Трактор
Hunter пришел из Ульяновска, недолго погостит в Можайском техцентре, а затем отправится на трофи-рейды, первый из которых – питерская «Золотая Бочка Ладога». Не ударить в грязь лицом (здесь – в переносном смысле) обязывают происхождение и приобретенные навыки.
Подробности из Подмосковья. О происхождении. Эта машина создана специально для участия в трофи-рейдах. Подготовлена по группе ТР2* Ульяновским авторемонтным заводом (УАРЗ) в абсолютном соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми РАФ к этой группе. Впрочем, эти требования и так не оставляют простора для фантазии и творчества – все четко регламентировано. С импортными внедорожниками чуть попроще, но это же УАЗ! То есть нечто вроде АКМ – разобрать и собрать с завязанными глазами за полчаса. Ульяновцы решили не мудрить и сделали все четко. А значит, перед нами не просто «версия на внедорожную тему». Это автомобиль, который можно взять за образец для постройки собственного трофийного бойца.
Кузов и рама. В «Требованиях» указано, что здесь разрешены усиление и установка любых кронштейнов. Наш УАЗ усилен по полной программе. Осмотрев автомобиль снизу, мы обнаружили усилительные элементы везде, где только возможно. В передней и задней части кузова стоят подрамники, с боков к раме приварены/прикручены трубы, защищающие пороги. Получается дополнительный силовой периметр, вид которого вселяет уверенность, что автомобиль сможет пережить не только прыжки, удары о камни и прочие внедорожные приключения, но и что-нибудь посерьезнее, вплоть до взрыва мины. Инспекция салона добавляет уверенности. Здесь видно хитросплетение здоровенных металлических труб, нижние точки которых прикручены к полу через усилительные площадки. По сравнению с каркасами легковых раллийных автомобилей этот – как ручища силовика против ручонки первоклашки. Мысль о возможных «ушах» не вызывает никаких опасений: каркас сдюжит, экипаж в лепешку не превратится. Посему наличие металлической крыши над сиденьями (здесь – только передними) несколько удивляет – неужели она может чем-то помочь? Можно было поставить обычный тент! Но опытные коллеги поясняют, что спортсменам приходится переворачиваться не только на ровном месте, каркас сохраняет форму кузова, а крыша защищает салон от деревьев, камней. Желающих пробить голову или сломать шею немного, поэтому правила требуют установки жесткой металлической крыши (защиты) над экипажем, ширина которой должна быть от рамки ветрового стекла до главной предохранительной дуги (стоит в центре салона). Специалисты УАРЗ поступили просто – разрезали пополам обычную крышу собственного производства, а оставшуюся часть затянули стандартным тентом.
Отдельно о креслах. До сих пор таких видеть не приходилось – они напоминают люксовые ульяновские, но боковины спинок выдаются вперед, образуя формы, именуемые автожурналистами боковой поддержкой. На помощь снова приходят коллеги и поясняют, что такие сиденья делают на основе штатных небольшими сериями, специально для внедорожных соревнований, и отличаются они еще и дополнительной точкой крепления к полу. Можно было поставить кресла другой марки, но только того же типа. «Ковши» нельзя, так как «автомобили должны быть оборудованы трехточечными ремнями безопасности заводского изготовления для всех членов экипажа». Ремни крепятся к вертикальным трубам каркаса.
С экипажем тоже строго: не больше двух – на третьего места нет. Хотя задние двери остались и даже открываются, сделано это только для удобства техобслуживания и в надставках дверей вместо стекол стоит металл, заклеенный с обратной стороны шумоизоляцией. Открыв левую, получаем доступ к аккумулятору, установленному в металлическом ящике на месте заднего сиденья. Все остальное пространство занимает топливный бак, на котором покоится громадная запаска. По правилам перенос топливных баков только допускается, но большинство спортсменов используют это разрешение в свою пользу, ликвидируя «слабое место» в конструкции внедорожника. Все самое необходимое для путешествия можно разместить в оставшемся отсеке, а большую часть скарба положить в техничку.
Перенос бака – не самое простое дело. В нашем случае потребовались прокладка надежного бензопровода и организация заправочной горловины у задней кромки крыла. По правилам наливные горловины и их крышки не должны выступать над поверхностью кузова и обязаны надежно запираться. Здесь требования выполнены полностью. Для удобства задний откидывающийся борт разделен на две части, и теперь, извлекая тяжелую запаску, можно сложить только верхнюю половину.
Хватает у автомобиля и внешних изменений. Передний и задний бамперы – мощные металлические швеллеры – несут на себе лебедки марки СПРУТ производства УАРЗ. Говорят, эти лебедки превосходят импортные. Конструкция классической схемы, с 4-ступенчатым планетарным редуктором, большое тяговое усилие: если найдется подходящее дерево, Hunter можно даже подвесить в воздухе. Механизм не позволяет автомобилю скатываться назад при остановке лебедки. Управлять ею предельно просто – для этого есть удобная дистанционка. Цена же просто выигрышная.
К переднему бамперу приварен кенгурятник из толстых труб. От верхних его углов тянутся веткоотбойники из металлических тросов в оплетке, – они защищают ветровое стекло от ударов ветвей. Справа у капота стоит шнорхель, изготовленный с заводским качеством – кустари могут только позавидовать. Его «грибок» доходит до дополнительных фар на крыше. С таким водные преграды кажуться просто забавным развлечением. Само собой, зажигание здесь влагозащищенное, а вентилятор отключаемый.
Описывая внешность, нельзя забывать о главном – колесах. Именно от них в немалой степени зависит успех в трофи, именно их выбор более всего занимает джиперов. На нашем автомобиле стоит проверенный вариант – 33-дюймовые BF-Goodrich Mud-Terrain A/T. Колеса большего диаметра в группе ТР2 ставить уже нельзя. И все равно потребовался солидный «лифт» кузова, а по крыльям пришлось пустить расширители (должны полностью закрывать колеса при взгляде сверху).
Подвеска. Здесь изменений, конечно, больше всего. «Разрешается вертикальное перемещение точек крепления подвески к кузову, раме или мостам с целью размещения комплектных колес увеличенного диаметра. Разрешается изменение величины хода подвески. Если производителем предусмотрено крепление моста над рессорами, то разрешается перенос моста под рессоры. Разрешается устанавливать дополнительные амортизаторы, но не более чем по два на одно колесо. Допускается замена амортизаторов на другие без ограничений и перенос штатных точек крепления амортизаторов». Ульяновцы в полной мере воспользовались «зеленым светом» и переделали подвеску, поставив дополнительные амортизаторы, перенеся точки креплений и проделав все остальное, что разрешено. При этом руководствовались опытом, полученным за многие годы, – рискованных экспериментов даже не затевали. Но для описания всех модернизаций, произведенных в этой области, нам потребовался бы объем, а хочется еще и за руль…
Мне выпало перегнать УАЗ до места съемки по обычной загородной дороге – с приличным покрытием, множеством поворотов. Вывод после этого небольшого упражнения я сделал один: за рулем такого вездехода лучше держаться подальше от асфальта – не его стихия. По сравнению с легковым авто это чудовище здесь кажется почти неуправляемым. Благодаря бодрому двигателю разгоняется он довольно охотно, но тормозит лениво, отчаянно скрипя колодками (ульяновцам впору патентовать этот звук, как сделано с щелчком Zippo). Реакции на руль напоминают яхту – только отчаянное вращение приводит к запоздалой смене галса. Сидя на «капитанском мостике», думаешь лишь, как бы не зацепить легковушки, которые так и крутятся внизу, под колесами. В общем, трактор. Однозначно.
Но после того как за руль сел настоящий профессионал, все переменилось. Петр Торичный – истинный экстремал, у него на счету множество автомобильных подвигов вплоть до прыжка в озеро с погружением под воду за рулем «Иж-Орбиты». Демонстрация возможностей трофийного Hunter для такого мастера просто семечки. Признаюсь, что я, управляя Hunter, чувствовал себя скованно и отчаянно робел. Петр же действовал совершенно свободно, и на его суровом лице не было и тени смущения. Трактор в его руках стал реактивным.
Для начала он перескочил огромную кучу строительного мусора из кусков штукатурки и битого кирпича, наваленную поперек дороги. Вершина кучи приходилась на уровень «птички» (заводской эмблемы на решетке радиатора). Без долгих раздумий Петр ринулся вперед. Взревев, Hunter подпрыгнул передней осью и пошел вверх с креном на корму. Потом вверх взмыл задний мост, а нос чуть не вошел в землю. Наш пилот безмятежно улыбался: под картером стоит защита из толстенного стального листа, защищены и тормоза – чего бояться?!
Охотясь за эффектными кадрами, решили погонять Hunter по глубоким лужам. Найдя на окраине поля, у подлеска, подходящую, напоминавшую скорее небольшой пруд, мы приготовились. Обычно при подобных операциях приходится просить водителя не жалеть газа. Петра упрашивать не пришлось: в первом же, пробном проходе УАЗ поднял кучу брызг и выпрыгнул из лужи с грацией танка, демонстрирующего экспертам скорость. Последующие проезды были не менее эффектны – внедорожник входил в лужу с волной, накрывающей капот, выбрасывал из-под днища гекалитры воды и с паром, враскачку прыгал на сушу.
Попробовали машину и в песчаном карьере. Здесь УАЗ взбирался на почти отвесные склоны. До середины подъема высотой с пятиэтажку автомобиль карабкался, но потом все-таки закапывался в мягкий песок и, постояв, скатывался вниз. Лебедку решили не разматывать – смысла-то? – ясно, что машина заползла бы на гору, но что с ней делать дальше?
Конечно, по сравнению с настоящим трофи все наши забавы – сущие пустяки, но после них мы абсолютно уверены, что и на Ладоге, и в остальных рейдах автомобиль покажет себя достойно. Это Профессиональный Внедорожник.
Фото автора