Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Головки на полдюйма: поверните голову

Как правильно выбрать подходящий набор ключей-головок и принадлежностей к ним?
Полная версия

Самые распространенные у нас ключи – открытые или, как их еще называют, рожковые. Но не всякий болт или гайку такими отвернешь – к некоторым ведь не подберешься! А бывает, чуть сильней нажмешь – и ключ слизывает грани или сам ломается. Либо уже раскрыл зев… и на большее не годен! Ключи-головки во многих ситуациях гораздо надежней и удобней, потому их наборы так популярны. Различаются они, в зависимости от назначения, размерами не только рабочих шестигранников, но и присоединительного квадрата – со стороной, равной ¼ дюйма, ⅜ дюйма, ½ дюйма и так далее. Но какой купить?

Диапазон шестигранников, с которыми можно работать четвертьдюймовым набором, – от 3,2 до 14 мм. Следующим, в ⅜ дюйма, – от 6 до 22 мм, а для полудюймового, самого, кстати, популярного, ходового у автомобилистов, – от 8 до 32 мм. Такое перекрытие размеров полезно. Например, систему ⅜ дюйма в значительной мере могут заменить «соседи». Еще крупней головки под квадрат ¾ дюйма – с шестигранниками от 19 до 60 мм, а также «Торкс» – от  Т60 до Т100. А следующий в этой иерархии – набор под дюймовый квадрат. Если вы не механик паровозного депо, вряд ли стоит его покупать.

О воротках и рукоятках полезно знать следующее. Те, что под ⅜ дюйма, почти вдвое длинней, чем для «четвертушки», но иметь дело с мелким крепежом неудобно – не развернешься. В то же время при работе с гайками и болтами от 17 мм и выше вороток под ⅜ дюйма часто оказывается коротковат – лучше взять подлинней, от полудюймового комплекта. Итак, покупаем наиболее удобный для нас набор головок – под квадрат ½ дюйма. Помимо самих головок в него, как правило, включены трещотка, кардан, пара удлинителей, вороток.

Так же, как в наборах на ¼ и ⅜ дюйма, в полудюймовых встречаются головки под шлиц, крест и так называемый позидрайв – крест с дополнительными выступами в центре, как на строительных саморезах. Но чаще их нет – с квадратом ½ дюйма этими головками работать просто неудобно, к тому же можно повредить винты. Продаются «китайцы» – весьма, заметим, приличного качества, по 2500–3500 рублей. Именитые «европейцы» в пять-шесть раз дороже. Гарантия на инструмент, как правило, бессрочная, – конечно, при условии, что владелец пользовался им правильно. Если на нем нет грубых механических повреждений, сломанный предмет заменят бесплатно. С другой стороны, цена одной головки около 100 рублей. Зачастую нет смысла спорить с продавцом, проще купить новую.

Наиболее распространен крепеж с шестигранной головкой.

А ключи-головки есть и «двенадцатигранные». Почему их так называют – такая же русская загадка, как «шины пятнадцатого радиуса». Ведь и углов, и граней у ключа ровно по двадцать четыре! Если гайка или болт шестигранные, то существенных преимуществ одного профиля перед другим нет. Первый вроде надежней, зато второй удобней в работе. Но на некоторых авто встречаются болты (например, в креплении маховика) именно с 24-гранной головкой. Их шестигранным ключом не возьмешь! При покупке набора выбирайте наиболее полный, пусть даже с непопулярными головками на 16, 18, 21, 23 мм – завтра они могут пригодиться. В дополнение к головкам стандартной высоты (37–38 мм) есть и удлиненные (70–80 мм), с диапазоном от 12 до 36 мм. По нашему опыту, чаще идут в дело головки на 12, 13, 14, 17, 19, 22, 24 мм.

Из-за плотной компоновки узлов и агрегатов появились болты с внутренним шестигранником.

Для них стандарт ½ дюйма охватывает размеры от 3 до 19 мм. Лучше сразу купить набор. В комплекте обычно головки на 4, 5, 6, 8, 10, 12 мм. Встречаются и на 7 мм – для болтов тормозных механизмов некоторых иномарок, и на 13 мм – для слива масла. Помимо шестигранников высотой 58–60 мм есть удлиненные до 100–140 мм. Иногда нужны именно такие.

Крепеж с головкой TORX часто встречается на иномарках, но и отечественному автопрому уже не чужд.

Ключи TORX под квадрат ½ дюйма начинаются с размера Т20, наибольший – Т70. Маркировка внутреннего профиля болта – через пять единиц, за исключением Т27. Существуют и аналогичные болты, но со штифтом в центре, только ассортимент небогат: от Т20 до Т40. Если у вас уже есть головки TORX под квадрат ¼ дюйма, дублировать их не нужно. Высота головок 58–60 мм и 120–140 мм.

А это ключ под наружный TORX.

В обозначении используется буква Е. Под квадрат ½ дюйма есть набор от Е10 до Е24 с интервалом в две единицы.

Внутренний двадцатичетырехгранник обозначают как XZN.

Профиль похож на «двенадцатигранник по-русски» (см. выше). Этот стандарт тоже востребован, особенно для автомобилей группы «Фольксваген-Ауди». В обозначении головки перед номером стоит буква М. Размеры - от М4 до М16. Высота стандартная и увеличенная.

Владельцам ФИАТов стоит купить набор с профилем RIBE CV.

Маркируются головки по наружному диаметру их стержня: от 5 до 16 мм. Большинство наборов начинается с размера 7 мм, а 5 и 6 мм можно купить отдельно. Но у некоторых производителей инструмента таких нет даже в каталоге.

Обычный шарнир (внизу) не всегда удобен: при больших углах может заклинить.

Полезное дополнение к нему – шарнир от ударного инструмента. Его углы ограничены направляющей, работает он без рывков, а наконечник удерживается в среднем положении пружиной.

В наборах полудюймовых головок, как правило, лежит пара удлинителей.

Для большинства работ этого хватит, а если нужен совсем короткий (около 45 мм) либо очень длинный (600–1000 мм), купите их отдельно.

Приржавевшие гайки срывайте воротком:

длина его в два-три раза больше, чем у трещотки, да и сломать трудно. Даже самые прочные трещоточные механизмы с крупным зубом перегружать не следует.

Для ускорения работы полезен коловорот.

Его плечо невелико, зато позволяет уверенно и быстро отвертывать болты с резьбой до М8 (головки на 12, 13 и 14 мм).

Подпишитесь на «За рулем» в

Емелькин Геннадий
27.10.2011
Поделиться: