Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

ГАЗ-330250-288: План «Б»

«Группа ГАЗ» запустила в производство двухтопливную «Газель-Бизнес», готовую работать на бензине и пропане.
Полная версия
ГАЗ-330250-288

До недавнего времени самой востребованной формой сближения «Газели» с бизнесом был самодеятельный перевод машины на газовое топливо. Цены на такую услугу достигали 30 тысяч рублей. Теперь с этим покончено. Стремясь укрепить позиции семейства «Газель-Бизнес» на отечественном рынке, завод начал выпускать авто, потребляющие как бензин, так и пропан.

Такая модификация всего на 26 тысяч дороже бензиновой версии при сохранении общей гарантии на машину. Учитывая, что Минтранс выступил с предложением снизить тарифы ОСАГО для газобаллонных автомобилей на 15%, версия становится еще более привлекательной.

Перевод «Газели» на пропан – это не только существенное увеличение ресурса бензинового мотора (газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что продлевает срок службы двигателя; дольше живут и свечи зажигания). Главное – возрастает суммарный пробег двухтопливного авто: на дополнительные 400 км, что очень неплохо. Вдобавок, пропан дешевле бензина А92 примерно на 50%. Вот он, пресловутый резервный план «Б», которым располагают все приличные стратеги. Президент «Группы ГАЗ» Бо Андерсон не исключение.

На машине применяют газовую систему впрыска (ГСВ) четвертого поколения итальянской компании OMVL. Выбор поставщика ГБО не случаен – продукцией этой фирмы пользуются на сборочных конвейерах «Ситроена», «Пежо», «Фольксвагена» и многих других. Основа газовой составляющей – дополнительный контроллер, управляющий двигателем при работе на пропане. Помимо этого, он блокирует работу бензиновых форсунок и, базируясь на сигналах, поступающих к ним от основного контроллера, управляет газовыми клапанами. На стоянке или во время работы на бензине подачу газа, в свою очередь, перекрывает электромагнитный клапан, врезанный между баллоном и редуктором-испарителем.

Блок электромагнитных клапанов и топливную газовую рампу со шлангами и штуцерами устанавливают на моторном заводе в Ульяновске. Окончательная сборка всей газовой аппаратуры проходит в Нижнем.

Из видимых снаружи следов газификации – столитровый красный бак с надписью «Пропан». Кстати, именно из-за него двухтопливные «газели» доступны пока как грузовик и фургон: на них разместить бак для газа проще и технологичнее. Двигатель переводят с бензина на газ переключателем вида топлива (расположен он на панели приборов неудачно, но об этом чуть позже). Одно нажатие кнопки – мотор работает на бензине, второе – переходит на газ.

Внутри защитного кожуха, расположенного на баллоне для хранения газа, – мультиклапан. Он позволяет заполнять баллон сжиженным газом, подавать его через магистраль к редуктору-испарителю и перекрывать выход газа из баллона в случае повреждения газовой магистрали.

Теперь о ездовых ощущениях. На тест мне достался промтоварный фургон без колпака на крыше кабины, который некоторые остряки до сих пор называют аэродинамическим. Подстроил сиденье, завел двигатель и принялся искать газовый переключатель. Когда стоишь, найти его не проблема, но на ходу маленький пластиковый квадратик никак не попадался.

Дело в том, что он находится практически в слепой зоне, хотя и под правой рукой. Переключатель маленький, но благодаря светодиодной индикации способен сообщать водителю, сколько газа осталось в запасе. Вот ее с места водителя и не видно! Выход один: возложить контроль за уровнем газа на напарника. В крайнем случае – проверять остаток во время остановок. Просто удивительно, почему на огромной приборной панели «Газели-Бизнес» не нашли более подходящего уголка.

Салонный переключатель «газ-бензин» с индикацией уровня газа в баллоне расположен примерно на уровне замка зажигания. Искать его в движении очень неудобно.

Что до общего восприятия, езда на газированной «Газели» практически не отличается от управления аналогичной машиной с традиционным топливом. Разве что разгонная динамика, если таковой вообще обладают грузовики категории В, еще скромнее, чем при езде на бензине. Впрочем, этот показатель для рабочей лошадки не первостепенный. Главное – сэкономить на топливе. А газовые заправки, кстати, встречаются чуть ли не чаще, чем бензин на обыкновенных АЗС.

Дмитрий Чахутин, Екатеринбург, частный предприниматель:

– Приобрел двухтопливную «Газель» в декабре 2010 года. До этого у меня тоже был  грузовик из Нижнего, который я сам перевел на газ. Однако, чтобы установить аппаратуру, надо было регистрировать изменения в конструкции, а это муторно, во всяком случае – в нашем регионе. Да и денег стоит. На новой машине пробег сейчас всего 10 000 км, пока меня все устраивает.

В начале этого года прошел первое ТО: все показатели в норме. Расход газа на трассе примерно 20 л на сотню. На машине вожу пластиковые окна, полной заправки пропана хватает на 410 км. Бензин при этом почти не расходую – только чтобы завести «Газель». Несколько раз ездил из Екатеринбурга в Оренбург и обратно – на круг примерно 1800 км. Заправки пропановые на трассе встречаются часто. Цена газа колеблется от 10 до 12 рублей. На топливо я потратил всего 3600 рублей! Сами понимаете, выгода очевидна. Что касается городской эксплуатации, тут расход побольше, где-то 22–24 л.

Много раз слышал, что на газе машина тянет хуже, чем на бензине. Я с полной загрузкой по уральским перевалам неоднократно ездил. Так вот, на некоторые из них на четвертой, а то и пятой передаче спокойно влезаю. Есть и минусы, хотя и не столь существенные. Скажем, краска с газового баллона уже слезла!

Обидно, все-таки это не просто «Газель», а «Газель-Бизнес». Правда, дилер обещал перекрасить баллон по гарантии. А еще я закрепил бы крышку газовой заправочной горловины на цепочке: в запарке ее легко забыть на колонке.

СПРАВКА ЗР

Являясь крупнейшей нефте- и газодобывающей страной, Россия располагает достаточной ресурсно-сырьевой базой для расширения производства сжиженных углеводородных газов. Запасы попутного нефтяного газа в российских нефтяных месторождениях составляют, по имеющимся оценкам, порядка 1,5 трлн. м3.

 

ГАЗ-330250-288: План «Б»

«Группа ГАЗ» запустила в производство двухтопливную «Газель-Бизнес», готовую работать на бензине и пропане. В новой машине на газ давил Максим Приходько. Фото Константина Якубова и Михаила Сорокина.

До недавнего времени самой востребованной формой сближения «Газели» с бизнесом был самодеятельный перевод машины на газовое топливо. Цены на такую услугу достигали 30 тысяч рублей. Теперь с этим покончено. Стремясь укрепить позиции семейства «Газель-Бизнес» на отечественном рынке, завод начал выпускать авто, потребляющие как бензин, так и пропан. Такая модификация всего на 26 тысяч дороже бензиновой версии при сохранении общей гарантии на машину. Учитывая, что Минтранс выступил с предложением снизить тарифы ОСАГО для газобаллонных автомобилей на 15%, версия становится еще более привлекательной.

Перевод «Газели» на пропан – это не только существенное увеличение ресурса бензинового мотора (газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что продлевает срок службы двигателя; дольше живут и свечи зажигания). Главное – возрастает суммарный пробег двухтопливного авто: на дополнительные 400 км, что очень неплохо. Вдобавок, пропан дешевле бензина А92 примерно на 50%. Вот он, пресловутый резервный план «Б», которым располагают все приличные стратеги. Президент «Группы ГАЗ» Бо Андерсон не исключение.

На машине применяют газовую систему впрыска (ГСВ) четвертого поколения итальянской компании OMVL. Выбор поставщика ГБО не случаен – продукцией этой фирмы пользуются на сборочных конвейерах «Ситроена», «Пежо», «Фольксвагена» и многих других. Основа газовой составляющей – дополнительный контроллер, управляющий двигателем при работе на пропане. Помимо этого, он блокирует работу бензиновых форсунок и, базируясь на сигналах, поступающих к ним от основного контроллера, управляет газовыми клапанами. На стоянке или во время работы на бензине подачу газа, в свою очередь, перекрывает электромагнитный клапан, врезанный между баллоном и редуктором-испарителем.

Из видимых снаружи следов газификации – столитровый красный бак с надписью «Пропан». Кстати, именно из-за него двухтопливные «газели» доступны пока как грузовик и фургон: на них разместить бак для газа проще и технологичнее. Двигатель переводят с бензина на газ переключателем вида топлива (расположен он на панели приборов неудачно, но об этом чуть позже). Одно нажатие кнопки – мотор работает на бензине, второе – переходит на газ.

Теперь о ездовых ощущениях. На тест мне достался промтоварный фургон без колпака на крыше кабины, который некоторые остряки до сих пор называют аэродинамическим. Подстроил сиденье, завел двигатель и принялся искать газовый переключатель. Когда стоишь, найти его не проблема, но на ходу маленький пластиковый квадратик никак не попадался. Дело в том, что он находится практически в слепой зоне, хотя и под правой рукой. Переключатель маленький, но благодаря светодиодной индикации способен сообщать водителю, сколько газа осталось в запасе. Вот ее с места водителя и не видно! Выход один: возложить контроль за уровнем газа на напарника. В крайнем случае – проверять остаток во время остановок. Просто удивительно, почему на огромной приборной панели «Газели-Бизнес» не нашли более подходящего уголка.

Что до общего восприятия, езда на газированной «Газели» практически не отличается от управления аналогичной машиной с традиционным топливом. Разве что разгонная динамика, если таковой вообще обладают грузовики категории В, еще скромнее, чем при езде на бензине. Впрочем, этот показатель для рабочей лошадки не первостепенный. Главное – сэкономить на топливе. А газовые заправки, кстати, встречаются чуть ли не чаще, чем бензин на обыкновенных АЗС.

Подпишитесь на «За рулем» в

09.06.2011
Поделиться: