60 часов «За рулем»: подробности
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
III место (вне зачета)
«Лифан-Солано» (Черкесск)
1,6 л, 106 л.с., 5-ступенчатая механика
II место
«Хёндай-Солярис» (Санкт-Петербург)
1,4 л, 107 л.с., 5-ступенчатая механика
I место
«Форд-Фокус» (Санкт-Петербург)
1,6 л, 125 л.с., 5-ступенчатая механика
РЕГЛАМЕНТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ» 2011
Цели и задачи марафона прежние: испытание машин на надежность и выносливость за фиксированное время – 60 часов. В течение пяти дней примерно по 12 часов в сутки три автомобиля утюжат дороги полигона НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ». Все машины балластированы водоналивными манекенами общей массой около 210 кг. Большую часть времени они идут на максимальной скорости по кольцу длиной 14,1 км. Около 10% времени (по 2 часа в течение трех дней) посвящено испытаниям на 8-километровой булыжной дороге.
Остановки – для дозаправки, смены водителей и непредвиденного ремонта.
Работа гаечными ключами не должна отнимать более 60 минут. Автомобиль, не уложившийся в этот норматив, выбывает из соревнования. Запчастей минимум: ремни привода агрегатов, лампы, свечи, шины. Вне хронометража можно вечером и утром долить масло и охлаждающую жидкость, устранить мелкие дефекты, не влияющие на безопасность.
Ежедневно фиксируется время в пути и на остановках, пройденное расстояние, средняя скорость, расход топлива. Оцениваем также поведение автомобилей на скоростном кольце и иных дорогах. Места по окончании марафона расставляем исходя из совокупности всех измеряемых и оцениваемых параметров.
НАЧАЛО
Понервничать пришлось еще до старта: как мы ни старались подготовиться к марафону заранее, на последние дни свалилась масса дел. «Форд-Фокус», лишь недавно запущенный в производство, получили всего за несколько дней до начала испытаний. Обкатывать его пришлось без перерыва в несколько смен, включая ночную. Ничего, вот сейчас выпустим машины на круг – и все пойдет по привычному графику: езда, смены, заправки. Но сюрпризы посыпались в первый же день как из рога изобилия.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: С МЕСТА В КАРЬЕР
Суета наконец утихла, последние приготовления закончены. Даже погода нам благоприятствует: над скоростным кольцом полигона зависло ласковое, нежаркое солнышко. Секундомеры наготове, машины стоят у стартовой черты – пора! Первым на трассу выпускаем «Лифан-Солано»: во время предварительных замеров он оказался самым шустрым. Следом, с полутораминутным интервалом, отправляем «Хёндай-Солярис», за ним – «Форд-Фокус».
По нашим прикидкам, машины заедут на заправку не раньше, чем через час-полтора. А пока замеряем время на круге. И обнаруживаем, что на холмистой дороге с перепадом высот около 52 м «Солано» не так уж и быстр: на круге «Солярис» отыгрывает у него по паре-тройке секунд, постепенно к ним приближается и «Фокус».
Гром среди ясного неба грянул через 1 час 16 минут после старта: из машин по рации сообщили, что «Солярис» встал. Неужели всё? Неужели так быстро? Срочно отправленная на трассу «техничка» притаскивает «Хёндай» на тросе. Сидевший за рулем самый опытный наш испытатель Сергей Воскресенский озадаченно пожимает плечами: машина резко заглохла на ходу. Нет, рывков и подергиваний не было – словно некий клапан вдруг перекрыл подачу топлива. Может, кончился бензин? Но индикатор-то показывает почти треть бака! Да и симптомы не похожи. Выпускаем «тяжелую артиллерию» – специалистов нашего техцентра. Поиски грозят затянуться: на первый взгляд, все в порядке, а чтобы проверить бензонасос, нужно убрать с заднего сиденья три 70-килограммовых манекена – та еще работенка. А время-то бежит!
Пока извлекали балласт, кто-то предложил снять клемму с аккумулятора: может, ошибка обнулится? Так и сделали. И – чудо! Нет, машина не завелась, но индикатор показал, что бак... абсолютно пустой. Залили пару литров из канистры – и «Хёндай» ожил. Корим себя: нет бы сразу долить бензина, а потом уже проверять электрику! Горе от ума…
Но кто мог подумать, что датчик врет настолько? Теперь придется спешно устанавливать манекены обратно. На все про все ушло 56 минут – значит, в зачетный час на диагностику и ремонт вписались, можно ехать дальше. Экспериментальным путем установили: за смену удается проехать не более 210–215 км. Затем, не обращая внимания на показания индикатора, нужно уходить на заправку.
Отправив «Солярис» наматывать круги, отдышались, успокоились. И тут новый сюрприз: проехав 979 км, «Лифан-Солано» заезжает на плановую заправку с легким дымком из-под капота и забрызганной мелкими капельками кормой. Водитель Саша Крапивин рассказывает: на последних кругах почти перестал работать гидроусилитель руля. Снова в бой вступают механики. На этот раз ненадолго: сразу обратили внимание на пустой бачок гидросистемы и нашли утечку – лопнувшую в месте сварки трубку высокого давления, соединяющую насос усилителя с рейкой.
Консилиум постановил: ехать дальше нельзя, а запаять трубку в полевых условиях за час ну никак не удастся. Убираем машину в сторонку и ставим в известность представителей компании «Дервейс», что снимаем машину с марафона. Уже минут через пятнадцать позвонил руководитель технической службы завода с предложением сегодня же привезти новую трубку. Отказываться не стали – хотя согласно правилам «Солано» и выбыл из марафона, после ремонта мы снова выпустим его на трассу, уже вне зачета.
«Фокус» до конца дня продолжал невозмутимо штамповать круги, а на безбожно врущий указатель топлива «Соляриса» водители привыкли не смотреть. Зато вечерний осмотр показал: за день «Хёндай» почти полностью сносил передние шины. Рановато! Ставим новые, причину износа пока выясняем.
Внимание отвлек сотрудник «Дервейса», который привез новую трубку гидроусилителя. Меняли ее при свете фонарей. Первый день оказался не только очень длинным, но и богатым на события.
ДНЕВНИК МАРАФОНА
ДЕНЬ ВТОРОЙ: ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕДНЕВНИК МАРАФОНА
После перипетий первого дня вторник идет гладко, без эксцессов. Лишь в самом начале отличился «Солярис» – в нем снова кончился бензин. Причем индикатор показывал уже не треть, а почти половину бака! Хорошо еще, что «высох» он за пару сотен метров до бокса: сколько мог, катился сам, последний десяток метров толкали. Одометр в этот момент показывал 211 км. Пришлось снизить планку: решили за смену проезжать не больше 206 км. Меняться-то приходится часто – бак у «Соляриса» маленький, всего 43 л, а аппетит, несмотря на скромный по объему мотор, вполне взрослый, под 20 л на сотню. Зато скорость растет с каждым кругом: если в первый день он проходил 14 км за 4 минуты 28 секунд, то к середине второго отыграл сам у себя почти секунду.
Изрядно прибавил и «Фокус». Поначалу он запомнился лишь монотонной стабильностью. Но сегодня в нем явно проснулся бойцовский характер – со стартовых 4 минут 30 секунд на круг «Форд» сбросил почти 4 секунды. При этом расход не такой зверский, как у «Соляриса», 55-литрового бака хватает в среднем на полтора часа езды.
На фоне конкурентов «Солано» нынче выглядит бедным родственником: словно, вернувшись в строй, он растерял весь задор. Пока «Хёндай» и «Форд» ведут спор за самый быстрый круг, «Лифан» едет в своем прежнем темпе. Да и от заправки до заправки он ходит без малого 2 часа – так и тянет назвать его тихоходом. Но это несправедливо: на некоторых спусках его скорость также превышает 200 км/ч. Зато расход у него самый низкий в троице. Да и бак немаленький – 58 л.
Откатав без происшествий дневную программу, приступаем к вечерней – во вторник, среду и четверг предстоит заканчивать день двумя часами тряски на булыжнике. Памятуя прошлые годы, поначалу опасались за сохранность машин. Но после пары кругов водители осмелели – «Лифан» со 150-миллиметровым дорожным просветом (до загрузки балластом – 170 мм) местами разгонялся почти до 80 км/ч. Такого себе не позволяли даже кроссоверы, участвовавшие в марафоне два года назад. Однако и «Хёндай» с «Фордом» оказались быстрее, чем ожидалось: несмотря на малый клиренс (140 и 120 мм, до загрузки балластом 145 и 130 мм соответственно), они держали на булыжнике около 50–60 км/ч и закончили «забег» без поломок.
Обязательный вечерний осмотр машин подтвердил: жесткое испытание они прошли достойно, ничего не отвалилось и не разболталось. На «Фокусе» заменили изношенные за два дня передние колеса. А вот «Солярис» вызвал недоумение: из-за несогласованной работы подвесок сточил все покрышки! Причем неравномерно, превратив их из круглых в многогранные.
Решили пока оставить как есть, ведь износ еще не достиг критического порога.
ДНЕВНИК МАРАФОНА
ДЕНЬ ТРЕТИЙ: СУЕТА ВОКРУГ БУЛЫЖНИКАДНЕВНИК МАРАФОНА
Утро среды началось с проверки уровня масла. Долива потребовал лишь «Солано», причем серьезного – около 1 л. Затем машины вновь отправились на скоростное кольцо. И, проехав в первую смену 208 км за 1 час 11 минут, на базу тихонько, по инерции прикатился… заглохший «Солярис». Нельзя сказать, что это стало неожиданностью – мы уже начали привыкать к таким «подаркам».
Отрадно, что после этого инцидента все вернулось в норму: автомобили спокойно утюжат кольцо, время от времени заезжая на базу: «Хёндай» каждый час, «Лифан» каждые два часа. Между ними незаметно заскакивает и «Форд».
Зато расклад по скоростям изменился. Словно проснувшись, «Солано» к середине дня стал проезжать круги за 4 минуты 27 секунд – на 2 секунды быстрее, чем во вторник. Продолжает ускоряться и «Фокус»: его время уже приближается к 4 минутам 23 секундам. А вот «Солярис» поутих – отыграл у собственного вчерашнего результата около секунды.
Впрочем, спокойствие оказалось недолгим. Около четырех часов дня «Хёндай» заскочил на очередную заправку… и остался для замены всех колес из-за жалоб «рулевого» Юрия Тимкина на угрожающие вибрации. Причиной тому стал неравномерный износ шин (местами уже до корда), признаки которого мы заметили еще накануне.
Но главное веселье началось вечером.
На пути «Фокуса» попался острый камень, и правое заднее колесо пришло в полную негодность: покрышку разнесло в клочья, колесо изуродовано. Более внимательный осмотр выявил, что погнулся и диск переднего правого колеса. После замены решили: отменяем «гонки», ездим по булыжнику не быстрее 45–50 км/ч.
Другую задачку подкинул «Лифан». Во-первых, на нем также пришлось менять передние колеса. Правда, не из-за пробоя, а по причине износа. Во-вторых, от тряски сначала начал моргать индикатор подушек безопасности.
Затем отвалился небольшой теплозащитный экран, прикрывавший выпускной тракт. В довершение машина финишировала, оглашая окрестности сочным рыком, – от вибрации почти полностью вывернулись болты крепления выпускной трубы к коллектору.
Затянули их за пару минут и облегченно вздохнули: хорошо, что не открутились до конца и не потерялись.
ДНЕВНИК МАРАФОНА
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: КАК ПО РЕЛЬСАМДНЕВНИК МАРАФОНА
В ритм втянулись уже и люди, и машины. Стал привычным ранний старт, перед выездом контролируем уровень масла. Сегодня долили 250 г в «Фокус» и пол-литра в «Солано».
За день время прохождения круга «Фокусом» и «Солано» почти не изменилось. А вот «Солярис» потихоньку разгоняется – однако у него снова нарастают вибрации, вызванные неравномерным износом шин. К концу дня стало ясно, что хорошо бы колеса поменять. Вот только запасных осталось совсем мало... Решили терпеть до последнего.
Завершив без происшествий скоростную программу, снова отправились на булыжник. На этот раз ехали неспешно, аккуратно. Но многострадальному «Лифану» хватило и этого: после штурма очередной кочки отключился блок управления микроклиматом. При этом салонный вентилятор самостоятельно переключился на максимальную скорость. Сколько ни нажимали на кнопки, ни крутили регуляторы – эффекта никакого. Победить дефект удалось, лишь… заглушив и заново пустив двигатель.
ДНЕВНИК МАРАФОНА
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕДНЕВНИК МАРАФОНА
Дело за малым – проехать последние часы и километры. Машины словно подустали: время на круге стабильное. И все бы ничего, если бы не «Хёндай», который опять трясется все сильнее и сильнее. Около часа дня решаем поменять передние колеса. Зазываем машину в «бокс», ставим на передок свежие – последние! – шины. Но на следующем же круге становится ясно: основное биение давали задние колеса. Впрочем, ехать осталось всего пару часов – потерпим.
В последний день захандрил и «Лифан». Еще утром он несколько раз глохнул, стоило выжать сцепление. А когда после очередного пит-стопа водитель завел мотор, обороты неожиданно подскочили до 3500. Поревев секунд двадцать, двигатель опомнился и заработал нормально. После финиша проверим регулятор холостого хода и датчики.
Так и доехали до клетчатого флага: «Фокус» – безоговорочным победителем, «Солярис» – с дрожью из-за убитого последнего комплекта колес. Добрался до финиша и «Солано» – вне зачета.
Думать над расстановкой мест не пришлось: даже если бы «Лифан» не выбыл в первый день, все равно проиграл бы – уж очень много хлопот доставил. Проблему с оборотами удалось решить лишь по возвращении в Москву: после промывки регулятора холостого хода двигатель заработал нормально. В общем, над надежностью черкесского седана еще работать и работать. Отрадно, что представители компании внимательно выслушали наши замечания и тут же отправились на завод.
Отреагировали на претензии к подвеске и управляемости «Соляриса» и в компании «Хёндай» – на эту тему мы беседовали с управляющим директором «Хёндай мотор СНГ» Денисом Петруниным, интервью с которым опубликовано в этом номере.
«Форд», пусть и безоговорочный победитель, небезгрешен. Дорожный просвет загруженной машины в 120 мм – плохая адаптация к российским условиям. Комментарий компании по этому поводу: «Фокус III» не имеет специальных настроек для России, но при разработке его тестировали на различных дорожных покрытиях, чтобы учесть всевозможные условия для успешной эксплуатации». Вправду ли все условия учли?
ДНЕВНИК МАРАФОНА
ДНЕВНИК МАРАФОНА
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: «ЛИФАН-СОЛАНО»
Эх, ему бы поставить правильные сиденья, рассчитанные не только на китайцев, менее массивный руль, поработать над эргономикой педального узла, щитка приборов и вентиляции. Тогда можно было бы говорить об удобстве посадки да и всего интерьера в целом. Пока это скорее неудобный в пользовании полуфабрикат, раздражающий эргономическими просчетами и невыразительным стилем.
Увы, вялый, словно задушенный мотор никак нельзя занести в актив «Лифану». Но он заслужил похвалу за спокойное, надежное поведение на прямой и действительно хорошую плавность хода. Жаль, даже в этих достоинствах есть огрехи: слишком уж вальяжная, с кренами и подвинчиванием в радиусах управляемость и раскачка кузова на волнообразных неровностях.
Вызывают нарекания и тормоза, которые, в отличие от подвесок, похоже, никто не испытывал. Не потому ли попытка резкого замедления сначала провоцирует у автомобиля приступ паники в виде рысканий и приседаний то на переднюю ось, то на заднюю и только потом дает результат. Отсюда и солидный разброс при замерах торможений.
Однако, несмотря на все претензии, в целом «Солано» демонстрирует неплохую подготовленность к дорожным условиям России. И чем хуже дорога, тем интереснее становятся возможности автомобиля.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: «ХЁНДАЙ-СОЛЯРИС»
«Солярис» на высокой скорости – типичный холерик. На невидимых глазу неровностях сам по себе гуляет руль, то и дело отклоняясь от нулевого положения на несколько градусов. И если прямую автомобиль держит неплохо, то даже плавные виражи выбивают его из равновесия: он вдруг начинает пританцовывать, выбирая слабину кинематических огрехов передней подвески, а в основном задней.
Добавим сюда довольно частые замыкания ограничителей хода - и получаем весьма дерганое, норовистое существо, которым все время приходится управлять двумя руками, не расслабляясь ни на секунду. А ведь на нашу машину по рекомендации производителя перед марафоном установили новые, более жесткие задние амортизаторы! Жаль, ведь у «Соляриса» отличный потенциал: очень бодрый мотор, неплохо подобранная трансмиссия. Вот и получается: скоростенка-то ого-го, но она, увы, зачастую лишь подчеркивает недостатки управляемости.
Собственно говоря, претензия к настройке шасси чуть ли не единственная. Нет, есть еще, конечно, указатель уровня топлива, обманывающий напропалую. Но его сумасшедшая задумчивость актуальна, видимо, только в специфических условиях марафона, в обычной жизни она не проявляется. И все же это та самая внушительная ложка дегтя, которая не позволила «Солярису» реально побороться за победу.
МЫ СЧИТАЕМ: ЗАМЕНУ АМОРТИЗАТОРОВ «ХЁНДАЙ-СОЛЯРИС» НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ПО ЖЕЛАНИЮ КЛИЕНТА БЕСПЛАТНО!
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: «ФОРД-ФОКУС»
Хорош! Куда-то в сторону отходят теснота рабочего места водителя и немного навязчивая молодежность отдельных решений. Забываешь и про подчеркнутую неторопливость мотора в моменты резких нажатий на акселератор. Зато плотно усаживаешься в обволакивающее сиденье, восхищаясь на редкость правильным положением. По достоинству оцениваешь выверенную весомость педалей, удобство и четкость руля, рычага коробки. Во всем этом «Фокус» явно дает фору остальным, убедительно демонстрируя, каким должен быть настоящий автомобиль.
Не менее выразителен и одновременно ненавязчив он на ходу. На фоне оппонентов «Форд» можно назвать «комнатой психологической разгрузки»: усевшись поудобнее, почти забываешь, что надо крутить руль, контролировать заданную траекторию. Все происходит словно само собой, а ты лишь отмечаешь про себя плюсы: отличную управляемость, плотные, словно приклеивающие машину к дороге подвески, эффективные и удобные тормоза. Кажется даже, что, за исключением двигателя, «Фокус» весь состоит из достоинств.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»
(перед первенством «60 часов «За рулем»-2011 и после него, все таблицы открываются в полный размер по клику)
ОТЗЫВЫ
:
Благодарим команду высокопрофессиональных пилотов журнала «За рулем» за возможность участвовать в тесте «60 часов «За рулем». Данное испытание – шанс проверить автомобиль в условиях, приближенных к экстремальным.
«Лифан-Солано» на российском рынке всего полтора года, но успел завоевать доверие потребителей. Ни у одного из 11 000 проданных автомобилей не было обнаружено проблем, возникших во время теста, что позволяет надеяться на единичность описанных случаев.
По окончании испытаний наше руководство вылетело в Черкесск на переговоры с представителями завода «Дервейс», где собирают автомобили «Лифан», с целью найти и исправить причины выявленных недостатков.
Ходовые характеристики «Солано» конкурентоспособны: он оказался лучшим при прохождении испытаний на булыжнике и показал невысокий расход топлива. Именно этих качеств мы добивались, когда адаптировали автомобиль для России.
В ЦИФРОВОМ ВЫРАЖЕНИИ
Статистика – увлекательная наука. Проанализировав результаты марафона, мы получили несколько любопытных цифр. Вот некоторые из них.
• Стоя около трассы с шумомером, установили: тише всех проезжал мимо «Солано» – прибор показал 90,9 дБА. Немного громче оказался «Солярис»: 91,8 дБА. Ну а раньше всех о своем приближении оповещал «Фокус» – его внешний шум достиг 94,0 дБА. Для сравнения: примерная громкость будильника 80 дБА, а если провести замер в 25 м от взлетающего самолета, можно увидеть на шумомере 140 дБА.
• 28 244 км проехали в общей сложности три автомобиля за пять дней марафона (окружность Земли по экватору – 40 076 км).
• За это время они израсходовали 4926 л топлива «ЛУКОЙЛ-Экто».
• Средний расход топлива «Солано» за время марафона превысил паспортный для смешанного цикла на 104%, «Фокуса» – на 188%, а «Соляриса» – на 229%;
• Самую высокую максимальную скорость на трассе показал «Хёндай»: по показаниям портативного GPS-приемника на одном из затяжных спусков он разогнался до 213 км/ч; ненамного отстал «Форд» с результатом 211 км/ч, а самым медленным оказался «Лифан» – разгонялся до 206 км/ч.
• 28 раз заезжал для дозаправки и смены водителя «Лифан-Солано», 37 раз – «Форд-Фокус» и 46 раз – «Хёндай-Солярис».
• На трассе марафона машины стерли «под ноль» 28 шин.
• А еще за время пребывания на полигоне мы съели 2 арбуза и выпили 154 чашки кофе.
УЧАСТНИКИ
Партнеры проекта:
Goodyear (шины),
«ЛУКОЙЛ» (бензин),
К & К (легкосплавные колеса).