Тормоза: белая полоса асбеста, или Нам и Путину нечего бояться
тормоза с асбестом
тормоза с асбестом
«Убийцу» — нейтрализовать
Письмо Путину направила «Хризотиловая ассоциация» — объединение отечественных производителей изделий из асбеста. Суть в двух словах: в проекте технического регламента «Безопасность колесных транспортных средств» сказано, что с января 2012 года не допускается использование в тормозах хризотил-асбеста.
Стоит ли спорить! Многие слышали, что, по европейским правилам, асбест в тормозах запрещен еще в 80-е годы, что асбестовая пыль — канцероген: она образуется при истирании колодок о диски/барабаны и попадает в атмосферу. К тому же, Россия регламент утвердить просто обязана — в силу обязательств, связанных со вступлением в Таможенный союз стран ЕврАзЭС.
Но «Хризотиловая ассоциация» оспаривает все до одного аргументы, посягнула даже на святое — Правила ЕЭК ООН, которыми тоже наложено вето на использование асбеста в тормозах.
Запрет означает потерю работы
Конечно, надо говорить, прежде всего, об экологической стороне дела, но вначале о том, что могло «напугать» премьер-министра. ZR.RU удалось выяснить факты, не вошедшие в текст письма Путину, но многое объясняющие:
Поставь асбест вне закона — и заводы падут на колени, возникнет угроза их банкротства, без работы останутся многие сотни рабочих.
Бедных обижают!
Насчет того, что «отечественный автопром рискует остаться без тормозов», авторы письма несколько преувеличили. Колодки российской хризотиловой отрасли на автосборку почти не идут, их покупают в основном автопредприятия, ремонтные заводы, автосервисы. И огромная доля поступает в магазины запчастей. Разделите указанные выше миллионы единиц продукции на пары (для каждого колеса), и станет понятно, скольким небогатым автовладельцам, а также автохозяйствам «эконом-класса» они нужны. Именно им, поскольку эти колодки используют главным образом для ремонта бэушной «бюджетной» техники — убедитесь по перечню марок в таблице:
Жертвы лишены смысла
Но ведь существует альтернатива асбестовому волокну (стальная вата, медная, латунная стружки, различные полимерные композиции и др.) — так почему бы не использовать эти материалы? Можно, но тогда на заводах придется менять оборудование. Что обойдется более чем в 1,3 млрд. руб.
Этих средств (чтобы вот так, вынь да положь) у заводов нет.
Помимо того, ни один из них ко времени введения запрета (за полгода) не успеет поменять оборудование — на освоение новых технологий потребуется лет пять. Если в производстве наступит пауза, на рынке вероятен дефицит тормозных колодок. Но ненадолго: в страну хлынет продукция из Азии, она займет рыночную нишу, что угробит отечественных производителей.
И чуть не главное: колодки с альтернативными материалами стоят в 2-2,5 раза дороже асбестовых. Влезьте в шкуру владельцев «Москвичей», «Запорожцев», «Волыней» (представляете доходы этих людей?), а также директоров периферийных автопарков — поймете, что для них означает такое подорожание.
Проделки лобби?
Аргумент «все равно от экологически вредного придется избавляться» не работает — убеждают специалисты хризотиловой отрасли. Все перечисленные экономические и социальные жертвы лишены смысла, поскольку "асбест, применяемый в колодках, безопасен".
Но ведь такое утверждение противоречит общепризнанной позиции! После этих слов «Хризотиловую ассоциацию» можно заподозрить в том, что она представляет собою «асбестовое» лобби, цель которого любыми способами спасти бизнес — и ничего больше. Но в подозрения не вписываются свидетельства ученых.
Медики дают «добро»
Исследования, проведенные ведущим научным сотрудником НИИ Медицины труда РАМН, доктором медицинских наук Евгением Ковалевским, доказали, что при трении (в тормозах), под воздействием высоких температур хризотил превращается в совершенно новое вещество – форстерит, а он не является канцерогеном и не опасен ни для среды, ни для человека. Запреты на использование «белого» асбеста, утверждает ученый, «не имеют научного обоснования»; с медицинской точки зрения «нет причин для замены хризотила другими волокнами».
Независимо от российского ученого, свои исследования провел американский токсиколог доктор Деннис Паустенбах (уж ему-то наше «лобби» вряд ли могло что-либо навязать), причем, провел при участии Агентства по защите окружающей среды США (Агентству что-то внушить тем более сложно). Результат — тот же: 99,7% хризотила при трении превращается в безвредную субстанцию, остатки же волокон (менее 1%) измельчаются до размера около 0,3 микрон. Даже в дыму сгорающих листьев частиц больше, и они крупнее.
Без паники!
Как же так?! Все давно и настойчиво утверждали, что асбест— убийца.... Исследователи вопроса раскопали, что эту страшилку сочинило другое лобби. Интересно рассказать, как миф возник — в сердцевине событий, конечно, большие деньги. Сочинители лукаво сыграли на том, что существует два вида асбеста, один из них, действительно, вреден, но не хризотил.
И другая история, тоже из области бизнеса. Природными запасами асбеста планета Земля не так уж богата, и по-настоящему крупные разработки ведут только Россия и Канада. Так зачем асбест покупать, если под благовидным предлогом можно найти ему заменитель, который, тем более, создаст рабочие места, а сам он в реализации дороже!
Никто не возьмется утверждать, что это главная причина, однако же логика и практика бизнеса наталкивает на вывод, что "экологическое" решение принято по экономическим соображениям. А если вспомнить, что решение об отказе от асбеста принималось в разгар холодной войны, то и политические мотивы нельзя исключать.
Теперь, похоже, наступает белая полоса "белого" асбеста: во многих странах к безопасному хризотилу перестали относиться предвзято. Сегодня его полноценно используют в Канаде, США, Китае, Мексике и еще в шести десятках государств. Правда, среди них почти нет стран Старого Света.
И Европе подскажем, и ООН
Владельцы «Москвичей», «Запорожцев», «Волыней» и прочих «старичков» спросят: так что теперь? С этим вопросом мы обратились к Б. Кисуленко, зам. генерального директора НАМИ — Центрального автомобильного и автомоторного института, который по поручению Минпромторга РФ и составил проект регламента «Безопасность колесных транспортных средств».
— Мы, кажется, разобрались, узнали всю правду и теперь склонны внести изменения в проект техрегламента — исключить запрет на асбестосодержащие накладки в тормозах. Как только получим рекомендации Минздрава (это неизбежная формальность), поправку внесем, — рассказал Борис Викторович корреспонденту ZR.RU.— Более того, на правах члена Европейской экономической комиссии, подскажем коллегам из других стран, что есть истина.
А там, глядишь, можно предложить внести изменения и в Правила ЕЭК ООН.
Не подорожают
И все-таки, нас, прежде всего, интересуют внутренние дела. Что же, премьер-министр за асбестовую отрасль может быть спокоен — она устоит. Важный для небогатых автомобилистов вывод: тормозные колодки не должны подорожать.