Троллейбусы: на привязи
Жаль, если из-за внезапной нелюбви городского начальства москвичам вскоре будут напоминать о троллейбусах лишь кадры старых кинофильмов. Троллейбус повсюду давно прошел пик популярности, но кое-где остается незаменимым городским транспортом. Каков сегодняшний троллейбус в мировом масштабе?
Полная версияСтильный троллейбус Cristalis фирмы Irisbus автор сфотографировал в Лионе – одном из шести троллейбусных городов Франции. Кроме футуристического дизайна, его отличает применение мотор-колес. Довольно редкое пока решение позволяет очень низко опустить пол. Плата за технический прогресс – более высокая цена машины, сложность обслуживания и меньший КПД. Выделенная – в буквальном смысле! – полоса движения для троллейбуса в Венесуэле: автомобиль сюда при всем желании не заедет, зато троллейбусу не грозят пробки, не мешают пешеходы, а его водитель может расслабиться: куда же он из колеи-то денется! Обратите внимание: здесь контактная сеть только начинается! Водитель братиславского дуобуса (так называют троллейбусы с дополнительным дизельным мотором, способные совершать длительную поездку в «отвязанном» режиме) просто нажимает кнопку – штанги плавно поднимаются к проводам и улавливаются направляющими. Теперь ДВС можно выключить и ехать дальше без шума и выхлопа. Во французском Нанси такие вот троллейбусы с направляющим колесом бегают вдоль центрального рельса. Руль есть, и он даже работает, когда троллейбус переходит на участок маршрута, лишенный направляющей. Похоже на трамвай? Не спешите… Вот это уже и в самом деле почти трамвай: в городе Кан (Франция) пошли дальше и использовали направляющий рельс как «нулевой» провод. Это позволило избавиться от штанг, соскакивающих с проводов. И все же это не рельсовый транспорт, хотя французы и называют его трамваем на пневматиках. В Цюрихе, Люцерне или Женеве можно прокатиться, а заодно совершить пробежку от хвоста до головы сверхдлинного (24,7 м!) сочлененного троллейбу‑ са «Хесс-Лай Трэм3». Первая и четвертая оси у него управляемые, вторая и тре‑ тья – ведущие. В стране организовано троллейбусное движение еще в 12 горо‑ дах, кроме столицы. Любовь к электротранспорту можно объяснить наличием дешевой и экологичной энергии местных ГЭС и сложным рельефом местности, позволяющим вовсю пользоваться рекуперацией. Вальпараисо (Чили). Троллейбусы не просто выглядят старыми – они такие и есть. На переднем плане сочлененные экземпляры швейцарских FBW и «Берна» 1960‑х годов, ввезенные в Чили 20 лет назад после долгой службы на родине. Но настоящие сокровища стоят чуть поодаль: это самые древние троллейбусы мира, находящиеся в регулярной эксплуатации, – американские «пульманы». Наиболее престарелый экземпляр выпущен в 1946 году, остальные лишь немногим моложе. Больше в стране троллейбусов нигде нет, а эту линию решили оставить, как особо ценный исторический памятник. Трехосные троллейбусы бегают по левой стороне дорог в Веллингтоне (Новая Зеландия). Кроме этих, праворуль‑ ные троллейбусы встречаются лишь в Японии. Показанные на фото 49‑местные машины местного автобусного завода «ДизайнЛайн» в Эшбартоне постепенно заменяют трол‑ лейбусы марки «Вольво», которым более четверти века. Благодаря мощным аккумуляторам новые машины могут пройти без контактной сети несколько километров. Угадайте, где создан этот стильный троллейбус. Модель АКСМ‑420 – детище белорусского завода «Белкоммунмаш», который строит троллейбусы не только для внутренних потребностей, но и на экспорт, например для линий в Белграде. Направляющие рельсы появились в начале XXI века, ведь тут необходима компьютеризированная следящая система. А в 1986 году немцы испытывали троллейбус, буквально зажатый между двумя «бордюрами». Здесь курс задавали горизонтально установленные ролики. Заметим, что не весь маршрут проходил по направляющим – на свободных участках водитель брался за руль. Осторожно – прямо над головой провода под напряжением 600 В! Такой даблдеккер трудится при историческом музее под открытым небом в Дадли, графство Уэст-Мидлендс (Великобритания). Если погода позволяет, его верхняя площадка заполнена любителями адреналина и свежего воздуха. В качестве общественного транспор- та троллейбус в Англии не используется, но в нынешнем году в пар- ламент представлен проект новой троллейбусной сети. Подпишитесь на «За рулем» в