Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Volkswagen Crafter

Cтарым и потрепанным этот малотоннажник на рынке не встретишь, ведь до 2006 года его еще не выпускали.
Полная версия
Volkswagen Crafter

В какой-то мере Volkswagen Crafter – автомобиль невезучий. При всей его немецкой надежности и наличии внушительной сети фирменных сервисных центров завоевать широкую популярность в России не получается: давят конкуренты. В основном – младший родственник по марке Transporter, которого выбирают те, кому 9 кубометров фургона и 1400 кг грузоподъемности хватает, а также близнец по конструкции и месту рождения Mercedes-Benz Sprinter. Первый превосходит Crafter по объему парка раз в тридцать, второй – примерно вдесятеро. Тем не менее трех с половиной тысяч стоящих на учете машин (см. таблицу данных аналитического агентства «Автостат») вполне достаточно для формирования вторичного рынка. То, что большая их часть сосредоточена в Центральном округе, вполне закономерно, а вот неплохие результаты Урала и Сибири – приятный сюрприз. Кроме того, в отличие от двух вышеназванных конкурентов, представленных в нашей стране в основном экземплярами первой половины 2000-х годов, то есть ввезенными к нам уже подержанными, Crafter предлагают, как правило, из первых рук. Большая их часть – трех-четырехлетки в полноценном рабочем состоянии с пробегами не более 200 000 км.

Пятицилиндровый дизель установлен в моторном отсеке продольно и может иметь четыре настройки мощности. Самый востребованный вариант – 109 л. с.

Модификации

Выпускаемый с 2006 года Volkswagen Crafter, как и его предшественник Volkswagen LT второго поколения, унифицирован с моделью Mercedes-Benz Sprinter по большинству узлов. Фактически модели отличаются лишь двигателями, коробками передач, светотехникой, элементами внешней отделки и интерьера кабины. По соглашению между двумя немецкими автоконцернами оба малотоннажника собирают на заводах Mercedes-Benz в Дюссельдорфе (цельнометаллические фургоны и автобусы) и Людвигсфельде (шасси и бортовые модификации). В первом случае на 11-й позиции номера VIN стоит цифра 6, а во втором – 7. Ну а код WMI Crafter унаследовал от LT –  на первых трех позициях идентификационного номера всегда стоит VW1. Обозначение модификаций предельно простое – двузначным числом зашифрована округленная полная масса автомобиля в сотнях килограммов, и всего предусмотрено три варианта: 30, 35 и 50. Помимо этой маркировки есть и разделение по типу кузова: Kasten – грузовой цельнометаллический фургон, Kombi – грузопассажирский фургон с числом мест от двух до девяти, Pritschenwagen – бортовой грузовик и Fahrgestell – шасси под установку спецкузова или иной надстройки.

Диапазон грузоподъемности цельнометаллических фургонов – от 900 до 2710 кг при полезных объемах от 7,5 до 17 м3. Предусмотрено три варианта колесной базы: 3250, 3665 и 4325 мм, для последней есть на выбор обычный и увеличенный задний свес, что в сумме дает четыре варианта длины кузова. А три варианта высоты крыши – низкая, высокая и сверхвысокая – позволяют точно подобрать объем фургона при требуемой длине. При этом Crafter 30 бывает только коротко- и среднебазный, с низкой и высокой крышами. «Тридцать пятому» положены все варианты баз и высот, и даже удлиненный задний свес, а «пятидесятому» – все то же самое, кроме короткой базы. Кроме того, Crafter 50, как и его пятитонный аналог с мерседесовской эмблемой, при всех сочетаниях длин и высот может иметь как двускатные, так и односкатные задние колеса. В последнем случае полная масса машины составляет не 5, а 4,6 т. Странно, что именно в России эти версии, обладающие куда более высокой проходимостью по заснеженным дорогам, нежели со сдвоенными баллонами, оказались почти не востребованы перевозчиками. Дополнительные плюсы машин-односкатников – меньший расход топлива, лишние 306 мм расстояния между арками в кузове, простота монтажа колес и меньшие расходы на замену комплекта шин. Бортовой Crafter и шасси под надстройку вместо несущего кузова имеют лонжеронную раму с приваренной к ней кабиной. Последнюю можно заказать как с одним (2 или 3 места), так и с двумя (6 или 7 мест) рядами сидений. Грузоподъемность рамных машин – от 840 до 2770 кг, и для них также предусмотрены вышеперечисленные сочетания колесных баз, задних свесов, полных масс и ошиновок задней оси.

Примеры предложений VW Crafter на вторичном рынке Германии

В отличие от брата-близнеца с его широкой гаммой мерседесовских моторов, включающей газо-бензиновый и даже чисто бензиновую эпатажную «шестерку» с гидромеханическим «автоматом» и явно «некоммерческим» расходом топлива, трудяга Crafter безальтернативно вооружен дизелем рабочим объемом 2,5 л с 6-ступенчатой механической КП. Правда, у мотора может быть 4 варианта настройки мощности (см. таблицу), а коробка бывает как ручная, так и роботизированная, то есть с электронно-управляемыми сервоприводами муфт включения передач. На фирменном сленге этот агрегат называют ShiftMatic, и идет он только в комплекте со 109- и 136-сильным двигателями.

Мнение

Андрей Лопата, технический директор компании «Германика» – официального дилера VW.

– Как правило, Volkswagen Crafter приобретают солидные фирмы, не экономящие на расходных материалах и техобслуживании. Почти все машины, поступавшие на ремонт в наш сервисный центр, были в хорошем, пригодном для длительной эксплуатации состоянии. Возникающие неисправности обычно связаны с низким качеством российских дорог и топлива. Например, шаровые опоры передней подвески и втулки стабилизатора порой служат менее 80 тыс. км, хотя в Европе обычно втрое больше. А для выхода из строя форсунки иногда достаточно всего одной заправки где-нибудь в глубинке – вода в топливе губительна для прецизионных деталей системы Common Rail. Покупателю подержанного автомобиля важно знать, что в первом случае приведение в порядок подвески обойдется ему относительно недорого, а вот ремонт дизельной аппаратуры, особенно связанный с заменой узлов новыми, желательно переложить на плечи продавца. Выявить неисправности перед покупкой машины поможет компьютерная диагностика двигателя – например, в нашем техцентре она обойдется в 360-2700 рублей (стоимость рассчитывается по фактически затраченному времени), что не так уж и много, учитывая, что комплект новых форсунок стоит порядка 140 тыс. рублей. Двигатель же в целом весьма надежен, и по отзывам некоторых наших клиентов, особенно из северных регионов, они сознательно выбрали именно Crafter, а не однотипный Sprinter – исходя из опыта эксплуатации моторов Volkswagen в суровых зимних условиях. Сцепление служит в среднем 150-200 тыс. км, и при его замене желательно заменить и двухмассовый маховик, чтобы весь узел в сборе проработал еще столько же. Преждевременный износ демпфера маховика случается редко и обычно связан с резкими стартами автомобиля, особенно перегруженного сверх нормы. Не лишним будет и тщательный осмотр ходовой части на подъемнике – калькуляция работ по устранению дефектов поможет снизить цену автомобиля. При пробеге свыше 100 тыс. км иногда «потеет» горловина редуктора заднего моста. Не дожидаясь прогрессирования течи, мы меняем сальник фланца ведущей шестерни. Не менее важно вовремя заменить треснувший чехол направляющей тормозного суппорта – с промывкой узла скольжения и закладкой свежей смазки.

Редуктор ведущей оси перебирают прямо на машине, сняв заднюю крышку

Силовой агрегат, как и положено на автомобиле классической компоновки, установлен продольно. К его достоинствам, несомненно, относится узкая специфичность – мотор разрабатывали именно для малотоннажника полной массой от 3 до 5 тонн. Рядный 5-цилиндровый размерностью 81х95,5 мм, он ведет родословную от двигателя, что ставили еще на LT. Турбокомпрессор – с изменяемой геометрией, то есть обеспечивающий работу двигателя без «турбоямы». Система питания – Common Rail с пьезоэлекрическими форсунками, впрыскивающими топливо пятикратно за одну рабочую фазу. Последние две порции обеспечивают восстановление сажевого фильтра. Разумеется, мотор соответствует нормам, как минимум, Евро-4 и насыщен ультрасовременными техническими решениями. Например, в приводе ГРМ  применен зубчатый ремень с гарантированным заводом сроком службы в течение 200 тыс. км пробега – еще недавно такое было недостижимо. А за уровнем масла в картере следит беспоплавковый датчик, регистрирующий разницу в падениях напряжения на омываемом жидкостью термисторе. Ходовая часть интересна независимой рычажной передней подвеской на однолистовой поперечной стеклопластиковой рессоре. Задняя подвеска – балочный ведущий мост на малолистовых рессорах. Передаточное число одноступенчатого гипоидного редуктора, в зависимости от примененного мотора и грузоподъемности той или иной версии, может иметь одно из шести значений в диапазоне от 3,692 до 5,1. Тормоза всех колес – дисковые. Редкий гость на рынке – полноприводный Crafter, в его трансмиссию включена раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Привод на передние колеса заставил убрать поперечную рессору и применить обычные витые пружины. Опционно предусмотрена и блокировка заднего межколесного дифференциала.

Volkswagen Crafter даже в базовой версии оснащен АБС тормозов

Где купить

Volkswagen Crafter широко распространен на вторичном рынке Германии, поэтому мысль съездить за ним туда самостоятельно или заказать покупку фирме-перегонщику представляется вполне логичной. Если сравнить цены равных по возрасту машин здесь и там (см. таблицы), то они примерно одинаковы. В пользу шоп-тура за рубеж говорит тамошнее изобилие предложений. На немецких сайтах, например, www.mobile.de и др., покупатели обычно находят то, что им нужно с точностью до цвета кузова и количества пассажирских мест. Например, если вы ищете Crafter-автоэвакуатор 2008 года выпуска и непременно с лебедкой фирмы Warn, полным приводом и кондиционером, можете быть уверены: в Германии именно такую машину обязательно кто-нибудь продает. Учитывая, что все выпущенные автомобили Volkswagen Crafter юридически соответствуют нормам Евро-4, проблем на таможне с этой стороны не будет.

Оригинальный масляный фильтр 074 115 562

На внутреннем российском рынке Crafter предлагают в основном в частных объявлениях через Интернет – как правило, это экземпляры после первого владельца, купленные у официальных дилеров. Последние, несмотря на активное развитие программы трейд-ин, вряд ли помогут подыскать подержанный Crafter – просто потому, что им его никто не сдаст: владельцам выгоднее продать отслуживший свое малотоннажник самостоятельно. А под рекламой независимых дилеров о якобы широком выборе двух-, пятилетних машин скрывается не что иное, как их предоплатная доставка из Европы.

Оригинальный топливный фильтр 2E0 127 159

Мнение

Евгений Антоник, менеджер автопарка DHL Express в России.

– Автомобили Volkswagen Crafter – цельнометаллические фургоны и шасси со спецкузовами – мы используем в основном на межскладских перевозках, эксплуатируя каждую машину в течение четырех лет, а затем заменяя новой. Таким образом, общее их количество в нашем парке поддерживается на уровне около пятидесяти единиц. Часть автомобилей – 2007 года выпуска, остальные – 2008-го. Модификации разные: полной массой от 3 до 5 тонн. Машины приходят от дилера уже оборудованные заказанными кузовами и нашей корпоративной раскраски. Двигатель предпочитаем только 109-сильный: для наших условий работы он оптимален. Выбор марки был продиктован двадцатилетним опытом эксплуатации коммерческой техники Volkswagen – на курьерской доставке грузов у нас занято еще около восьми сотен легких малотоннажников Caddy и Transporter. Специфика работы в DHL Express практически исключает перегрузы, и даже при заполнении фургона до потолка Crafter выбирает свою грузоподъемность только на 60-65%. Щадящие условия эксплуатации, обслуживание в сервисном центре официального дилера и относительно небольшие пробеги – максимум 70 тыс. км в год – предопределяют хорошее состояние наших машин. Серьезных технических проблем не возникает даже у экземпляров с пробегом 250 тыс. км – как правило, после достижения такого километража Crafter у нас идет на продажу. Нарекания вызывает только оборудование подъемного борта на спецкузовах. В мороз от –15о Со и ниже гидравлика отказывает и выходит их строя – на многих машинах пришлось эти борта попросту демонтировать.

Нормативы на замену деталей*

Смотри в оба

Сохранность кузова – первое, что надо проверить при осмотре машины перед покупкой. Особое внимание – на сварочные швы под уплотнителями. Они должны иметь первозданный заводской вид, а если налицо явно гаражная сварка – возможно, машина побывала в серьезной аварии, и целостность ее силового каркаса нарушена. Мелкие косметические дефекты или профессионально зашпаклеванные и закрашенные вмятины не помешают успешно зарабатывать деньги, но снизить цену на пару десятков тысяч рублей должны обязательно. Вымытый явно перед продажей двигатель – намек на то, что он «потеет» маслом. Не от износа ли поршневой группы и повышения давления в картере? Crafter из провинции нередко «радует» разбитой подвеской. Просевшие сайлентблоки или стук в шаровых опорах (его слышно при езде по плохой дороге) – ерунда: продавец уступит вам 1000 евро, и вы приведете ходовую в порядок. А вот от экземпляра с порванными лонжеронами в удлиненном заднем свесе лучше совсем отказаться, пожурив при этом хозяина за то, что он не передвинул полуторатонный трансформатор от дверей в пределы базы и потом весело мчался с ним по разбитой грунтовке в деревню Гадюкино… Состояние КП определяем, перебрав все передачи на ходу – все должно работать мягко, четко и бесшумно. Причина заеданий может быть и легкоустранимой – например, заросли грязью тросы кулисы. Но предпочтительнее быть пессимистом и заявить продавцу, что коробка стоимостью 340 тысяч рублей уже «на подходе». Стук на холостом ходу и при трогании с места говорит о кончине демпфера двухмассового маховика – так бывает, когда владелец не внемлет совету заменить маховик вместе с изношенным диском сцепления и перекладывает эту обязанность на будущего покупателя. Приглушенный гул со стороны заднего моста, меняющий тональность в поворотах, свидетельствует о грядущей замене подшипника ступицы. Гораздо хуже (то есть дороже), если гул интенсивно нарастает уже при невысокой скорости независимо от работы рулем – тут уже светит переборка редуктора заднего моста, как минимум, для замены подшипника хвостовика. Подтверждение этому – блеск масла на горловине картера, ведь сальник выходит из строя первым.

Подпишитесь на «За рулем» в

08.07.2011
Поделиться: