Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Chevrolet Volt: Разность потенциалов

Антон Чуйкин рассказывает о тест-драйве машины, под капотом которой размещены ни много ни мало – три двигателя.
Полная версия
Chevrolet Volt

РАЗМЫШЛЕНИЯ У СЧЕТЧИКА

– Дорогой, ты не мог бы посмотреть показания счетчика? Завтра надо платить за квартиру… – эту или подобную фразу слышат ежемесячно несколько десятков миллионов граждан. Услышал и я – аккурат после командировки в Америку и краткого, но емкого тест-драйва Chevrolet Volt. Списывая киловатт-часы, невольно проецировал их на недавние впечатления: так, сожгли 270, при нашем тарифе это 500 рублей.

А если бы у меня был Volt? Каждый день я проезжаю около 50 км, бортовой энергии в 16 кВт.ч хватает на 60 км. Ну, положим, еженощно я буду подпитывать батареи из сети, забирая (минус потери, плюс запас) те же 16 кВт.ч. Это будет… будет…

– Душа моя, каков ночной тариф? 92 копейки? Надо переходить!

Это будет 15 рублей в день, или 450 в месяц. Прикинем траты с бензиновым автомобилем на том же пробеге – полсотни в день. Возьмем для чистоты эксперимента ту же марку – «Шевроле», тот же класс – «Круз». Щадящий городской расход – 8 л/100 км, бензин нынче в среднем по 27 рублей, итого больше сотни целковых в день, или, точнее, 3240 рублей в месяц. Однако!

– Дорогая, я, кажется, знаю, каким будет наш следующий автомобиль!

ТОЧНЕЕ, ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ

Именно так предпочитают называть его люди из GM – электромобиль с увеличенным пробегом. В доказательство нам предложили небольшую, километров на тридцать пять, поездку. Правильнее сказать – миль на двадцать, ведь дело было в Детройте.

Бензиновый двигатель включался всего дважды. Первый раз ненадолго – когда я замерз и попросил климат-контроль прогреть салон до 70 градусов (по Фаренгейту, разумеется, что соответствует 21 градусу по Цельсию). Второй – когда из трех возможных режимов движения выбрал горный. В нем ДВС работает постоянно, чтобы на борту всегда было «достаточно электричества».

Перед его появлением по солнечной детройтской улице должны пробегать молнии. Именно так обычно обставляется прибытие посланца из будущего.

Но для начала прокатимся в режиме Normal. Поначалу, помня опыты с Toyota Prius, я осторожничал с педалью газа и на разгоне (плавном, насколько возможно) все ждал: вот сейчас оживут под капотом четыре цилиндра. Но они молчали, я осмелел и, стараясь отвлечься от весьма непривычного акустического сопровождения (шум дороги слышен, звук собственной машины – нет), стал активнее работать газом. Мало что изменилось: как будто к педали привязана резиночка, а уже к ней – движок реостата.

В результате ты не столько ведешь автомобиль, сколько играешь на компьютерном симуляторе. Звук и динамика (вернее, их почти полное отсутствие) создают впечатление, будто ты в телевизоре видишь проплывающие мимо особняки, обгоняющие тебя пикапы, непривычно многословные дорожные знаки. Красный светофор заставляет задуматься – нужно ли в этой игре останавливаться?

Впрочем, довольно быстро к непривычной роли не водителя, а оператора «Вольта» привыкаешь и уже начинаешь радоваться, как устойчиво держится наверху уровень заряда батарей. К тому же приличные в городе 40 миль в час машина набирает и держит вполне уверенно. Что еще надо?

Силовой агрегат: бензиновый двигатель состыкован с электроприводом «Вольтек», основная часть которого – пара электромоторов суммарной мощностью 111 кВт. Один из них при работе ДВС служит генератором.

А надо все-таки побойчее. О'кей, переходим в режим Sport. Как будто появился второй мотор! Собственно, так оно и есть – если прежде работал преимущественно один электродвигатель, то теперь ему на помощь пришел другой (он же по совместительству генератор при работе ДВС), так что в сумме к колесам отправляется до 111 кВт/151 л.с. и 370 Н.м.

Вполне достаточно, чтобы без малого двухтонная машина показывала соседям по светофору корму, а не скучала в их зеркалах. Под шелест резины об асфальт мчусь к завершению тест-драйва. Электричества, конечно, жгу немало, но, судя по индикаторам, мне его вполне хватит.

Ну и наконец, горный режим Mountain. Наконец-то из-под капота раздается бензиновый рокоток – сначала ему радуешься, но потом понимаешь, что мотор работает от 1500, а то и от 2000 об/мин. Гул и вибрации слишком заметны, чтобы поехать на «Вольте» в тишину Скалистых гор.

Разработчики обещают 35 чисто электрических миль. Потом для подзарядки уставших батарей включится ДВС. Специалисты подчеркивают, что он не имеет связи с колесами, а нужен как часть бортовой электростанции.

Чтобы запитать «Вольт» от американских «домашних» 127 В, достаем из багажника штатный удлинитель, втыкаем в розетку… Полный цикл займет около 10 часов.

Вообще, если вы проехали свои 35 миль (при известной сноровке вам покорятся и 50) и все еще не прибыли к розетке, преимущества «Вольта» тают на глазах. Тогда он уже не электромобиль, а автомобиль с электрической трансмиссией – такую экзотическую схему ранее применяли для тяжелой техники. При пустых аккумуляторах в его распоряжении очень толковый, но все же скромный 1,4-литровый 86-сильный мотор. Который просто вынужден будет потреблять топлива примерно столько же, сколько его собрат под капотом куда более простого и дешевого «Круза». Хотя не стоит забывать и про рекуперацию энергии торможения, которая в Volt направлена на подзарядку батарей.

Ну и ладно, в конце концов 50–60 км – как раз то расстояние, которое необходимо большинству автомобилистов планеты, ежедневно ездящих по маршруту дом – работа – дом. Да здравствует Volt?

В РОССИЮ С ЛЮБОВЬЮ

В США Volt продают с прошлого года – начали с нескольких сотен машин, в 2011-м планируют реализовать более 10 тысяч. А какова будет российская судьба этого автомобиля? С таким вопросом я обратился к Джеймсу Бовензи, президенту и управляющему директору «Дженерал моторс» по России и СНГ.

– Думаю, Volt должен показать, каким будет «зеленый» автомобиль. Сейчас российского покупателя не слишком волнуют экологические инициативы, но рано или поздно этот аспект выйдет на первое место – по примеру многих других стран.

Удивительная машина! Вы уже ее опробовали? Примерно 60 км на одних батареях, и только потом незаметно включается ДВС. И вы независимы от внешних источников энергии!

Конечно, для Chevrolet это, среди прочего, имиджевый проект, потому что мы сами учимся, развиваем инфраструктуру, заправочные станции и т. п. И заботимся таким образом о нашем клиенте.

– Когда ждать «Вольт» в России?

– В 2013-м.

– Может быть, пораньше? Есть хорошая и красивая дата: 1.11.11, 100-летие «Шевроле»…

–Ха-ха, это было бы прекрасно – к юбилею марки. Согласен, что чем быстрее, тем лучше, но все же самый оптимистичный прогноз – 2013 год.

– Значит, у нас будет время подготовиться к встрече. Зарезервируйте для нас Volt, пожалуйста.

– Так и сделаем. Первый Volt – для ЗР.

МЫСЛИ НА АЗС

– Заедем заправимся? – эту или подобную фразу слышат еженедельно (кто-то чаще, кто-то реже) спутницы/спутники российских водителей. Услышав утвердительный ответ, свернул на АЗС и я. И глядя, как на счетчике бегут циферки, вновь мыслями вернулся к «Вольту». В Штатах его продают по 41 тысяче долларов. Chevrolet Cruze, аналог со сравнимой динамикой (мотор 1,4–1,8 л, автомат), стоит вдвое меньше.

– Дорогая, а бензин-то опять подорожал. Как бы не пришлось пересесть на метро…

И все-таки оставим мысли о голубых вагонах. Двадцать тысяч долларов разницы в ценах – в пользу «Круза». Сто долларов (грубо) ежемесячно – в пользу «Вольта». Ничья наступит… ну да, электромобиль окупит себя через 200 месяцев. То есть – никогда.

– Кажется, с нашей следующей машиной я сильно поторопился…

***

Очень не хочется заканчивать на столь минорной ноте. Понятно, почему Volt столь дорог, – представьте, что вместо розеток в вашу квартиру надо купить дизель-генератор, и прикиньте стоимость 1 кВт.ч. У «Вольта» фактически есть запасной двигатель – это вклад производителя в развитие инфраструктуры, необходимой для электромобилей. Дорогой, нерациональный, но на сегодня единственно возможный способ уехать на электромобиле далеко – возить с собой электростанцию.

Наверное, когда в эту самую инфраструктуру вложится государство, Volt станет более привлекательным. Дешевое электричество на парковках, гибкое налогообложение, компенсация лишних затрат. Верю, что так и будет – не у нас первых, конечно, но будет. И тогда, года через два-три…

– Господин Бовензи, вы помните о нашей договоренности?

Подпишитесь на «За рулем» в

08.04.2011
Поделиться: