Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автодороги: «мафия» на арахисовом масле

Всемирный банк представил доклад об экономике РФ, большой раздел в нем посвящен дорогам. Речь зашла и об их дороговизне.
Полная версия

Дороги РФ, доклад ВБ

Дороги РФ, доклад ВБ
Втрое дороже

Выдержка из доклада: из 50 тыс. км федеральных автомобильных дорог менее трети подходят под нормативные требования. Более половины им не соответствуют по ровности и прочности покрытия…

Из-за плохого покрытия расходы на перевозку грузов возрастают в 3 раза (увеличиваются потери моторного топлива, расходы на ремонт из-за ускоренного износа автомобилей, удлиняется период доставки грузов), «что обуславливает рост цен на перевозимые товары».

И еще эксперты ВБ назвали российские трассы самыми дорогими. Это связано с «отсутствием конкуренции в дорожной индустрии, утечкой средств и коррупцией». В докладе эксперты сравнили стоимость содержания дорог у нас и в Финляндии: в 2007 году 1 км дорог обходился нашему соседу в 3-5 раз дешевле, чем в РФ!

 

Некорректно!

Нельзя не прислушаться к специалистам со стороны, тем более после столь шокирующих цифр. Сотрудники Федерального дорожного агентства (Росавтодор) стали изучать, что привело к вышеозначенным выводам. И обнаружилось, что анализ проводили финансисты московского представительства ВБ, далекие от специфики российской статистики. А данные они брали исключительно из открытых источников. Но ведь аналитику для них составляют в расчете на массового читателя: в ней, как правило, не детализируют, что за той или иной цифрой.

Глава Росавтодора Анатолий Чабунин назвал сделанные сравнения некорректными. Данные по Финляндии взяты средние - по всей дорожной сети, включающую и федеральные, и региональные, и сельские дороги, а также паромные переправы. Цифры же по РФ – только те, что касаются федеральных трасс, а они самые затратные и в строительстве, и в содержании. Если же подсчитывать среднюю стоимость обслуживания российских дорог всех категорий, то она упадет до «финского» уровня.

А то, что очень мало тратим на уход за дорожным хозяйством, правда: дорожная отрасль России финансируется менее, чем на половину от того, что требуют нормативы. Однако большие суммы бюджет выделить не в состоянии.

И еще о корректности выводов (это уже от автора): сравните масштабы Финляндии и российские просторы, истории наших экономик, технологические традиции, реальные доходы государства на душу населения.

Жилища — тоже дорога

Раз спецы упомянули о заоблачной дороговизне дорог, значит подтвердили существование в стране «асфальтовой» мафии.  Эта «жареная» тема регулярно всплывает и муссируется. Настолько часто, что Анатолий Чабунин устал отвечать на связанные с ней вопросы. А сравнительно недавно некое иностранное, опять-таки, издание плеснуло в костер бензинчика — выложило свои расчеты. Мол, строители автодорог в регионе олимпийского Сочи запросили такие суммы, что на эти деньги можно не только укатать в асфальт все побережье, но и намазать его толстым-толстым слоем арахисового масла.

В интервью корреспонденту ZR.RU глава Росавтодора объяснял:

— Журналисты-дилетанты пошли в лобовую: сравнили взятую из статистики стоимость 1 км дороги у себя на родине и в России. Но эти стоимостные показатели у нас и у них подсчитываются по-разному. В большинстве стран это цена материалов, работ — и все. У нас же сюда входит стоимость пробивки тоннелей (тем более, если речь идет о горной местности Сочи), очень затратная вещь — перекладывание коммуникаций (демонтаж старых, земляные работы, покупка новых материалов, трассового оборудования, их монтаж, наладка). Нередко, если по-другому невозможно, приходится переселять людей из жилищ (из-за чего следуют компенсационные выплаты или строительство жилья в новых местах, оплата имущественных и неимущественных потерь).

 

Включите в счет ржавье

— Когда приходится связываться с организациями, затраты еще выше, - продолжает Анатолий Чабунин. — По действующим в стране законам и подзаконным актам, они вправе выдвигать чуть не любые требования, а дорожники, хотя и пытаются их оспаривать в арбитражных судах, вынуждены соглашаться. Например, владельцы теплотрасс могут вписать в техусловия требование установить вместо проржавевших труб и запорных устройств трубы чуть не из нержавейки, а запоры с самой совершенной автоматикой и электронным регулированием. На практике так случается довольно часто. В итоге дорога, действительно, становится если не золотой, то «намазанной арахисовым маслом».

В материале частично использованы факты из материала Игоря Моржаретто «Приговор №24», который будет опубликован в журнале «За рулем» №6-2011.

Подпишитесь на «За рулем» в

19.05.2011
Поделиться: