Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Эпоха компрессора: история наддува на гоночных мотоциклах

Если в автомобилестроении применение наддувных двигателей мало-помалу становится главным трендом, то производители мотоциклов относятся к нему настороженно.
Полная версия
Немецкое Wunderwaffe – «чудо-оружие»: BMW RS500 Type 255 образца 1939 года. Хотя эта машина и проигрывала лучшим одноцилиндровым «пятисоткам» в управляемости, она на голову превосходила их по мощности.
Двигатель BMW RS500. Верхние распредвалы приводились с помощью валов и конических шестерен. Компрессор Zoller – это оребренный цилиндр в передней части силового агрегата, от него идут длинные трубопроводы к задней части цилиндров.
Схема лопаточного компрессора Zoller. В цилиндрическом корпусе вращается несоосный ему барабан, в котором установлены лопатки, скользящие башмаками по поверхности неподвижного внутреннего цилиндра. Воздух, попадая в образованную лопатками и внутренней поверхностью корпуса полость, сжимается там и выталкивается в нагнетательный трубопровод. Компрессоры такого типа обеспечивают постоянный поток горючей смеси, экономны при больших давлениях, но плохо переносят большие обороты – из-за чего их привод часто снабжают понижающей передачей.
DKW ULD250 – самый удачный из гоночных двухтактных аппаратов компании; Эвальд Клюге выиграл на нем чемпионаты Европы 1938 и 1939 годов.
Схема двигателя DKW ULD250. Слева – поршневой компрессор с отдельным коленвалом, приводимым от основного через шестеренную передачу. Впуск в компрессор – через вращающийся цилиндрический золотник. Сам двигатель – с одним П-образным цилиндром и двумя поршнями – развивал мощность 30 л.с. и разгонял мотоцикл до 180 км/ч.
350-кубовый гоночный NSU, версия 1939 года – со свечной задней подвеской и 36-литровым бензобаком.
Двигатель NSU 350. Компрессор British Centric установлен за двигателем. Привод верхних распредвалов – отдельными валами и коническими шестернями.
500-кубовая Gilera – самый мощный гоночный мотоцикл довоенного периода.
Силовой агрегат Gilera 500. Цилиндры установлены под большим наклоном (45º). Привод двух верхних распредвалов, нагнетателя типа Rootes и магнето – шестернями.
Benelli 250: поперечный четырехцилиндровый двигатель выдавал 45 л.с.
AJS V4 1939 года: двигатель жидкостного охлаждения с компрессором и сухим картером, свечная подвеска заднего колеса.
Velocette «Roarer». На мотоцикле – ведущий гонщик компании Стэнли Вудз, справа – конструктор Чарльз Удолл.
Рекордный NSU Delphin III – последний привет эпохи компрессора.

Подпишитесь на «За рулем» в

11.04.2011
Поделиться: