Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

КАМАЗ: Самое сложное позади

Проблемы в мировой экономике последних двух лет заставили большинство производителей по-новому взглянуть на эффективность работы своих предприятий. Российский «КАМАЗ» в период кризиса не только не рухнул, а устоял, и даже сделал практически невозможное – модернизировал свое производство.
Полная версия

Как бы мы порой не ругали продукцию Камского автозавода, особенно на фоне европейских грузовиков-иномарок, но все равно «КАМАЗ» – это гордость России. Они не отделимы друг от друга. Падения, взлеты, беды они переживают вместе, одно накладывается на другое. Неизменным остается лишь то, что у такой огромной страны не может не быть своего мощного производителя грузовиков. Завод и город сначала очень тяжело переживали кризис. На производстве работали целые семьи, династии. Лишившись работы, люди теряли всякую надежду найти ее в будущем. Однако градообразующие предприятия – вовсе не российское изобретение, проблема интернациональная. И хорошо, что правительство России, понимая всю сложность ситуации в Челнах, направляло средства и госзаказы именно туда. Однако низкая загрузка конвейера, давшая поначалу отрицательный эффект, предоставила возможность предприятию, выражаясь армейским языком, уйти в глухую оборону – отдышаться и модернизировать производство.

Клочков Юрий Петрович. Исполнительный директор

"– По объемам выпущенной продукции и темпам работы основных производственных подразделений июнь стал лучшим месяцем 2010 года. Автомобильный завод выпустил за 21 рабочий день 3500 машинокомплектов (в июне прошлого года лишь 1719), в том числе 3113 грузовых автомобилей. Итого за первое полугодие изготовлено 15964 машинокомплекта (в прошлом году 10757), что более чем на 500 единиц превышает показатели, предусмотренные бизнес-планом. Сегодня мы работаем в темпе 165 автомобилей в сутки, в 3 смены. К примеру, это же количество машин в 2007 году мы производили шестью сменами. При этом количество более трудоемких в изготовлении полноприводных машин от общего числа увеличилось с 20% до 40%. «КАМАЗ-Дизель» изготовил и поставил своим потребителям 4134 двигателя и силовых агрегата, в прошлом году – 1779. Выпуск основной продукции завода с начала года составил почти 19500 единиц, в прошлом году – 13360.

Перекрыто достижение предыдущего месяца по выпуску и отгрузке запасных частей. Дилеры, фирменные автоцентры, сервисные центры и корпоративные потребители получат продукции этого вида на сумму более 900 млн рублей. Итого с начала года будет отгружено запасных частей более чем на 4,5 млрд рублей, а в прошлом году – 3,6 млрд рублей. Положительная динамика стала возможна благодаря новой производственной системе «КАМАЗ», а также повышению качества. При этом количество рекламаций было снижено в два раза. Сейчас мы решаем вопрос с нашими поставщиками металла об улучшении качества, в противном случае будем переходить на импортный, как это было 20-30 лет назад. Мы улучшили условия труда наших работников до уровня европейских заводов,  что позволяет производить много автомобилей и хорошего качества. В четвертом квартале мы планируем перейти на 180 автомобилей в сутки, не меняя режима работы, а те средства, которые мы вложили в модернизацию, уже практически окупились".

В ближайшее время блоки цилиндров для Cummins будут лить на «КАМАЗе»

В два ряда

С учетом обособленных подразделений на «КАМАЗе» трудится 45 000 человек, из них 9500 человек на самом автозаводе. Основной конвейер «КАМАЗа» – две сборочные линии ГСК-1 и ГСК-2 длиной по 800 метров каждая. Суммарно это 70 установочных позиций. В этом цехе общей площадью около 200 тысяч кв. метров недавно заменено современными материалами напольное покрытие, установлено новое общее и местное освещение, произведен ремонт и окраска основного и вспомогательного оборудования, оснастки, тары и служебных помещений. На первой линии собирают 50 модификаций серийных моделей, тогда как на второй всего четыре – большей частью полноприводные автомобили, более сложные в производстве. На обе линии детали подаются по вспомогательному конвейеру, расположенному как бы «вторым этажом». Его протяженность существенно больше, чем у двух конвейеров, – десять километров, так как он связывает главный конвейер с обслуживающими производствами. А их несколько. К примеру, камский литейный завод, который с момента образования входит в состав ОАО «КАМАЗ», с 1997 года приобрел самостоятельный статус ОАО «Камский литейный завод». В 2002 году ОАО «Камский литейный завод» вошел в состав ОАО «КАМАЗ-Металлургия» как структурное подразделение. Предприятие имеет производственную площадь 571 кв. м, а численность работников – около 8,5 тысячи человек. Производственные мощности пяти основных корпусов завода составляют около 336 тонн отливок любой сложности. Контроль качества выпускаемой продукции происходит на каждом производственном этапе в специальном корпусе, где имеется соответствующее оборудование, а анализ химического состава сплавов производят в специальной спектральной лаборатории.

Количество заказов техники «КАМАЗ» становится все больше

КАМАЗ и Daimler AG

Еще до кризиса началась модернизация производства «КАМАЗа», необходимость этого отлично понимало руководство автозавода. На фоне иномарок челнинская продукция выглядела не очень выигрышно. Тезис о низкой цене грузовиков у российского перевозчика тоже не всегда срабатывал. В 2008 году крупнейшим стратегическим партнером «КАМАЗа» стал концерн Daimler AG, то есть Mercedes-Benz, и дальнейшее развитие «КАМАЗа» будет происходить во многом в рамках этого сотрудничества. В сентябре 2010 года стартует совместный с Daimler AG проект «Маяк», направленный на увеличение производства до 48 тысяч грузовиков в год. При этом количество смен уменьшится с трех до двух, а количество сотрудников останется на прежнем уровне. В Набережных Челнах, на площадях «КАМАЗа», появилось несколько новых производств, в частности, начал работу завод по сборке среднетоннажных грузовиков Mitsubishi Fuso, очень уважаемых перевозчиками во всем мире. В ближайшем будущем планируется также освоить сборку грузовиков Mercedes премиум-сегмента, возможно, это будет Actros второго поколения. Реализация совместных проектов с «Даймлером» позволит «КАМАЗу» совершить технологический рывок, создать задел в конструкторских разработках, перейти на более современные компоненты, существенно уменьшить временной разрыв между разработкой нового автомобиля и запуском его в производство. Сейчас в работе находятся такие совместные германо-российские проекты, как «Производственная система», «Двигатель», «Кабина», «Закупки», «Мосты». Уже запущен проект поставок немцам продукции подразделения «КАМАЗа» «Металлургия», что лишний раз подтверждает высокое качество челнинских отливок и поковок.

Больше половины внутренностей коробок передач ZF делают в Челнах

Меняют на импортное

В последние годы продажи иностранных грузовиков в России оказались сопоставимы по объемам со странами Западной Европы, это сразу оценили ведущие мировые производители. Но самое главное – вслед за большой семеркой в Россию потянулись западные производители автомобильных компонентов. Для них «КАМАЗ» стал стратегически важным партнером, и уже работают несколько СП по выпуску необходимых узлов и агрегатов. И на 2010 год запланировано расширение  номенклатуры и объемов производства существующих совместных предприятий. Одним из первых здесь стало германское Zahnrad Fabrik. На СП ООО «ЦФ KАМА» освоено производство 16-ступенчатых коробок передач ZF Ecosplit, эти же коробки применяют DAF, Iveco, MAN, Renault. В 2010 году планируется перевести на коробки передач ZF значительную часть выпускаемых автомобилей КАМАЗ, довести объем выпуска КП до 18500 единиц в год. При этом уровень локализации должен составить 50 процентов. В ближайших планах – наладить сборку электронноуправляемых автоматизированных механических коробок ZF AS-Tronic, освоить производство 9-ступенчатых коробок ZF Ecomid. Условия работы на «ЦФ KАМА», как и на других камазовских СП, мало чем отличаются от европейских. Кругом действительная, а не показная чистота и порядок. Пыли нет и в помине – пол залит полимерным составом.

Солидную часть операций по сборке двигателей выполняют роботы

Инженеры «КАМАЗа» работают и над экономичными одноступенчатыми гипоидными ведущими мостами. С ними челнинские автомобили станут еще ближе по качеству и возможностям к европейским грузовикам. Налажено производство лицензионных дизельных двигателей Cummins ISBe на совместном предприятии «Камминз Кама». Это небольшие по габаритам, современные двигатели: рядные «четверки» объемом 4,5 литра и «шестерки» на 6,7 литра. Диапазон мощности от 140 до 285 лошадиных сил – такие моторы сложно создать на основе традиционных для «КАМАЗа» V-образных двигателей. В планах СП ЗАО «Камминз Кама» – освоение производства основных деталей дизелей Cummins ISBe: коленвала, блока цилиндров, головки блока и маховика. Уже в ближайшем будущем – перевод сборочного производства Cummins на основные площади завода. Финансирование проекта будет вестись за счет кредитных средств, полученных через Внешэкономбанк. Но кроме лицензионных Cummins на конвейер «КАМАЗа» идут свои, кардинально модернизированные V-образные дизели. При некотором внешнем сходстве с прежними моторами семейства КАМАЗ-740 фактически это новые двигатели. Приоритет отдан малооборотистым, длинноходным «восьмеркам» размерности 120х130 мм рабочим объемом 12 литров, мощностью до 400 л. с. Эксплуатационники уже знают их как серию «50», они надежнее прежних моторов и экономичнее даже в исполнении с механическим ТНВД. В нормы Евро -3 их доводили установкой ярославских ТНВД с электронными регуляторами или аналогичных насосов Bosch. Однако самая последняя разработка инженеров «КАМАЗа» в сотрудничестве со специалистами Bosch – установка на эти моторы электронноуправляемой топливной системы Сommon Rail и применение технологии нейтрализации SСR. Так поступили почти все крупнейшие моторостроительные компании мира и на «больших», и на «маленьких» дизелях. Норм Евро-4 на двигателях КАМАЗ добились, впрыскивая раствор мочевины AdBlue в систему выпуска. Доводила моторы известная инжиниринговая фирма Rikardo. В тех же габаритах останется еще один новый двигатель «КАМАЗа» – с увеличенным почти на литр объемом и размерностью 120х136 мм, его мощность составит до 460 лошадиных сил при 1900 об/мин. Добавить надежности всем камазовским моторам должно еще одно СП – «Федерал Могул Набережные Челны», российско-американское предприятие по выпуску деталей цилиндропоршневой группы. На сборочный конвейер «КАМАЗа» поступят поршни новейшей разработки, создается технологический поток по модернизированной гильзе цилиндра и поршневым кольцам. Еще одно СП ООО «Kнорр-Бремзе KАМА» нацелено на освоение производства гасителя крутильных колебаний коленвала двигателя, освоение сборки дискового тормоза и рычага разжимного кулака с автоматом регулировки зазоров у барабанных тормозов. Пока их будут собирать из импортируемых деталей.

Цилиндропоршневая группа теперь производства «Федерал Могул»
ТНВД могут быть ярославского производства и аналогичные Bosch

Одно из СП, созданных в последнее время, – ООО «ЛЕОНИ Вайэринг Системс (РУС)». Предприятие по производству компонентов для грузовых автомобилей планирует обеспечить автомобильными жгутами не только челнинский «КАМАЗ», но и других российских автопроизводителей. При этом руководство компании делает ставку на скорое завершение падения автомобильного рынка. «ЛЕОНИ Вайэринг Системс» действует на производственных площадях индустриального парка «Мастер», в уставном капитале которого Российская Федерация и республика Татарстан имеют равные доли. Кроме того, «КАМАЗ» готов не менее успешно осваивать и совершенно новые для себя направления в машиностроении. Недавно подписано соглашение с известной компанией Case New Holland, входящей в состав транснационального холдинга Iveco, по развитию производства тракторов и другой сельскохозяйственной техники.

Сборку автомобилей «КАМАЗ» ведут в две линии: ГСК-1 и ГСК-2

В борьбе за качество

Проводится обновление ранее существовавших технологических цепочек, монтируется новое оборудование. Наверное, одно из самых важных направлений – улучшение внешнего вида и коррозионной стойкости кабин КАМАЗа. В дополнение к обновленному интерьеру, четырехточечной пневмоподвески кабины теперь введена и новая окрасочная линия Durr. На ней будут без устали работать 12 роботов. При том, что ранее уже введено катафорезное грунтование с погружением кабин в специальные ванны.  На сборочном производстве есть и организационные изменения. К примеру, ввели в действие систему «канбан», разработанную и впервые в мире реализованную японской Toyota. На первом месте – годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса. 2010 год был объявлен на «КАМАЗе» годом качества. Еженедельно заводская комиссия выбирает любой готовый грузовик и проверяет качество его изготовления самым тщательным образом. Естественно, кроме этой комиссии и «больших» начальников каждый этап производства непрерывно контролирует ОТК. Для выявления и устранения брака на «КАМАЗе» теперь существует дополнительная система поощрения сотрудников. И это тоже не последний аргумент в борьбе за качество и техническое перевооружение «КАМАЗа».

Пока еще рестайлинговые кабины попадаются на конвейере нечасто
Каждый автомобиль проходит многоступенчатую систему контроля

Из прошедших трех десятилетий своей истории половину этого срока Камский автозавод от съезда к съезду работал над неуклонным увеличением объемов производства, лишь незначительно обновляя выпускаемые грузовики. 1991 год стал переломным для всей России, а для «КАМАЗа» последним, когда был превышен 100-тысячный рубеж ежегодного выпуска автомобилей. Дальше все шло по ниспадающей. Десять лет завод лихорадило вместе со всей страной, но тяжелейшим стал даже не 1993, когда сгорело моторное производство, а 1998 год – тогда с конвейера сошло чуть больше трех тысяч грузовиков. Казалось бы, в таких условиях не может быть даже и разговора о какой-то серьезной модернизации выпускаемых грузовиков. Однако она велась, хоть и не столь масштабно, помогла заводу выжить и легла в основу нынешнего оздоровления производства. В последний период ежегодный прирост объемов производства уже составлял 20–30 процентов. В 2005 году было выпущено около 32 тысяч грузовиков, в 2006 – почти 43 тысячи автомобилей, а в прошлом году впервые за более чем десять лет преодолели знаковый рубеж – произвели 53 тысячи КАМАЗов. Причем четверть автомобилей идет на экспорт.

В России «КАМАЗ» опережает других производителей автомобилей – как отечественных, так и зарубежных, занимая половину рынка грузовиков. Среди его основных клиентов все силовые структуры: Министерство обороны, МЧС, МВД, Федеральная пограничная служба. Из наиболее крупных гражданских ведомств и объединений: Министерство путей сообщения, ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «СУЭК», ООО «Евразхолдинг», ОАО «ОУК ЮжКузбассУголь». ОАО «КАМАЗ» заключил соглашения о сотрудничестве с администрациями ряда областей и краев, участвует в программах обновления автопарков предприятий этих регионов. Если делить по типу подвижного состава, то в сегменте самосвалов преимущество «КАМАЗа» тоже подавляющее – около 46 процентов. Не менее сильные позиции на рынке спецтехники – 45 процентов, бортовых автомобилей – 47 процентов.

Уже сейчас «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовиков, как это делают все ведущие автопроизводители. Более современную легкую, среднюю, тяжелую серии и, конечно же, полноприводники. Челнинский завод не только лидирует в производстве уже традиционных для себя грузовиков полной массой 14-40 тонн, но и осваивает новые сегменты рынка коммерческих автомобилей полной массой 8-14 тонн и спецтехники на их шасси. Широкая гамма высококачественных комплектующих станет ему хорошим подспорьем в этом. Причем в каждом семействе автомобилей планируется создать, как минимум, два уровня по насыщенности высокими технологиями. Один – Hi TEC, другой поскромнее – Low Cost. Такое разделение позволит полнее удовлетворить потребности не только российских перевозчиков, но и различные экспортные программы. Понятно, что требования к автомобилям, идущим в Европу и в страны Африки или Юго Восточной Азии, существенно отличаются.

Подпишитесь на «За рулем» в

26.10.2010
Поделиться: