Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Колдовство при свечах

КОЛДОВСТВО ПРИ СВЕЧАХ
Полная версия

КОМПАНИИ И РЫНКИ

ЭКСПЕРТИЗА

КОЛДОВСТВО ПРИ СВЕЧАХ

...Могу воткнуть свечу,

кому хочу.

Однако же... молчу!

ЛЕОНИД ФИЛАТОВ

1-Я СЕРИЯ

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

В середине позапрошлого века, когда еще не было автомобилей, человек запатентовал свечу - не стеариновую и не сальную, а свечу зажигания.

Старинные свечи зажигания отдают солидностью и изысканностью - как посуда из княжеского дома... Говорят, что их возили в специальных сундучках - негоже ценной вещице валяться где попало.

Прошло без малого полтора столетия. Выяснилось, что современные свечи зажигания поразительно похожи на свою прабабушку - порода оказалась сильнее пастбища... Менялась форма электродов и изоляторов, применяли новые материалы, но в целом идея успешно пропутешествовала во времени - большая редкость в мире изобретений. А ведь условия работы свечи - как в ведомстве Вельзевула: перепад температур между камерой сгорания и подкапотным пространством достигает 2800°С, давление в камере - около сотни атмосфер, напряжение - десятки киловольт. Добавьте к этому "производственные вредности" типа химического воздействия продуктов сгорания. В общем, по Высоцкому: "Ничего там хорошего нет!".

Любопытно, что, несмотря на "адские" условия эксплуатации, свеча зажигания обычно не вызывает у нас священного трепета. Зайдите в магазин запчастей и оцените "свечное" разнообразие - не правда ли, впечатляет? Похоже, что свечи сегодня производят все кому не лень. Взять, к примеру, хотя бы свечи к "Самаре"...

Приобретенные нами 17 комплектов продавались именно для "самар". Чего только не услышишь от "знатоков" про оптимальный выбор! Неожиданно для себя узнаешь, что многоэлектродная свеча обеспечит тебе сноп искр вместо одиночного разряда - обороты холостого хода можно будет снизить чуть ли не вдвое. А накрученный поверх изолятора высоковольтный конденсатор в совокупности с приваренным вокруг электродов цилиндрическим кольцом сократит расход топлива раза в полтора-два и приучит переходить со второй передачи сразу на пятую... Скептики, правда, презрительно ухмыляются: они-то давно знают, что все свечи одинаковы, просто менять их нужно вовремя.

Попробуем во всем этом разобраться. Найти правильные ответы на возникшие вопросы нам помогут ОСТ 37.03.081-98 "Свечи зажигания искровые", ГОСТ 17.2.2.03-87 с требованиями к содержанию вредных веществ в отработавших газах, ГОСТ 20306, посвященный топливной экономичности, а также всевозможное испытательное оборудование и, как всегда, эксперты из солидной организации.

Сначала пристально рассмотрим свои покупки - внешний вид, размеры и все такое. Затем измерим искровой зазор между электродами в состоянии поставки и сравним его с данными, указанными на упаковке. После этого воспользуемся барокамерой - проверим герметичность свечей при давлении газа 20,0 кгс/см2 (утечка через соединения деталей свечи не должна превышать 5 смз/мин). Здесь же оценим бесперебойность искрообразования при давлении газа от 8,5 до 10 кгс/см2 (в зависимости от величины зазора). Потом измерим сопротивление встроенного резистора, определим механическую прочность свечи, оценим топливную экономичность и уровень вредных веществ в выхлопных газах - в общем, на первый раз работы хватит. Остальное - потом.

Анкетные данные свечей приведены рядом с их фото. Там же дано краткое содержание "первой серии" испытаний применительно к каждому комплекту. Начало получилось удачным - явный брак обошел нас стороной. Немножко подкачали только свечи № 6 из Энгельса - форму их боковых электродов трудно назвать правильной... С присоединительными и габаритными размерами также все в порядке, если закрыть глаза на экстравагантные конденсаторные "нахлобучки" у № 17 - в стандартах про них, естественно, ничего нет. Кстати, эти же свечи нельзя очистить от нагара - мешает приваренное кольцо.

Влияние искрового зазора на поведение свечи - статья особая. Только три инструкции из семнадцати (№ 7, 10, 12) рекомендуют установить его согласно пожеланиям завода-изготовителя автомобиля: дескать, ему виднее... Думается, что это правильно. Соблазн увеличить в погоне за киловольтами искровой промежуток велик, но при этом в напряженном режиме заработает не только свеча, но и все ее коллеги: катушка зажигания, крышка распределителя, бегунок и др. Кроме того, увеличение величины пробивного напряжения чревато возникновением нежелательных импульсов в низковольтной цепи, из-за чего может "задурить" вся бортовая электроника.

И еще немного о зазоре. Его стабильность в одноименных свечах - косвенный показатель качества производства. Поэтому особо отметим свечи "Беру Ультра" № 4 - их зазоры в точности соответствуют заявленному. Напротив, комплект № 14 "ПЕРЕСВЕТ-Л" продемонстрировал полное несовпадение "характеров" в диапазоне от 0,6 до 0,9 мм. Или "двухискровой" свече это не нужно?

А что такое вообще эта "двухискровая" свеча с распиленным пополам боковым электродом (фото 1)? Покупатели на рынках много лет как заколдованные наблюдают за разрядами, прыгающими в обоих искровых промежутках. Эффект налицо - надо брать... И никак горемыки не возьмут в толк, что именно за этот зрительный эффект предшественники братьев Люмьер брали деньги еще с наших прадедушек! Фотографии не могут двигаться, но если быстро их менять, то как раз и получится "кино". То же самое и здесь - искровой разряд в каждый момент времени только один, а нашему глазу кажется, что их несколько...

А как же фирменные многоэлектродные свечи (№ 3, 10, 15)? Они нужны не для того, чтобы дурить публику, а для повышения надежности работы системы зажигания. Как только условия пробоя в одном из искровых промежутков (фото 2) ухудшатся, он тут же передает эстафету соседу - и т. п. А поскольку именно боковой электрод изнашивается сильнее (центральный, хитрец, спрятался в корпус и неплохо охлаждается), то многоэлектродная свеча прослужит дольше. Отметим, что создатели свечей NGK (№ 5) решили эту проблему иначе - V-образная форма центрального электрода поочередно работает своими двумя "половинками" и тем самым обеспечивает равномерный износ своего бокового напарника.

Резистор, установленный в цепи центрального электрода некоторых свечей, предназначен для снижения уровня радиопомех. Особого влияния на характеристики системы зажигания он не оказывает.

Механическая прочность всех свечей оказалась на высоте. Испытания на герметичность и на бесперебойность искрообразования также не вызвали трудностей. Измерения уровня вредных выбросов в отработавших газах и расхода топлива при установившемся движении показали, что результаты находятся на одном уровне в пределах ошибки измерений.

Простите, так что же получается - разницы между комплектами с десятикратным разбросом цены нет? Да, все новые исправные свечи действительно ведут себя практически одинаково. Однако вспомним еще раз В. Высоцкого: "Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот - и спекся...". А хорошая свеча должна быть именно стайером, поскольку различия в изделиях разных фирм в основном проявляются в процессе эксплуатации. Поэтому первая серия испытаний закончена - теперь каждый комплект свечей должен набегать по полигону примерно тысячу километров. А затем мы повторим испытания: оценим интенсивность износа электродов, проверим изменение зазоров, проследим за разрушением изолятора, посмотрим на коррозию металлических деталей - подобный букет замеров и должен будет расставить все по своим местам. "Съемки" второй, заключительной серии уже начались...

WR 7 DP PLATINUM

изготовитель / BOSCH, Германия

цена за 4 шт. / 380 руб.

Самый дорогой комплект из 17-ти. Применяемость изделия не оговорена. Центральный электрод, согласно этикетке, на 99,9% состоит из платины; есть встроенный резистор. Указана величина зазора - 0,7 мм (реально оказалось от 0,7 до 0,72 мм).

WR 7 DC SUPER

изготовитель / BOSCH, Германия

цена за 4 шт. / 169 руб.

Применяемость изделий указана "не по-нашему" - а жаль. Зато наличие медного центрального электрода оговорено по-русски, а на наклейке приведена величина межэлектродного зазора 0,8 мм. Реальный зазор составил от 0,81 до 0,85 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.

WR 78 SUPER 4

изготовитель / BOSCH, Германия

цена за 4 шт. / 360 руб.

Применяемость свечей оговорена на иностранном языке. Четыре боковых электрода расположены на разном удалении от центрального - от 0,61 до 0,65 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.

BERU ULTRA 14R-7DU Z20

изготовитель / BERU, Германия

цена за 4 шт. / 180 руб.

Применяемость не указана - отмечено лишь наличие медного сердечника. Оговоренный межэлектродный зазор 0,8 мм идеально выдержан во всех свечах! В цепь центрального электрода встроен резистор.

NGK BPR 6E 1xV-Line № 2

изготовитель / NGK, Япония

цена за 4 шт. / 210 руб.

Применяемость свечей указана, но не по-нашему. Центральный электрод имеет V-образную форму - это должно замедлить износ его бокового коллеги. Расстояние между ними не оговорено, но оказалось во всех свечах абсолютно одинаковым - 0,85 мм. Есть встроенный резистор.

А17ДВР

изготовитель / Завод автотракторных

запальных свечей,

Энгельс, Россия

цена за 4 шт. / 45 руб.

Наконец-то нашли русскоязычный текст по применяемости изделий - постарались московские дилеры, расфасовывающие свечи в свои упаковки. А вот сами свечи не понравились: боковые электроды имеют неправильную форму, да и расположены весьма вольготно. Зазор все-таки померили - от 0,5 до 0,54 мм. Встроен резистор.

А17ДВРМ

изготовитель / Завод

автотракторных

запальных свечей,

Энгельс, Россия

цена за 4 шт. / 50 руб.

Применяемость свечей не указана - жаль. Зато производители рекомендуют выставить зазор согласно техническим требованиям изготовителей автомобилей - это правильно. Кстати, в наших экземплярах он оказался равен от 0,65 до 0,72 мм. Встроен резистор.

LR15TC

изготовитель / BRISK, Чехия

цена за 4 шт. / 120 руб.

Опять повезло наполовину - вновь смесь русского с ненашенским. Каждая свеча содержит по три боковых электрода - зазор рекомендуется выставить "под конкретный автомобиль". Результаты замеров - от 0,73 до 0,76 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.

RN9YC

изготовитель / CHAMPION, ЕС

цена за 4 шт. / 230 руб.

Применяемость указана, но опять-таки для полиглотов - надо учить языки... Зазор оказался равным 0,65-0,68 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.

L15YC

изготовитель / BRISK, Чехия

цена за 4 шт. / 100 руб.

Применяемость на русском не указана. Заявленный зазор 0,7 мм оказался равным от 0,65 до 0,7 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.

RN9YCC

изготовитель / CHAMPION, ЕС

цена за 4 шт. / 345 руб.

Применяемость указана, но не по-русски. Зазоры практически одинаковы - из четырех свечей лишь одна отклонилась от 0,8 на 0,01 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.

L15Y

изготовитель / ООО "Бриск",

Озерск, Россия

цена за 4 шт. / 80 руб.

Применяемость указана не по-нашему, зато рекомендация выставить зазор согласно пожеланиям изготовителей автомобилей дана по-русски. Замеры показали, что реальные зазоры составили от 0,65 до 0,7 мм. А резистора нет.

А17ДВ-10 "Чемпион России"

изготовитель / "Автоконинвест",

Россия

цена за 4 шт. / 150 руб.

"Чемпионов", конечно же, знают в лицо, но вот ссылка на применяемость отечественного изделия не помешала бы... Вместо обещанного зазора 0,6-0,9 оказалось 0,5-0,51 мм. Резистора нет.

Свеча, по мнению изготовителей, имеет двойную изоляцию - дополнительное керамическое кольцо на изоляторе должно исключать коронный разряд. Обещаны легкий пуск и экономия 5% топлива, а также уменьшенный нагар и отталкивание воды.

А17ДВ-10 "Свечи

двухискровые ПЕРЕСВЕТ-Л"

изготовитель / "ПЕРЕСВЕТ-Л",

Россия

цена за 4 шт. / 110 руб.

К текстовому сопровождению претензий нет - указана применяемость, приведены иностранные аналоги. Искровой промежуток не указан, однако рекомендовано через 15-20 тыс. км либо уменьшить его "до нормального", либо... заменить свечи. Резистор отсутствует.

Указано, что при нарушении зазоров нарушается оптимальная настройка свечи на данный тип двигателя! Заметим, что реальный зазор находится в пределах от 0,6 до 0,9 мм! Обещаны экономия топлива, полное сгорание смеси, улучшение динамики.

9063CA4 FD3

изготовитель / AUTOLITE, Франция

цена за 4 шт. / 320 руб.

Применяемость - не по-нашенски. Заявленный межэлектродный зазор 0,8 мм оказался в трех электродных свечах равным от 0,78 до 0,83 мм, причем в каждой свече искровые промежутки были неодинаковыми. Резистор отсутствует.

А17ДВРМ

изготовитель / Уфимский завод

электротехнических

изделий, Россия

цена за 4 шт. / 40 руб.

Самый дешевый комплект из 17-ти. Применяемость изделия не указана - вместо этого оговорено наличие медно-никелевого центрального электрода и никелевого покрытия корпуса. Указан искровой промежуток - 0,7 мм, на деле оказалось от 0,7 до 0,72 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.

"Система зажигания ПУЛЬСАР"

изготовитель / Фирма "Пульсар

силэн", изготовитель

- завод "Рассвет",

Россия

цена за 4 шт. / Договорная

Опытная партия необычных свечей претендует на многое - резко сократить расход топлива и уровень вредных веществ, извергаемых выхлопной трубой, а также улучшить динамику, поднять приемистость и т. п. Ну-ну...

Каждая свеча "Пульсара" состоит из свечи NGK BP6ES и конденсатора К15-34. Японская свеча доработана: ее электродное пространство закрыто приваренным кольцом, что создает своего рода мини-камеру в цилиндре. Конденсаторы К15-34 давно поступают в продажу под наименованием "Усилитель искры" (ЗР, 2000, № 7). Они, по замыслу создателей, накручиваются на изолятор свечи и фактически подключаются параллельно искровому зазору. Величина самого зазора в "пульсарах" не оговаривается, да и проконтролировать ее нельзя - не подлезешь... Резистор отсутствует.

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
01.01.2001
Поделиться: