Три часа на Nissan Leaf: сел и поехал
Конечно, если усилием воли держать в голове всю эту груду знаний, первая поездка на Leaf выйдет судьбоносно-величественной. Будет казаться, что каждым переводом несложного селектора трансмиссии из N в D вы на чуть-чуть придвигаете к себе светлое будущее. Вы будете чувствовать, как аж целых полсекунды усилие на педали тормоза остается «не вполне натуральным» - из-за того, что первым делом срабатывает система рекуперации. Смотреть, естественно, при этом будете не на дорогу, а в цветной экран на центральной консоли – ведь без информации о том, сколько энергии потребляет климат-контроль (с точностью до полукиловатта), сейчас не жизнь.
Но если цель у поездки будет банально-бытовая, да еще и помноженная на риск опоздать – вы просто сядете и поедете. И никакие нюансы устройства электромобиля езды вам не испортят. Где-надо – остановитесь на безопасном расстоянии от чужого бампера, где надо – прибавите газу и аккуратно встроитесь в поток. Два-три важных момента можно освоить буквально на ходу. К примеру, эко-режим: если его включить, всем энергопотребителям (включая мотор) электричество отпускается буквально пипеткой. Разгоняться Leaf будет нехотя, на дороге придется быть паинькой – но и запас хода станет уменьшаться не так стремительно. Опять же, бибикнуть окружающим лишний раз не грех: на скоростях до 30 км/ч. электромобиль издает некий предупредительный звук. Но, по нашим наблюдениям, на такой писк в крупных городах не оборачиваются даже сверхмнительные граждане.
Сравнивать «чистокровный» (и к тому же - не продающийся в России) электромобиль с обычными машинами, за которые россияне платят свои кровные - занятие, конечно, несерьезное. Но любопытное! Немногие, к примеру, задумываются, каков у электромобиля список расходников. А ведь в нем на добрый десяток пунктов меньше, чем у автомобиля с двигателем внутреннего сгорания! Вместо привычных четырех фильтров - один внутрисалонный. Масло осталось только в редукторе - и оно «вечное»: замены не требует, а потому к расходникам не относится. Сменных ремней нет вообще - как и свечей зажигания. Зато шесть литров антифриза вынь да залей: система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим всех высоковольтных узлов - за исключением основных батарей, которые охлаждения не требуют.
Те же шесть литров антифриза (пять с половиной, если быть точным) надо заливать и в расширительный бачок на Skoda Fabia с атмосферным мотором объемом 1,6 литра - машины, которую мы решили пусть мимоходом, пусть полушутя, но сравнить с Leaf. Выбирали, конечно, не по объему системы охлаждения, а по мощности: 105 л.с. у Skoda - это 77 киловатт, то есть всего на три меньше, чем у Leaf. Сравнивали, стартуя с места и замеряя скорость в конце короткой (длиной метров сто пятьдесят) прямой.