Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Бензо…пилы

Конец весны традиционно сопровождается в России подорожанием бензина. Когда - из-за остановки на профилактику немногочисленных НПЗ, когда - из-за «резко возросшей потребности» в топливе сельского хозяйства. Но нынешний год выпал даже из такой унылой череды – помимо роста цен автомобилисты столкнулись на АЗС с дефицитом горючего!
Полная версия

Как такое может быть в стране, торгующей нефтью, – вопрос вопросов для россиян. В большинстве «нефтяных» государств бензина – залейся, и он значительно дешевле российского. Не будем поминать всуе Венесуэлу, где АИ-95 стоит 3 цента, это просто неприлично. Постараемся понять, что же происходит у нас.

Как объясняют экономисты, наличие нефтяных месторождений, конечно, влияет на стоимость топлива внутри страны, но не это главный фактор ценообразования. На рынке действует принцип равнодоходности. То есть товар идет туда, где цены выше, чтобы компании могли сохранить прибыль. Поскольку цены на нефтепродукты в мире растут галопом, а внутри страны власти «настоятельно просили» их не поднимать, то нефтяные компании пошли на экспорт, снизив поставки внутри страны. На зарубежном рынке цены, к счастью, не регулируются. В итоге Алтай, Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск, потом Черноземье остались почти без бензина.

Россия экспортирует лишь 8% нефтепродуктов, и в основном сырую нефть... Как это влияет на наш рынок бензина?

Правительство бросилось на помощь «засыхающим» регионам: было решено закрыть потребность в топливе за счет сокращения экспорта нефтепродуктов и даже его полного запрета. Последнее странно для аналитиков: Россия экспортирует лишь 8% произведенных нефтепродуктов, причем, в основном, сырую нефть, дизельное топливо и мазут – как это может повлиять на внутренний рынок бензина…

В общем, кабинету министров ничего не оставалось, как принять решение о повышении с 1 мая экспортных пошлин на бензин до 90% от ставки пошлины на нефть (ранее ставка исчислялась исходя из коэффициента 0,67), то есть применительно к бензину – с $283,9 до $304 за тонну. Однако и это не помогло, цены на АЗС снова стали расти, да и очереди к колонкам не укорачивались.

5 мая были найдены виновники кризиса. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что нефтекомпании сознательно поддерживают «топливное голодание» для манипулирования ценами. Вот оно что… Не дефицит нефтепродуктов на биржах, а банальный сговор! Вице-премьер Игорь Сечин даже пригрозил ввести дополнительные меры… Страшновато. Но и теперь, несмотря на все усилия, чуда не происходит.

Президент Медведев на пресс-конференции еще раз заговорил о том, что надо сбивать цены на бензин: «Как? Ну, понятно как! К сожалению, ничего другого, кроме ограничительных мер, я предложить не могу... Речь идет о введении очень жестких пошлин». А глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина не исключила пролонгации на июнь «временно» повышенных экспортных пошлин. Что значит в России «временно», мы с вами знаем...

На самом деле, мне, как автомобилисту, все равно, отчего растут цены на АЗС. Все эти топливные войны напоминают очередную мышиную возню… Тем не менее, если помните, львиную долю в цене на бензин составляют налоги и акцизы. Так вот, если б я понимала, что эти налоги идут на строительство и ремонт дорог, на решение различных социальных проблем, я бы, может, и не пикнула, в этом случае налоги – это святое. Но вот отчего обидно – от нынешнего дефицита топлива и его подорожания лучше не будет никому. Или почти никому. И потому вновь и вновь приходит в голову пролетарская мысль о топливном бойкоте…

Подпишитесь на «За рулем» в

01.06.2011
Поделиться: