Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Зарядка под контролем

Мы уже познакомили вас с семейством шведских зарядных устройств СТЕК, их возможностями и надежностью. Тем временем на российском рынке появилась очередная очень интересная модель MULTI XS 4003, совсем недавно с большим отрывом от конкурентов завоевавшая в Германии первое место в независимом тесте TÜV.
Полная версия

Мало того, британский журнал Auto Express отдал победу в основной номинации «Продукт года» всей линейке зарядных устройств СТЕК, включая, естественно, и новый MULTI XS 4003. Особо были отмечены дизайн, инновационность и уникальный поэтапный режим заряда.

Разработчики новинки сохранили все качества прежнего модельного ряда, но добавили удобную функцию контроля за происходящими процессами в каждый момент времени (а их на протяжении полного цикла зарядки может быть до восьми!)

Если раньше владельцу приходилось брать на веру утверждения изготовителя о сложном алгоритме зарядки и восстановления батареи, то теперь достаточно бросить беглый взгляд на индикаторы, чтобы убедиться: все идет штатно. А в случае каких-либо отклонений, можно увидеть, на каком именно этапе они возникли. Для этого 8 светодиодных индикаторов разместили под графиком заложенного в устройство процесса в соответствии с его этапами. По мере зарядки гаснет очередной индикатор и загорается следующий.

Напомним, что же это за этапы? Вот графическое изображение процесса заряда батарей:

1 – Восстановление сульфатированных батарей. На этом этапе в течение долей секунды на аккумулятор подается импульсное напряжение для десульфатации пластин.

2 – «мягкое» начало зарядки. Ток ограничен до 3A. Когда напряжение поднимается выше 12,6 В, MULTI XS4003 переходит к следующему этапу. Но, если за 8 часов напряжение так и не перейдет этой «планки», процесс прервется и загорится индикатор «Ошибка».

3 – Основная зарядка. На данном этапе зарядка происходит при максимальном значении тока до 80% емкости.

4 - Окончательный этап зарядки до 100% емкости при постоянном напряжении. При прохождении этого этапа ток постепенно уменьшается до очень низкого значения. Этот этап также заканчивается, если общее время 3 и 4 этапов превысит 38 часов.

5 – Этап, на котором зарядное устройство проверяет способность батареи удерживать заряд. Если саморазряд батареи слишком большой, зарядка автоматически прекращается и загорается индикатор «Ошибка».

6 –На шестом этапе происходит восстановление сильно разряженных негерметичных батарей. При выборе кнопкой „MODE” режима RECOND в цикле зарядки активируется этап Восстановление, который добавляется между этапами диагностики и профилактики. На данном этапе происходит контролируемое „кипение” для перемешивания слоев электролита. После окончания этапа Восстановление зарядное устройство переключится в режим профилактической зарядки. Индикатор режима RECOND будет гореть, напоминая о том, что был выбран режим восстановления.

7 – Этап поддерживающей зарядки при подключенных к аккумуляторной батареи потребителях. На этом этапе батарея считается заряженной и готовой к эксплуатации. Об этом сигнализирует зеленый индикатор.

8 – Зарядное устройство автоматически переходит к этапу поддерживающей импульсной зарядки при полной (свыше 95% емкости) заряженности аккумулятора. MULTI XS4300 выдает периодические импульсы тока амплитудой в 5А. Проверка необходимости подачи очередного импульса проводится раз в 10 минут. На этом этапе происходит постоянный контроль состояния АКБ и, в случае необходимости, его подзарядка.

Этапы 7 и 8 очень удобны для поддержания АКБ в работоспособном состоянии в период сезонного хранения транспортных средств.

Как уже говорилось, для управления устройством предусмотрена всего одна кнопка, но с ее помощью можно выбрать и дополнительные функции. Например, для начала процесса нужно выбрать один из двух режимов зарядки Normal или «Снежинка». Режим «Снежинка» рекомендуется использовать для зарядки аккумуляторных батарей при температурах ниже +5оС. Так же данный режим рекомендуется для зарядки большинства батарей типа AGM. Для всех других батарей, включая батареи GEL, а так же для профилактической подзарядки лучше подойдет режим Normal.

Кроме собственно заряда, MULTI XS4003 реализует еще два дополнительных режима. Режим SUPPLY служит для питания бортовой сети автомобиля, когда зажигание включено, а двигатель выключен. Раньше мы такого не знали, но с появлением в автомобилях контроллеров, появились требования изготовителей к напряжению при их перепрошивке, которая занимает довольно длительное время. Обычно, допускается падение напряжения не ниже 13,4 – 13,5 В. Батарея такого обеспечить не может, напряжение на ней обязательно просядет и процесс перепрограммирования даст сбой! В режиме SUPPLY устройство поддерживает напряжение 13,6 В с допустимым током потребления до 4A. В этом режиме, кроме перепрошивки, можно также отключить батарею от бортовой сети без риска потери информации в энергозависимых ячейках памяти бортовых контроллеров.

В режиме RECOND происходит восстановление расслоения электролита в глубоко разряженных батареях. Проблема, связанная с расслоением электролита характерна для негерметичных батарей. В режиме RECOND на клеммы аккумулятора подается напряжение 15,8 В при токе до 1,5 А. Время необходимое для завершения данного режима составляет от 30 минут до 4 часов. Большинство зарядных устройств просто отказываются заряжать глубоко разряженные батареи и не дают даже малейшего шанса на их восстановление. Заметим, что разряженной считается батарея у которой напряжение опустилось ниже 10,5 В, а MULTI XS4003 способно восстановить батарею даже если на клеммах осталось всего 2 В.

Кроме восьми сигнальных индикаторов, соответствующих отдельным этапам процесса, на панели устройства есть и еще несколько, показывающих выбранный пользователем режим (диапазон емкости батареи, зимнюю подзарядку, наличие напряжения в сети, ошибку подключения батареи или возникший сбой). Кстати, а что произойдет, если вдруг обесточится розетка, в которую включено устройство, оставленное в гараже для профилактического поддержания заряда? Оказывается, ничего страшного! После включения напряжения зарядное устройство само возвратится в режим, на котором находилось до момента отключения питания.

Заметим, что по универсальности MULTI XS 4003 не имеет равных: он работает с любыми типами батарей, обслуживаемыми и необслуживаемыми, с жидким электролитом и связанным (батареи AGM и гелевые), емкостью от 1,2 до 140 А∙ч. Лишь бы не шестивольтовыми. А для удобства подключения фирма СТЕК выпускает ряд дополнительных аксессуаров серии Comfort Connect.

Например, один раз прикрутив наконечники Comfort Connect – eyelet к полюсным зажимам, вы сможете подключать зарядное устройство через специальный мини-разъем, исключив вероятность ошибки и необходимость в «крокодилах».

Если у вас Comfort Indicator – eyelet, можно дополнительно в любой момент увидеть степень зарядки батареи.

Переходник Comfort Connect – cig-plug позволяет заряжать батарею через штатное гнездо прикуривателя (если оно не отключается при вынутом ключе зажигания).

Наконец, Comfort Indicator – panel, устанавливаемый в стандартное гнездо для кнопочного переключателя (во многих автомобилях есть резервные отверстия, закрытые заглушками), позволит не только заряжать батарею через свой собственный разъем, но и оценивать зарядку батареи по мигающим индикаторам, когда вы садитесь в машину.

Что ж, не зря новое устройство защищено 13 патентами и официально рекомендовано ведущими изготовителями автомобилей для использования на фирменных СТО и включено в каталоги аксессуаров. Возможность не только зарядить аккумулятор, не снимая его с автомобиля, оснащенного новейшими электронными системами, но и восстановить глубоко разряженные батареи, сохранить энергозависимую память контроллеров при замене АКБ, произвести без сбоев перепрошивку блоков управления дорогого стоит. Впрочем, дорогого, но не дорого: цена MULTI XS 4003 вполне по карману любящему свой автомобиль владельцу, а не только тем, кто обладает Alfa Romeo, Aston Martin, Bentley, BMW, Ferrari, Harley Davidson, Lamborghini, Lexus, Maserati, Maybach, Mercedes-Benz, Porsche, Scania, Yamaha (именно эти производители рекомендовали устройства СТЕК для своих авто).

Более подробную информацию по зарядным устройствам СТЕК, аксессуарам к ним, Вы можете получить на сайте www.ctek.ru или по телефонам (499) 165-3363, 163-4342

Подпишитесь на «За рулем» в

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
18.01.2011
Поделиться: