Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Коммерческий транспорт: Fiat Ducato

Самый доступный из малотоннажников-иномарок обойдется еще дешевле, если поискать его подержанным.
Полная версия
FIAT Ducato

 

На вторичном рынке Fiat Ducato представлен в основном машинами второго поколения, которые пока еще выпускает компания «Соллерс» на заводе в Елабуге (Татарстан). По данным аналитического агентства «Автостат» (см. таблицу), на сентябрь 2010 года таковых на учете в России было около 18 тысяч. Уникальность ситуации с Ducato в том, что сборка машин в России стартовала в мае 2008 года, хотя двумя годами ранее в Италии начали выпуск модели последнего поколения, которую у нас официально никогда не продавали, чтобы не подкосить спрос на старую. Таким образом, предлагаемая в объявлении машина 2006-2008 годов выпуска может оказаться завезенным в индивидуальном порядке «третьим» Ducato, и, как ни удивительно, просят за такую машину меньше, чем за «старичков» 2010 и 2011 годов выпуска. Если же предлагают автомобиль конкретно 2007 года (таких у нас зарегистрировано 25 штук), то это, безо всяких сомнений, новейшая модель. Автомобили итальянского производства, выпущенные с 2003 по 2008 годы, то есть пострестайлинговые второго поколения, тоже есть на вторичном рынке. От елабужских машин они отличаются более аккуратной сборкой, высококачественной покраской кузова и широким перечнем двигателей.

Цельнометаллический фургон второго поколения
Ducato второго поколения в пассажирской версии

Модификации

Fiat Ducato второго поколения (заводской индекс X2/44) выпускали на заводе SEVEL в Италии с 1994 по 2006 годы вместе с однотипными Peugeot Boxer и Citroen Jumper, а три последних года – в России. Отличить машины родной и елабужской сборки можно по VIN-номеру: в первом случае он начинается на ZFA, во втором Z7G. Кроме того, Ducato собирают в Бразилии и Турции – для их внутренних рынков, и вероятность попадания этой экзотики в Россию ничтожно мала. Для «второго» Ducato предусмотрена колесная база в трех вариантах: 2850, 3200 и 3700 мм, крыша высотой 2150, 2470, 2725 и 2860 мм (в Елабуге делают только низкую и среднюю) и несколько исполнений по назначению. Больше всего – цельнометаллических фургонов, изредка попадаются грузопассажирские 6- или 9-местные «комби», а владельцы автопарков маршрутных такси периодически сбрасывают на рынок порядком изношенные 15- и 18-местные автобусы Ducato.

В России выпускают только цельнометаллические модификации с низкой и средней крышами, поэтому если на фото в объявлении показан весьма редкий бортовой грузовичок или шасси с «будкой», то это машина родной итальянской сборки. Перевозчики, которым важно заезжать в центры крупных городов, приобретают фургоны с короткой базой и низкой крышей – их грузоподъемность всего 975 кг при объеме грузового отсека 7,5 м 3. Среднебазные и длиннобазные российские Ducato идут только со средней крышей, их грузоподъемность и объем, соответственно, 1350 кг при 10 м3 и 1430 кг при 12 м 3. Грузоподъемность еще более высоких машин итальянской сборки доходит до 1505 кг при 14 м 3 полезного объема. Полная масса «второго» Ducato в любом случае укладывается в 3,5 тонны. В обозначении модификаций двузначное число указывает на полную массу автомобиля в сотнях килограммов. Например, Ducato 29 – это «коротыш» полной массой 2875 кг, Ducato 33 – среднебазная 3300-киллограммовая версия и, наконец, Ducato Maxi 35 – 3,5-тонная машина с длинной базой.

Линейные размеры фургонов FIAT Ducato разных модификаций

Конструктивно Ducato – переднеприводный малотоннажник с поперечнорасположенным двигателем и несущим кузовом. Преимущества такой компоновки – низкий уровень пола фургона или пассажирского салона, а также хорошая проходимость по заснеженным дорогам. В гамме моторов машин второго поколения – 2-литровый бензиновый двигатель и четыре дизельных объемом от 2,0 до 2,8 л (см. таблицу). Однако на сборку в России идет только один из них – 2,3-литровый 110-сильный дизель фирмы Sofim. Все моторы – 16-клапанные с приводом распредвала зубчатым ремнем. В системе питания дизелей – турбонаддув с интеркулером и бошевский впрыск топлива под давлением 1600 бар из общей рампы Common Rail. Коробка передач практически всегда будет 5-ступенчатая механическая, однако теоретическая возможность встретить на рынке 2,8-литровый Ducato из Европы с 4-ступенчатым гидромеханическим «автоматом» все же есть. Полноприводные версии Ducato с трансмиссией французской фирмы Dangel довольно редки, хотя их выпускают и в Елабуге.

Мнение

Сергей Петрунин, технический директор компании «Мега Моторс», официального дилера Fiat:

– Большинство попадающих на вторичный рынок малотоннажников Fiat Ducato – относительно свежие экземпляры российской сборки с пробегом до 100 тыс. км. Поэтому при осмотре машины перед покупкой чаще выявляются мелкие дефекты, устранение которых не потребует больших вложений. Возможно, придется заменить главный цилиндр гидропривода сцепления – течь по штоку появляется обычно зимой, когда жидкость густеет, и при быстром выжиме педали давление оказывается выше расчетного. Не лишним будет проверить вентилятор отопителя, погоняв его на всех режимах: нередки случаи, когда из-за длительной работы перегреваются балластные резисторы регулятора скорости вращения электродвигателя, и от их тепла окисляются контакты разъема питания «печки». Еще одна мелкая неисправность – отказ указателя температуры двигателя. Лечится просто: достаточно на пару минут отключить от бортсети аккумуляторную батарею.

Проблемы с двигателем в целом и с отдельными его системами, например, топливной аппаратурой, Ducato не свойственны, однако, на машинах 2008-2009 годов, поработавших в северных регионах и за Уралом, рекомендуется тщательная диагностика силового агрегата. Дело в том, что на российских Ducato первых выпусков в сильный мороз нередко замерзал водяной конденсат в системе вентиляции картера, «пробивало» передний сальник коленчатого вала, и мотор резко терял значительную часть масла. От этого в первую очередь страдал турбокомпрессор, преждевременный выход которого из строя возможен уже после продажи машины первым владельцем. Еще один признак грядущей замены «турбины» – наличие масла в интеркулере или во впускном коллекторе, что тоже можно определить при предпродажном осмотре машины.

Особая тема – запущенность автомобиля в послегарантийный период, свойственная Ducato, поскольку эту модель у нас часто покупают на смену «ГАЗели» и относятся к ней так же, как к отечественному автомобилю. ТО в гараже обычно ограничивается заменой масла и фильтров, а, например, в тормозные механизмы мало кто заглядывает. Если периодически не чистить направляющие суппортов, не проверять целостность уплотнений, возможны заклинивания механизмов, перегрев и последующий выход узла из строя под замену. Нередко к нам приходят на ремонт Ducato с барабанными задними тормозами, на которых клиенты не смогли самостоятельно снять барабаны – колодки заходят в глубокую выработку рабочей поверхности. Приходится сверлить отверстие (наши механики знают, в каком именно месте) в щитке заднего тормозного механизма, чтобы свести колодки, вращая отверткой трещотку регулировочной планки, и лишь после этого барабан можно снять. Отверстие потом закрываем резиновой заглушкой, а в последствии оно пригодится для регулировки зазора между колодками и барабаном в процессе эксплуатации.

Не удивляйтесь рокоту подшипника передней ступицы на такой запущенной машине – заменить его вне хорошо оснащенного сервиса практически невозможно. Например, пресса с усилием 10 тонн, которым он должен выпрессовываться из ступицы, согласно заводскому руководству по ремонту, нам не хватило – пришлось приобретать 30-тонное оборудование... Также непросто заменить в гаражных условиях изношенный диск сцепления – чтобы снять КП, нужен специальный съемник вилки выжимного подшипника.

Слабое место Ducato – задние амортизаторы. При покупке автомобиля с пробегом следует обратить внимание на наличие течи жидкости, а при проверке машины на ходу послушать, нет ли стуков в зоне задних амортизаторов. Бывают случаи, когда после резкого включения заднего хода появляется аритмичный шум при работе КП на нейтральной передаче. Неисправность устраняем заменой промежуточной шестерни заднего хода, вилки включения передачи заднего хода и муфты синхронизатора первой и второй передач. Разумеется, работа эта не из дешевых, да и запчасти тоже, поэтому советую тщательно проверить работу КП перед покупкой машины.

Полноприводный Ducato
Кузовные варианты

Передняя подвеска собрана на подрамнике и включает телескопические стойки McPherson, кованые поперечные рычаги и торсионный стабилизатор. Задняя – балочная на однолистовых рессорах. Рулевой механизм – реечный. Тормоза у длиннобазных версий дисковые по кругу, у коротко- и среднебазных сзади барабаны.

Локализация производства комплектующих для машин российской сборки уже превысила 40%: из Европы в Елабугу поступают, в основном, высокотехнологичные агрегаты и узлы. Адаптация к нашим условиям эксплуатации включает установку аккумулятора повышенной (88 А.ч) емкости, более мощного, чем в Европе, генератора, а также защиты картера и автономного догревателя двигателя от фирмы Webasto. Последний предназначен только для упреждения остывания мотора ниже рабочей температуры при движении по трассе в сильный мороз – он автоматически включается при температуре антифриза минус 5 градусов и выключается при достижении 70 о С. Однако в сервисных центрах есть методика превращения догревателя в полноценный предпусковой подогреватель – для этого нужно поставить дополнительный циркуляционный насос и электронный таймер.

Ducato третьего поколения (заводской индекс X2/50) идентичен выпускающимся на том же заводе в Вал-ди-Сангро современным моделям Peugeot Boxer и Citroen Jumper, но вместо моторов семейства Puma, применяемых на «французах» (а еще и на малотоннажниках Ford), для марки Fiat выбрана собственная линейка двигателей. Это агрегаты принадлежащей Iveco фирмы Sofim (см. таблицу). 2,2-литровый и 3-литровый оснащены цепным приводом распредвала, а самый масовый 2,3-литровый – ременным. И, разумеется, двигатели нового Ducato, в отличие от российского, соответствуют нормам Euro 4. Коробки передач – только механические, «автоматов» теперь не предусмотрено. 5-ступенчатую ставят на 2,2-литровые 100-сильные версии, остальные комплектуются 6-ступенчатой. В третьем поколении был расширен ряд модификаций в сторону увеличения грузоподъемности и объема кузова – появился еще один Maxi, 4-тонный, с индексом 40. То есть, грузоподъемность топ-версии достигла 1820 кг, а полезное пространство – 17 кубометров. Усилена задняя подвеска: на среднебазных машинах появились подрессорники, а на длиннобазных – двухлистовые рессоры. Барабанные тормоза упразднены раз и навсегда. Значительно усложнено электрооборудование – на модели третьего поколения оно мультиплексное, и гораздо шире стали возможности компьютерной диагностики – теперь ее проводят через интернет, связываясь с общеевропейской базой данных фирмы Fiat.

Кабина Ducato второго поколения, конечно, попроще, чем современной модели, но по сравнению с кабиной «ГАЗели» весьма эргономична и комфортабельна

Мнение

Игорь Баранов, заместитель генерального директора ООО «Транс-Вей», Москва:

– Наша  компания работает уже более 10 лет на рынке городских пассажирских перевозок автобусами малой и средней вместимости. Исходя из специфики выполняемых задач, мы используем подвижной состав различного типа. 15-местный Fiat Ducato сборки «Соллерс» – один из типов эксплуатируемых нами машин. В 2010 году мы приобрели 24 таких автомобиля – двумя равными партиями. На сегодня эти машины имеют пробег от 80 тыс. км до 40 тыс. км. В целом автомобиль надежный, особых претензий к качеству агрегатов и узлов нет. Так, к крупным поломкам можно отнести одну замену комплекта сцепления при пробеге 80 тыс. км. Порадовало, что маховик при этом менять не потребовалось – на данном двигателе он, в отличие от моторов многих аналогичных автобусов, одномассовый, что и определяет его долговечность.

Наряду с этим нельзя не отметить и очевидные огрехи конструкции. К примеру, 15-е место расположено очень неудобно, и пассажиру практически невозможно туда добраться. Основной же недостаток автомобилей Fiat Ducato – высокая стоимость запасных частей (в разы дороже аналогичных деталей у конкурентов) и, что особенно расстраивает, их отсутствие. К примеру, наконечники рулевых тяг требуют замены каждые 20 тыс. км, а на складах дилеров их нет. Постоянно текут радиаторы отопителя салона – их тоже нет в наличии. Дважды в год выходят из строя цилиндры привода сцепления и опорные ролики нижней каретки сдвижной двери – опять проблема. Срок ожидания этих деталей – 1,5-3 месяца, а это простои техники и, к сожалению, потери, которые следует учитывать при расчете «стоимости владения» коммерческого автомобиля. Сравнивая Ducato по этому параметру с автобусами других марок, можем сказать, что, например, Peugeot Boxer обходится нам дешевле.

Примеры предложений фургонов FIAT Ducato (Евро-4)*

Где купить

Как ни странно, выбор подержанных Ducato на рынке весьма скромен, хотя масштабный выпуск этой модели в России должен определять обратное. Дело в том, что еще не подошел момент массированного сброса секондхенда перевозчиками – машины 2008 и 2009 годов, не говоря уже про более свежие, продолжают работать на линиях. Впрочем, общий объем парка, включая Ducato итальянской сборки, ввезенные неофициально, таков, что при желании найти машину в пригодном для бизнеса состоянии не составит труда. Правда, придется просеить огромное количество частных объявлений – сотни автосалонов по всей стране скупают новые Ducato точно так же, как «жигули», и потом перепродают их, маскируясь под частников. В результате на рынке сложилась парадоксальная ситуация: изъезженный в хвост и в гриву фургон 2009 года выпуска с пробегом под 100 тыс. км предлагают за те же 650 000 рублей, что и «нулевый» Ducato 2010 года, пылившийся у кого-то в отстойнике в качестве вложенного в железо капитала (см. таблицу). Отсюда вывод: время покупать подержанный Ducato на внутреннем рынке еще не пришло – сегодня выгоднее приобрести эту модель без пробега. И таких предложений в десятки раз больше, чем подержанных экземпляров. Коррекция цен, возможно, произойдет через год-полтора, когда «зависшие» у перевозчиков трехлетки будут отдавать по 300-400 тыс. рублей. И, разумеется, массированный выброс секонд-хенда ожидается, когда «Соллерс» окончательно прекратит выпуск Ducato в России.

«Третий» Ducato с кузовом-будкой можно купить только за границей

Другое дело, если вам нужна машина последнего поколения с огромными каплевидными фарами. Тогда – только на вторичный рынок. Правда, «третьих» машин там мало, что наводит на мысль съездить за такой в Европу. Разумеется, больше всего Ducato в Италии, а искать проще на местных порталах www.tuscolanaautocarri.it, www.cercocamion.com, www.camionsupermarket.it и др. Еще ближе – Германия, где итальянских малотоннажников тоже много. Правда, экономическая выгода подобной затеи сомнительна. Ducato с небольшим пробегом и в отличном состоянии в переводе на наши деньги стоит в Европе примерно 600 тыс. рублей, растаможка и доставка увеличит итоговую сумму раза в полтора. За такую сумму можно, никуда не выезжая, купить у нас в автосалоне абсолютно новую машину третьего поколения – только с другой эмблемой на решетке радиатора. Это будет Peugeot Boxer, причем не самый дешевый, а длиннобазный, грузоподъемностью 1,5 тонны со 120-сильным мотором и 6-ступенчатой КП.

О предлагаемых за бесценок в Европе Ducato второго поколения можно даже не мечтать: ввоз в Россию техники, не соответствующей нормам Euro 4, запрещен. По этой же причине остается за бортом гигантский рынок дешевых Ducato начала 2000-х годов на Украине. Машин российской сборки там не найти днем с огнем, зато итальянской – видимо-невидимо. Но интерес они представляют лишь как кладезь запчастей. Таким образом, основную (и весьма жесткую!) конкуренцию подержанным Ducato на нашем рынке составляют новые машины: в низшем ценовом сегменте это «ГАЗель», в среднем – елабужские Ducato без пробега, а в верхнем – французские «братья-близнецы» итальянской сборки.

FIAT Ducato

Мнение

Сергей Ильинский, пресс-атташе FIAT компании «Соллерс»:

– Задержки доставки запчастей в сервисные центры дилеров Fiat носили временный характер и были связаны с переездом центрального склада запчастей из Подмосковья в Заволжье. Сегодня работа склада полностью отлажена, и срок поставки деталей, к примеру, для московского региона обычно не превышает четырех дней с момента подачи заявки дилером.

Мы ведем непрерывный мониторинг реальной эксплуатации Ducato в России и на его основе вносим в конструкцию автомобиля необходимые изменения. В частности, значительно уменьшилось количество выходов из строя верхних опор стоек передней подвески – с ноября прошлого года поставщик устранил дефект, и по новым деталям нареканий от перевозчиков больше нет. Решена проблема и с образованием ледяной пробки в системе вентиляции картера – сервисные центры получили методику модернизации системы: блок подогрева переносят ближе к месту возможного замерзания конденсата, после чего автомобиль может эксплуатироваться в условиях крайне низких температур. Кстати, искуственно раздутая картина массовой неисправности системы вентиляции картера обусловлена, в первую очередь, большим парком Ducato российского производства – свыше 25 тысяч автомобилей. На деле не более 5% из них работают зимой при температурах ниже -30о С, владельцам остальных, то есть подавляющего большинства машин, проблема замерзания сапуна неведома.

И я отдельно хочу успокоить всех существующих и будущих владельцев Fiat в России: прекращение переговоров компании «Соллерс» с Fiat означает только отказ сторон от создания СП в России - и не более того. Наша компания продолжит выполнять все взятые на себя обязательства, касающиеся производства, продаж, обслуживания, поставок запчастей для Fiat Ducato в полном объеме. Это никоим образом не вызовет неудобств у наших клиентов и партнеров, а дилерская сеть продолжит свою работу в обычном режиме.

Двери, открывающиеся на 270 градусов, – редкая на нашем рынке опция

Смотри в оба

Особенность Ducato в том, что в первые два года выпуска он был гораздо (раза в полтора) дешевле ближайших конкурентов из числа малотоннажников-иномарок, и покупали его в основном бывшие газелеводы. То есть, не перевозчики, а частные предприниматели – для собственных торговых нужд. А значит, выбирая Ducato на вторичном рынке, следует быть готовым к тому, что ездил на нем скорее всего непрофессиональный водитель – со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями. И что никакой завгар за своевременным прохождением ТО не следил. А хозяин, как и положено мелкому лавочнику, заломит несусветную цену в надежде еще и заработать на продаже уже несколько раз себя окупившего средства транспорта. В такой ситуации при осмотре машины очень важно составить внушительный перечень ее врожденных и приобретенных дефектов – чтобы спустить гордого продавца с небес на землю и убедить его, что он предлагает вам практически утиль.

Начнем с кузова. Если речь о российском Ducato 2008 года выпуска, то у вас будет серьезный козырь – многочисленные сколы эмали, особенно на крыше. Нормально красить в Елабуге научились не сразу, и эмаль просто отваливалась от грунта. Крышу обычно никто не перекрашивает – поставив рядом с фургоном табуретку, пригласите продавца убедиться, что его Ducato сверху весь шершавый, что требует скидки в размере 1000 у.е. на услуги маляров. Кстати, имевшая место перекраска, легко определяемая по разнице в блеске панелей кузова, – тоже довод за снижение цены: мол, трехлетнюю машину принято покупать с родной эмалью. Обязательно осмотрите машину снизу, в частности, лонжероны под кормой – возможна их деформация. Причина – лень продвинуть 900-килограммовую паллету товара в пределы базы. Заодно проверьте прямолинейность балки задней подвески – вдруг ее погнули о глыбу льда, тараня задним ходом сугроб?

Ducato, прибывший откуда-нибудь из-под Вологды, может быть с уже перебранным после «клина» двигателем. Сценарий стандартный: трасса, минус тридцать, пробка льда в  сапуне, выдавленный передний сальник, масло на дороге… Останавливаться при загорании контрольной лампы – не совсем верное решение, лучше уж угробить движок, чем самому замерзнуть на обочине. Ну а покупателю, увидевшему следы незаводского герметика на разъемах мотора, разумнее отказаться от данного варианта: зачем вам агрегат кустарной сборки, если полно машин, в мотор которых никто не лазил? Кстати, увидев «модернизированную» дилером систему вентиляции картера в виде просто выведенного под днище кузова шланга сапуна – на Ducato это самый распространенный способ профилактики ледяных пробок, – также требуйте скидку на приведение машины в штатное, экологически чистое состояние.

Нормативы на замену деталей*

Опробуя Ducato на ходу, обратите внимание на возможный гул подшипников передних ступиц – чаще выходит из строя правый, поскольку при разъездах в глубинке приходится съезжать на обочину. Продавцу смело говорите, что прикипевший подшипник выпрессовать практически невозможно, и что на сервисе вам предложат заменить его вместе со ступицей – так оно нередко и бывает.

На Ducato, поработавшим «маршруткой», естественно, смотрим сдвижную дверь – ее арматура должна быть разбита в хлам. При «гоночном» городском режиме быстро изнашивается двигатель – не лишне будет проверить его компрессию (прибор вворачивают вместо свечей накаливания). На сервисе это стоит порядка 4000 рублей, но капремонт обойдется куда дороже. Компьютерная диагностика российского Ducato мало что скажет о состоянии мотора – машины второго поколения, в отличие от современных «третьих», по нынешним меркам, просты как валенок, и их блоки управления двигателем особым интеллектом не отличаются. Особое внимание – «коротышам», то есть самым легким модификациям. Их покупают обычно для того, чтобы юридически числиться легковесом и проезжать туда, куда пускают только легковушки, а фактически «бурлачить» по полной программе. То есть, машина может быть разбита по ходовой и изношена по агрегатам из-за хронического перегруза.

Цены оригинальных запчастей*

Подпишитесь на «За рулем» в

08.06.2011
Поделиться: