясения. Затем вернулся в Горький, где еще долго работал. Умер неожиданно, от инфаркта. Он никогда не  жаловался на здоровье, а когда однажды утром не  встал с  кровати, мы восприняли это как шутку и стали его поднимать,чего делать было нельзя...

Александр Шеболков, внук.

Георгий Федорович Биглов (1914–1984)

На «виллисах» ездили и большие начальники.

Мой дед Биглов после окончания семилетки получил права. В армии начал со  службы в  автороте в  городе Уссурийске. Потом война с  белофиннами, водил санитарную машину. На  фронтах ВОВ с  1942  года прошел от Воронежа до Берлина, был водителем генерал-полковника артиллерии Владимира Лихачева. Воевал на Юго-Западном фронте, за  Сталинград, на  Курской дуге, освобождал Киев, участвовал в  Висло-Одерской и  Берлинской операциях. Награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалью «За отвагу». После войны до 64 лет продолжал работать водителем в  Уфе, всегда был большим почитателем «За рулем». Любовь к автомобилю привил двум сыновьям. Мой отец Борис Георгиевич Биглов в свои 64 года работает преподавателем Уфимского автотранспортного колледжа, а  я, внук фронтового водителя, продолжаю фамильную традицию  – руковожу одним из подразделений компании, связанной с  автомобильными перевозками. На фото 1944 года мой дед за рулем «Виллиса». Рядом с ним генерал-полковник Владимир Лихачев.

Сергей Биглов, внук.

Александр Сергеевич Белецкий

Эту фотографию 1938 года мы нашли, когда его не стало. Знаки отличия, видимо, стерты родными, когда в городе были немцы. Родился он 23 февраля 1914  года, и вся его жизнь была связана с  автомобилями. Во  время войны служил в в/ч 04427. Он ездил на  полуторках, «студебекерах», участвовал в  битве на  Курской дуге, в освобождении Феодосии, Керчи, Севастополя, в  боях за  Кавказ. За  боевые заслуги неоднократно поощрялся командованием, имел боевые награды. Был ранен. С  осколком прожил всю жизнь. После войны работал в пассажирском автопредприятии города Ейска водителем автобусов.

Семья Белоконь, Ейск.

Сергей Яковлевич Шкуропат (1919–1985)

ГАЗ-М1 – известная до войны «эмка».

В ответ на ваше обращение расскажу о своем деде. Он родился в Николаеве и в 1938-м был призван в армию. Служил водителем – возил командира 262-й авиабазы в Мурманской области. Участник финской войны, был там ранен. На  фото  – дед и  «эмка» (ГАЗ-М1), с которой он встретил Великую Отечественную. Доставлял боеприпасы, запчасти для самолетов. Зимой 1942  года, когда эвакуировал на машине наших раненых летчиков с  подбитого немцами самолета, был сам ранен. Истекая кровью, доставил их в госпиталь. Вместе с ними эвакуировался в Новосибирск. В дороге раны воспалились – гангрена и ампутация ноги. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью «За  отвагу» и другими. До  последних дней жизни водил автомобиль.

Сергей Куренков, внук

ПАМЯТИ ОТЦА

Краснодарский клуб старинной техники, в котором я состою, подготовил к празднику Победы автомобили времен Второй мировой войны: Володя Хейсин – «Виллис-MB», Валентин Новоселецкий – ЗИС-5, Илья Кириаки – ГАЗ-67, еще один ГАЗ-67 предоставил я. Наши машины пройдут по улицам южной столицы – Краснодара в день 65-й годовщины Великой Победы и, надеюсь, порадуют ветеранов. Я очень хотел прокатить на праздничном параде своего отца – ветерана войны, но он не дожил до юбилейной даты. Сказались ранение и тяжелый послевоенный труд. Но его фото, сделанное в апреле 1945 года, увидят на ветровом стекле моего ГАЗа.

Подготовленный И. Потоцким к юбилею Победы ГАЗ-67. Портрет его отца – ветерана войны увидели на ветровом стекле в день парада.

Игорь Потоцкий

Мы продолжаем публиковать ваши письма. Ждем сообщений!

Подпишитесь на «За рулем» в

22.06.2010
Поделиться: