Сила трения: диагностируем и меняем сцепление
Сцепление современного мотоцикла – надежный и точный узел. Но он требует умелого обращения и при езде, и при обслуживании.
Полная версияПусть не удивляются опытные мотоциклисты и профессионалы моторемонта, что я пишу про известные истины. Освежить память полезно и знатокам, но главное – уберечь начинающих от неправильного понимания происходящих с мотоциклом процессов, и как следствие, от дорого обходящихся ошибок. Правильная регулировка троса – залог долгой жизни сцепления. Занимает она секунды, инструмент не нужен, а хватает ее надолго. Длительная езда с сильно буксующим сцеплением может убить двигатель вашего мотоцикла: частицы обгоревших фрикционных дисков неминуемо попадут в масло, а вместе с ним в прецизионные сочленения вкладышей, шатунов, поршней. На фоне сливной пробки видно, какими большими могут быть куски фрикционов. Забить каналы системы смазки они способны очень быстро. Тогда разбирать придется весь двигатель. Снимаем все, что мешает снять крышку сцепления. …и сливную пробки, подготовив, разумеется, емкость для масла. Отсоединяем шток тормозного цилиндра, отводим лапку тормоза. Отсоединяем крепление оболочки троса сцепления… …и выводим из зацепления сам трос. Иногда удобно, прижав рычаг на руле, подставить под рычаг выключения какой-нибудь упор. Он позволит вывести конец оболочки из углубления, а потом легко вывести сам трос. Откручиваем винты крышки, запоминая их место расположения (они могут быть разной длины). Снимаем крышку и внимательно осматриваем ее прокладку (как правило, ее приходится менять). Отворачиваем крепеж прижимного диска корзины. Осторожно, не потеряйте пружины. Проверяем, равной ли они длины. Снимаем прижимной диск, запоминаем особенности и расположение дисков в корзине (на фото самый дальний диск отличается от остальных цветом). Оцениваем износ. Диски лучше менять комплектом. В продаже встречаются и отдельные комплекты фрикционных дисков (на фото), и стальных (они живут дольше), и пружин (экономия на них порой приводит к быстрому выходу из строя нового комплекта дисков). Перед сборкой полезно промыть узел универсальным очистителем и протереть насухо. А вот «мокрые» фрикционные диски перед установкой нужно пропитать маслом. На резьбу винтов прижимного диска (и крепления крышки) перед установкой наносим синий (слабой фиксации) резьбовой герметик. Затягиваем винты равномерно, предписанным моментом. Осталось установить детали выжима сцепления. Главное – крышка должна легко встать на место, нельзя осаживать ее силой – так легко поломать зубья на валу привода сцепления. Не беда, что рычаг не встанет в нужное положение, его несложно переставить на шлицах. А вал с парой выкрошенных зубьев можно временно использовать, просто повернув его на 180°. Подпишитесь на «За рулем» в