Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Дальний Восток: Лево руля!

Кажется, в последние годы правительство всерьез озаботилось проблемами Дальневосточного региона.
Полная версия

Новые лоббистские, а если совсем откровенно – заградительные таможенные пошлины на подержанные импортные автомобили вступили в силу с января прошлого года. Большинство потребителей, проживающих в Европейской части России, урон для себя вряд ли ощутили, но вот на  Дальнем Востоке правительственное решение практически разрушило основы еще недавно налаженного бизнеса, который кормил очень многих в регионе. Пострадали не только продавцы подержанных «японок» – свернули деятельность компании, занимавшиеся переправкой автомобилей на восток страны, техобслуживанием, тюнингом… Идея, на первый взгляд казавшаяся здравой – дать продукции отечественного автопрома шанс вернуться в Дальневосточный регион, – пока не сработала: спрос на «лады» здесь по-прежнему мизерный. А вместе с тем и иностранные компании, за редчайшим исключением, даже не пытаются зайти на этот рынок.

ПОЛПРОЦЕНТА НОВИЗНЫ

По данным аналитического агентства «Автостат», на всем Дальнем Востоке (здесь на территории большей, чем вся Европа, обитает всего 5% населения РФ) в 2009 году продали лишь 6,5 тыс. новых машин – меньше 0,5% общероссийского рынка. Больше всего реализовано «лад» (1715 автомобилей). Но радоваться нечему: почти 85% объема продаж приходится на старые «нивы» («Лада 4×4» – 860 шт.) и «классику» (583 шт.). А вот новые модели АВТОВАЗа – «Приору» и «Калину» в регионе категорически не берут (их реализовали 79 и 54 штуки соответственно). На втором месте, естественно, «Тойота» – 1455 единиц. Самый же популярный новый автомобиль в регионе – вы не поверите – «Тойота-Ленд Крузер» (923 штуки).

Вообще, к любым новым (особенно неяпонского происхождения) машинам дальневосточники относятся, мягко говоря, настороженно – скорее купят подержанную «японку», чем новую «европейку». Даже если они будут стоить примерно одинаково. Причины очевидны. Во-первых, автомобили для внутреннего рынка Японии укомплектованы очень богато. И во-вторых, укоренился миф о том, что они надежнее всех других. А стереотипы ломать трудно… Вместе с тем в 2009 году на Дальнем Востоке реализовали 145,3 тыс. подержанных автомобилей – в 22 раза (!) больше, чем новых. Больше половины их пришлось на самый популярный здесь бренд – «Тойоту», при том что сейчас средняя цена сделки на вторичном рынке приближается к 15 тыс. долларов! Самая же популярная машина на вторичном рынке опять-таки «Ленд Крузер» (8296 штук).

ПОВСЮДУ КОНКУРСЫ

Вечно так продолжаться не может. Весь прошлый год и начало нынешнего рынок переваривал автомобили, в большом количестве вывезенные из Японии в канун повышения таможенных пошлин. С тех пор этот вид импорта сократился больше чем в 20 (!) раз. Автопарк региона – самый старый в России. С другой стороны – значит, есть большие резервы для его обновления.

Пока во всем регионе открыли лишь одно автосборочное предприятие – с декабря прошлого года корейские автомобили «СанЙонг» собирают на заводе компании «Соллерс» во Владивостоке. Он занял несколько цехов «Дальзавода», где раньше строили и ремонтировали военные корабли. Нынче аппетиты и возможности моряков стали скромнее, и они поделились частью незагруженных площадей. Кстати, с точки зрения логистики этот проект уникален: комплектующие приходят морем из Кореи за три дня, разгружают их прямо на территории предприятия (причал в сотне метров от сборочного цеха), тут же растаможивают (создан свой пост)… Правительство поспособствовало в прошлом году выделению льготного кредита на первенца дальневосточного автопрома, но этот проект пока остается скорее социально-политическим, чем экономическим: жители Дальнего Востока очень осторожно покупают продукцию местного автозавода.

Чтобы устроится на новое предприятие, надо пройти конкурс. Место у конвейера в ситуации, когда большинство традиционных предприятий города (судостроительные, порт, рыбный флот и т. д.) в полуобморочном состоянии, а «праворульный» автобизнес сворачивается, выглядит не только денежным, но и достаточно престижным. Пока в двух сменах задействовано около 500 человек, а до конца года их будет уже около тысячи. В этом году во Владивостоке соберут 13,2 тыс. корейских вседорожников. Главная надежда руководителей компании – на новую модель, кроссовер с рабочим индексом С200. Первая машина сойдет с конвейера во Владивостоке уже в конце сентября, а через два года здесь будет организована сборка по полному циклу – со сваркой и окраской.

При этом и руководители страны, и местные власти не оставляют надежд заманить сюда и главных любимцев – японцев. Известно, что возможность организации производства на Дальнем Востоке уже изучали менеджеры концерна «Рено – Ниссан». Правда, в оценках они были осторожны: мол, перспективы у края есть, но сейчас «не та обстановка, когда можно решиться на дорогостоящую масштабную экспансию в столь непростой регион». Однако губернатор Приморского края Сергей Дарькин готов предоставить под новые производства не только пустующие заводские цеха, но и льготы по налогам. Кроме того, как показал пример «Соллерса», местные власти берутся оплатить обучение сотрудников новых предприятий. Это уже немало. Может, и впрямь через несколько лет станут собирать не подержанные иномарки из «конструкторов» (автомобили одно время выгодно было привозить в Россию разобранными, растаможивать как запчасти, а потом снова собирать в единое целое), а нормальные машины?

…Водитель Валера, который возил меня по городу, очень сокрушался по поводу недавних времен, когда он занимался доставкой «японок» во Владивосток. Рассказывал, как прямо на палубе разбирали машины, как скручивали приборы… Да мало ли что было! «И кому мешал наш бизнес?» Но соглашался: вечно так продолжаться не могло. Вот теперь приходится крутить баранку, чтобы кормить семью. С интересом расспрашивал про новый автозавод. Может, и пошел бы туда работать, да побаивается: один родственник пытался устроится, так его на собеседовании срезали…

Наш автомобиль все петлял между строек – в городе повсюду идут дорожно-строительные работы. Столица Приморья готовится принять крупнейший саммит стран АТЭС. Кстати, по словам Валеры, и в дорожное хозяйство сейчас устроиться тоже непросто: конкурс!

Подпишитесь на «За рулем» в

27.07.2010
Поделиться: