На выдохе
С Николаем из Липецка мы познакомились в прошлом году на выставке «Спортмотортюнинг»: он привозил в Москву «восьмерку» редкой желто-черной расцветки и с интересными техническими решениями, простыми и эффективными. Этот автомобиль многим показал, что российский тюнинг существует не только в Москве и Питере.
Время летит быстро, прошел уже год – и очередная выставка, на удивление удачная. Николай вновь побывал в столице, но на сей раз с целой командой единомышленников и новым автомобилем. Да каким! «Приезжай, мы тут кое-что подготовили, – заинтриговал липецкий тюнер, – тебе понравится». Я не сомневался.
А услышав рассказ про три «чокнутые» недели, поразился. «Правда! – уверял Николай. – Все настраивали, когда в багажнике уже лежали сумки и двигатель прогревался перед дорогой в Москву». Поверить в эту фантастическую историю было сложно: где же тут обычные для таких скороспелок ляпы? Не сыскать даже с лупой, изучая всю конструкцию по квадратикам сантиметр на сантиметр.
А наддувный мотор?! Очень смело! Ведь ребята в курсе, что эксперименты многих российских тюнеров по превращению атмосферников в «турбо» потерпели крах. А удачных опытов – единицы. Но, оказывается, ничем не рисковали. За основу конструкции взяли разработки талантливого мастера из Подмосковья по прозвищу Профессор. Вместе с Дмитрием (так «в миру» зовут Профессора) делали мотор для прошлогодней «восьмерки» – он ни разу не подвел. А к экспериментам с турбонаддувом липецкую команду дополнительно взбодрила знаменитая профессорская «копейка» с нагнетателем от Mitsubishi Galant, ставшая легендарной среди дрэгрейсеров. Именно о ней говорили, что там стоит «злобный» мотор 4G63 от Lancer Evolution. На фоне этих слухов было забавно наблюдать реакцию публики, когда открылась вся правда: двигатель «копейки» когда-то был обыкновенным, «классическим», им бы и остался, если бы не руки мастера – и все, ничего сверхъестественного. Только обычные чудеса.
Турбина липецкой «десятки» тоже японского происхождения, от настоящего спорткара – Subaru Impreza WRX. Ее подбирали по расчету. Но не обошлось и без любви. Все-таки сделать из «десятки» немного Subaru мечтают многие тюнеры, в том числе и липецкие. Да и по цене этот нагнетатель оказался более-менее подходящим. Конечно, под турбину пришлось изготовить свой коллектор. И тут липецкие мастера снова поразили – он сделан по бесшовной технологии. Но как? Николай пока хранит секрет. Говорит, что со временем расскажет.
Начинку 1,6-литрового двигателя делали по спецзаказу, программу контроллера впрыска писали специально для этого мотора в Питере, в фирме «Абит». Ресивер в Липецке сделали свой, но на основе известных разработок. В общем, кропотливой работы хватило. Мощность пока не измерили, по расчетам и ощущениям, она не меньше 180 л.с.
Разница со стандартным 16-клапанником существенная, хотя все, что можно было усилить, в этом автомобиле усилено. Кузов проварен по спортивным технологиям, в салон установлен каркас безопасности, правда, не фирменный и не омологированный. Впрочем, автомобиль все равно неспортивный. Каркас в Липецке сделали по данным из каталога OMP. Но опять-таки, после тщательных расчетов и словесных перепалок – по делу. Все хотели получить наилучший результат, потому и спорили. В моторном отсеке видны откосы из труб к «стаканам» амортизаторов. Вместо штатных опор стоят ШС. Спереди и сзади – распорки и дополнительные стабилизаторы. Свой подрамник. Даже «яйца» заменены на металлические.
Задняя балка сдвинута на 30 мм назад. В «десятке» так делают, подрезав задние арки (в низкие штатные не лезут большие колеса). Зимой липецкая «десятка» ездит на 15-дюймовых дисках Slik. Летней «обувкой» она обзавестись пока не успела, но в планах Николая поставить тормоза AP-Racing под 15-дюймовые колеса (сейчас стоят под 14 дюймов), так что выводы можно делать соответствующие: маленькие колеса ей не грозят.
Липецкие мастера дружат со многими столичными компаниями, в том числе и Sport Garage, которая уже несколько лет как дилер германской «подвесочной» марки KW в России. На «десятке» стоит полный комплект подвески KW, и Николай активно пропагандирует именно этот бренд: «Самое то, ничего лучше за те же деньги не найдешь».
Как и подобает серьезному тюнинг-кару, «десятка» отличается и оригинальной внешностью. Кроме хищной раскраски есть аэрография. В центре композиции – на капоте – герб города, по бортам – его название (пусть латиницей, все равно ясно – работали патриоты). «Отдушины» на капоте выполнены методом металлохирургии, никакого дешевого пластика, только честная сталь. Кузов в редком обвесе. Головная оптика – Pro.Sport. Задние фонари Николай решил оставить штатными, проспортовские слишком уж часто встречаются, а тюнерам не нравится однообразие.
Салон напоминает многое из виденного раньше, но в то же время он особенный – помогла желто-черная расцветка. Дверные карты обтянуты желтым и черным велюром, сиденья – желтой и черной кожей. «Обрати внимание, сиденья наши, липецкие». Значит, у UNP и Rider появился конкурент! Приборы, имплантированные в торпедо нового образца, – от московской компании АМC. Троица маленьких приборчиков – от Autogauge. В центре внимания пилота вся необходимая информация о состоянии систем. Оформление соответствует общему стилю. Назовем его полуспорт.
...Автомобиль пришел на выставку прямо с ходу, с шоссе, после 500-километрового пробега. В пути тюнеры старались не рисковать и не пытались выяснить, способна ли их «десятка» развить космическую скорость. «Но показала себя достойно, – рассказывали они, – ровное, мощное ускорение на любой передаче, с любых оборотов. Даже удивительно, что это сделали мы сами». Повод для гордости очевиден. Уже под Москвой под правое колесо попала глыба смерзшегося снега... На выставке выяснилось, что сбит сход-развал.
Вокруг машины постоянно толпились посетители, так что подрегулировать углы установки было просто невозможно. Наладкой занялись перед отправкой домой. Никакой суеты, лишних слов и движений. Все четко, быстро. Каждый при деле. На такую работу всегда приятно поглядеть.
Ясно, что если липецкие мастера сохранят нынешний командный дух и энтузиазм, они не раз удивят искушенную, повидавшую всякого Москву. Скажем, через год.
Фото автора