Эпоха компрессора: история наддува на гоночных мотоциклах
Если в автомобилестроении применение наддувных двигателей мало-помалу становится главным трендом, то производители мотоциклов относятся к нему настороженно.
Полная версияНемецкое Wunderwaffe – «чудо-оружие»: BMW RS500 Type 255 образца 1939 года. Хотя эта машина и проигрывала лучшим одноцилиндровым «пятисоткам» в управляемости, она на голову превосходила их по мощности. Двигатель BMW RS500. Верхние распредвалы приводились с помощью валов и конических шестерен. Компрессор Zoller – это оребренный цилиндр в передней части силового агрегата, от него идут длинные трубопроводы к задней части цилиндров. Схема лопаточного компрессора Zoller. В цилиндрическом корпусе вращается несоосный ему барабан, в котором установлены лопатки, скользящие башмаками по поверхности неподвижного внутреннего цилиндра. Воздух, попадая в образованную лопатками и внутренней поверхностью корпуса полость, сжимается там и выталкивается в нагнетательный трубопровод. Компрессоры такого типа обеспечивают постоянный поток горючей смеси, экономны при больших давлениях, но плохо переносят большие обороты – из-за чего их привод часто снабжают понижающей передачей. DKW ULD250 – самый удачный из гоночных двухтактных аппаратов компании; Эвальд Клюге выиграл на нем чемпионаты Европы 1938 и 1939 годов. Схема двигателя DKW ULD250. Слева – поршневой компрессор с отдельным коленвалом, приводимым от основного через шестеренную передачу. Впуск в компрессор – через вращающийся цилиндрический золотник. Сам двигатель – с одним П-образным цилиндром и двумя поршнями – развивал мощность 30 л.с. и разгонял мотоцикл до 180 км/ч. 350-кубовый гоночный NSU, версия 1939 года – со свечной задней подвеской и 36-литровым бензобаком. Двигатель NSU 350. Компрессор British Centric установлен за двигателем. Привод верхних распредвалов – отдельными валами и коническими шестернями. 500-кубовая Gilera – самый мощный гоночный мотоцикл довоенного периода. Силовой агрегат Gilera 500. Цилиндры установлены под большим наклоном (45º). Привод двух верхних распредвалов, нагнетателя типа Rootes и магнето – шестернями. Benelli 250: поперечный четырехцилиндровый двигатель выдавал 45 л.с. AJS V4 1939 года: двигатель жидкостного охлаждения с компрессором и сухим картером, свечная подвеска заднего колеса. Velocette «Roarer». На мотоцикле – ведущий гонщик компании Стэнли Вудз, справа – конструктор Чарльз Удолл. Рекордный NSU Delphin III – последний привет эпохи компрессора. Подпишитесь на «За рулем» в