Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

ГЛОНАСС для народа: Когда?

Неудача с выводом на орбиты трех спутников ГЛОНАСС вызывает досаду, затягивает окончательное формирование спутниковой группировки отечественной навигационной системы. Однако это не означает крах проекта.
Полная версия

Глонасс/GPS

Глонасс/GPSПервый отечественный навигатор Glospace SGK-70 с двухсистемным модулем Глонасс/GPS. Он соответствует всем современным потребительским характеристикам.
Первый отечественный навигатор Glospace SGK-70 с двухсистемным модулем Глонасс/GPS. Он соответствует всем современным потребительским характеристикам.

Глобальная цель миниатюрных устройств

Первый спутник ГЛОНАСС вывели на орбиту еще в 1982 году. В середине 90-х проекту «перекрыли» финансирование, космические аппараты стали «бесхозными», и  группировка попросту вышла из строя – к 2001 году из 24 спутников в рабочем состоянии сохранилось лишь шесть.

Но, кроме специалистов, этого никто не заметил: доступного по цене навигатора, работающего на базе ГЛОНАСС, до сих пор нет. (Прибор Glospace SGK-70 не счет, он скорее PR-проект: у него слабые потребительские характеристики, продавали его в мизерных количествах и по заоблачной цене – около 20 тысяч рублей за штуку.) Это притом, что к декабрю 2008 года спутников на орбите стало 18 – такой минимум достаточен для полноценной эксплуатации системы в пределах территории России.

Один из спутников ГЛОНАСС

Тем не менее, Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», принятая в 2001-м, последовательно реализуется.

Для справки: полной можно считать группировку из 24 космических аппаратов — они способны обеспечить навигацию в любой точке земного шара. Желательно вывести на орбиты еще несколько запасных — на случай, если понадобится заменить те, что дадут сбой.

Год 2011  должен был стать переломным для ГЛОНАССА (теперь, после потери трех спутников, все затянется, по заявлению Роскосмоса, на неопределенное время). Но, казалось бы, зачем тянуть, если и с действующими спутниками можно ориентироваться? Ждать приходится поры, когда появятся  потребительские устройства, выпускаемые серийно.

Размер имеет значение

Смартфоны, коммуникаторы и портативные навигаторы, способные работать с системой ориентации, – устройства компактные. А серийно выпускавшиеся до недавней поры приемники сигнала ГЛОНАСС никак нельзя назвать таковыми. Кроме того, устройства потребляли непозволительно много электроэнергии, отчего продолжительность их автономной работы оставалась недостаточной. И опять-таки, цены…

ГЛОНАСС/GPS(предыдущее поколение)ГЛОНАСС/GPS(Новые приемники NV08C КБ «Навис»)GPS-аналогиГабариты приемника~ 30 x 30 x 3 мм9 х 11 х 2,5 мм7 х 8 х 1,5 ммЭнергопотребление0,6-1 Вт~ 0,1 ВтМенее 0,1 ВтСтоимостьОт 2 000 рублейОт 450 рублейОт 400 рублей

Но вот специалисты российского конструкторского бюро «Навис», отечественного лидера в области разработки и производства приемников ГЛОНАСС/GPS, пообещали в ближайшее время запустить в серию уже созданные чипсеты нового поколения NV08C с приемлемыми для «карманного» оборудования параметрами.

В следующем году оборудование "для народа" намерены представить ведущие российские компании, выпускающие устройства под брендами Lexand, Shturmann, Highscreen.

Три стадии разработки отечественного чип-сета: тает на глазах.

— Появление на рынке подобных приемников — переломный момент в коммерциализации национальной спутниковой системы. Появляется возможность внедрять их массово, прежде всего, в отечественные портативные системы,  – прокомментировал Александр Гурко, генеральный директор ОАО «НИС» - федерального оператора ГЛОНАСС. — Это и шанс повысить интерес к ГЛОНАСС в глазах зарубежных производителей. Ведь российские чипы поддерживают несколько систем позиционирования: ГЛОНАСС/ GPS/ GALILEO/ COMPASS.

Чипсет ГЛОНАСС

Наши летают выше

Впрочем, не «Нависом» единым… Большинство мировых производителей современных коммуникаторов ведут собственные разработки высокоинтегрированных платформ – когда в один чипсет встроены и центральный процессор, и модули беспроводной связи, и приемник навигации…

Вскоре аббревиатуру GPS в этом перечне безвозвратно изменят на ГЛОНАСС/GPS. Компания Qualcomm, американский поставщик процессоров «асам» рынка коммуникаторов — Garmin-ASUS и Motorola (США), HTC (Тайвань), Samsung (Корея) и др., — разрабатывает платформу, включающую именно такой компонент.

По просочившейся в СМИ информации, первые «сдвоенные» устройства могут появиться в продаже, опять-таки, в 2011 году.

Смысла выпускать приемники с поддержкой только ГЛОНАСС и завозить только с GPS больше нет. Потребитель всегда выше оценит универсальность приборов и способность его идентичных сервисов взаимно дополнять друг друга.

— Если вы попадете в железобетонный «колодец» района высотной застройки, в «щели» над головой, в зоне видимости может остаться два-три спутника GPS. Их недостаточно, чтобы навигатор определил ваше местоположение. Чтобы сориентироваться, приемник должен получать сигнал не менее, чем от  четырех.  Так вот, если в зону видимости попадут, скажем, по паре спутников и российской, и американской систем, определить координаты станет возможным, - разъяснил Михаил Фадеев, независимый эксперт спутниковой навигации.

— На качество приема влияет и географический фактор: в высоких широтах, ближе к Северному Полюсу, сигнал американской системы принимается не стабильно — дают себя знать орбитальные особенности группировки GPS. Тогда как сигналы ГЛОНАСС навигаторы будут принимать здесь уверенно: российские спутники летают на более высоких орбитах, - добавляет руководитель разработчиков мультисистемных модулей КБ "Навис" Георгий Шульгин.

Группировка российских спутников ГЛОНАСС: на 4 орбитах по 6 аппаратов (у группировки GPS на 3 оббитах по 8 спутников). "Российские" орбиты белее высокие, чем "американские".

Специального назначения

Навигационную аппаратуру «не карманного» формата, менее «требовательную» к размерам и не зависящую от «жизненного цикла» батареек и аккумуляторов, можно использовать в автомобилях (in dash-системы). Уже в первом квартале наступающего года «АвтоВАЗ» планирует комплектовать встроенной навигацией с поддержкой ГЛОНАСС  модель Lada Kalina, а также Lada Priora в некоторых комплектациях. Такими же устройствами собираются вооружить общественный транспорт, машины МВД, скорой помощи, автомобили некоторых других специализаций, причем, не только в столице.

Так будет выглядеть навигатор, встроенный в приборку "Калины".

Словом, производство — «на низком старте», спрос формируется, группировка спутников в работоспособном состоянии. А раз так, можно ожидать, что уже вскоре появится навигационное оборудование ГЛОНАСС «для народа».

Пошлины — стимул

О предполагаемом повышении пошлин на ввоз устройств c поддержкой «голой» GPS, без ГЛОНАСС, недавно заявили представители правительства РФ.

Еще год назад, когда потребительского оборудования для работы с ГЛОНАСС не существовало, а перспективы его выпуска оставались туманными, такое заявление выглядело бы, по меньшей мере, странно. Сегодня же его следует воспринять как адекватную меру. Россия вправе таким способом защитить национальные интересы, параллельно стимулируя и своих, и иностранных производителей.

Вариант расположения монитора навигатора в некоторых комплектациях "Приоры".

Защитная альтернатива

Иные обыватели и даже некоторые журналисты считают, что ГЛОНАСС – проект для России обременительный и вообще не нужный. В нынешнем мире, наоборот, — необходимый. Российская навигация не просто альтернатива американской, она становится и важнейшим элементом национальной безопасности.

Дело в том, что GPS контролирует правительство США, а в ряде случаев такая монополия чревата неприятностями: американцам ничего не стоит «нажать на кнопку». Что, собственно, и случилось во время военного конфликта в августе 2008 года в Южной Осетии: грузинские части получали сигнал GPS, а  российских военных в регионе противостояния от него селективно отключили.

И другие государства не прочь выйти из-под единовластного «диктата» GPS, скажем, страны СНГ, Латинской Америки, Китай, Индия и некоторые другие. Их отношения с американцами пусть и стабильны, но неидеальны, и они хотели бы обрести навигационную альтернативу. ГЛОНАСС может принести такую независимость.

Так что, наша система — инструмент определенного международного влияния. Вдобавок к тому, товар для экспорта: ГЛОНАСС-оборудование и технологии становятся в ряд тех немногих несырьевых продуктов, которые уже рождают спрос на международных рынках.

Мифы и страшилки

«Знатоки» высказывают «авторитетное мнение», что для устройств с ГЛОНАСС нужны особые навигационные карты, а с этим, дескать, не все ладно. Не верьте!

Навигационный модуль принимает сигналы со спутников (будь то GPS или ГЛОНАС) и преобразует их в наборы координат, а программа навигатора или телефона их запросто «читает» — ей все равно, кто и откуда их направил.

Существующие карты всех регионов мира, которые успешно работают на GPS-устройствах, полностью совместимы со «сдвоенным» ГЛОНАСС/GPS-оборудованием.

Чрезмерно осторожные говорили, что с помощью ГЛОНАСС и GPS легко устроить слежку за владельцами устройств. Ерунда! С навигатором шпионить за пользователем так же просто, как с аппаратурой Останкинской башни — за телезрителями. Сигналы передаются только в одну сторону: от передатчика на спутнике — к приемнику потребителя. Так что не надо опасаться, что попадешь «под колпак».

Подпишитесь на «За рулем» в

06.12.2010
Поделиться: