Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Сто процентов - не предел

СТО ПРОЦЕНТОВ - НЕ ПРЕДЕЛ
Полная версия

СПОРТ

/ФОРМУЛА 1

СТО ПРОЦЕНТОВ - НЕ ПРЕДЕЛ

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ТРЕХКРАТНОГО ЧЕМПИОНА МИРА

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

На вопрос, какой из титулов достался ему труднее, Михаэль Шумахер улыбается: "Труднее всего, когда его не выигрываешь. Вот в 1999-м - я знал, что могу, что способен, но травма помешала выступить в нескольких гонках. А так, конечно же, сложнее всего достаются успехи сегодняшние. Сейчас уже кажется, что первый титул я завоевал легко, играючи - не могу утверждать, чтобы я прикладывал в 1994-м какие-то сверхусилия. Я был тогда молод и смотрел на жизнь как-то проще. Сам факт, что сражаюсь за высшие награды в чемпионате мира, поднимал мой дух. В минувшем же сезоне многое приходилось делать через не могу. Не сказать, что формула 1 мне "приелась", но ощущение свежести происходящего несколько притупилось. К тому же за девять лет в королевских гонках накопилась психологическая усталость".

Немудрено! Ведь все девять лет, в отличие от многих своих коллег, Шумахер неизменно в центре всеобщего внимания. С того дня, как выиграл первый Гран-при, в 1992-м в Бельгии. А когда пришел в "Феррари", за дело взялась итальянская пресса - она славится беспардонностью и сверхкритичным отношением к "своим" пилотам. "Меня спасает, что с некоторых пор я практически перестал читать публикации о себе. Во-первых, слегка надоело, а во-вторых, отнимает много времени. Мне недавно сообщили, что в общей сложности за всю карьеру гонщика я дал около восьмиста интервью. Уму непостижимо! Ведь все это время я мог посвятить, скажем, моей семье или карту, что принесло бы гораздо больше пользы".

Поначалу Шумахера пытались окрестить вундеркиндом и гением автогонок. На самом деле, похоже, он просто спортсмен до мозга костей - из тех, кто становится чуточку одержимым на любой арене. В юные годы Михаэль проявлял примерно одинаковый интерес и к картингу, и к футболу, и к дзюдо. "Я был обыкновенным мальчишкой, занимался тем, что нравилось. Мне и в голову тогда не приходило, что мои детские забавы станут основой всей последующей жизни".

Дзюдо он забросил, заняв третье место на важном соревновании: "До сих пор не могу окончательно смириться с этим. Ведь я тогда проиграл, а уходить побежденным не в моих привычках". В футбол охотно играет и сейчас, при каждом удобном случае. Эксперты, наблюдавшие матчи типа "Звезды автоспорта Монако против звезд формулы 1", утверждают, что, выбери Михаэль футбольную карьеру, возможно, он стал бы выдающимся игроком: полная самоотдача, прекрасное видение поля и партнеров. Похожие качества немец проявляет и на гоночных трассах - что дано, того не отнять! Так что талантливость его не только в умении великолепно управлять автомобилем - при своем складе характера он мог добиться выдающихся успехов и на каком-нибудь другом спортивном поприще.

При том, что Михаэль гонщик-профессионал и, как подсчитано, отдает работе более 70% "эффективного" времени, он прекрасный муж и отец. "Когда в 1997-м родилась дочка, я никому не позволил за ней ухаживать, все делал сам - купал, пеленал, менял подгузники. Единственное, что уступил маме - так это кормление, по понятным причинам". И это несмотря на то, что Джина-Мария появилась на свет 20 февраля - в разгар напряженных предсезонных тестов! "Очень жаль, что в ходе чемпионата дома удается побыть лишь несколько дней в месяц. Но ничего, дети скоро подрастут и тогда можно будет брать с собой на гонки всю семью, а не только супругу".

Ему приписывают железную выдержку. С некоторых пор он и правда стремится скрывать свои эмоции: "Я не люблю выставлять чувства, особенно негативные, напоказ - то, что происходит внутри меня, не должно быть известно всем. Но они все равно прорываются наружу - не могу все время ходить с непроницаемым лицом". Действительно, мы нередко видим и смех, и слезы Михаэля. Эпитет "человек-компьютер" совершенно к нему не подходит! "Перед каждой гонкой мы всей командой, разумеется, просчитываем все возможные варианты: как лучше поступить в том или ином случае. Иногда один из планов удается, но чаще всего - нет. Невозможно предвидеть многие факторы, например, вылет на газон или чью-то аварию, после которой на трассу выходит автомобиль безопасности. Неизвестно заранее, когда и какой силы начнется дождь. Да что говорить - даже шины одной модели не всегда одинаковые на всех четырех колесах".

Его упрекают в отсутствии друзей и некоторой нелюдимости. "Неправда! - возмущается Михаэль. - Возможно, я утратил старых приятелей, но ведь часто так бывает - жизнь разлучает людей, каждый идет своей дорогой, не все они пересекаются. Зато почти вся команда "Феррари" - мои друзья, у нас общие интересы, общая работа, нам всегда есть о чем поговорить, причем не только о настройках автомобиля. Другой вопрос, что мне очень редко удается встречаться с друзьями за пределами паддока".

Говорят, его недолюбливают коллеги-гонщики. Однако в свое время это не помешало им избрать его главой "миниатюрного профсоюза" - GPDA, ассоциации пилотов формулы 1. "На трассе он просто одержимый, - рассказывает Эдди Ирвайн, бывший партнер Шумахера по команде. - Однажды он обронил шутку, которая мне запомнилась. "Сто процентов, - сказал он, - это не предел". В гонке для него нет друзей. Он не моргнув глазом пойдет на любое действие, если будет считать в тот момент, что это необходимо для победы. А вне трассы крайне трудно найти какую-либо иную тему для беседы с ним, кроме гонок и всего, что с ними связано. Это для него самое важное в жизни. За три года мы сблизились с Михаэлем ровно настолько, чтобы в согласии отстаивать интересы команды. Но не более того. Правда, не могу сказать, что я как-то особо пытался добиться его дружбы".

Одну из улиц города Керпен, где родился Шумахер и где до сих пор живут его родители, назвали его именем. В прошлом году он признан самым высокооплачиваемым спортсменом Европы. Но мировая известность и слава Михаэлю не мешают: "Единственное, что изменилось за все годы в формуле 1 - я обзавелся семьей и стал больше зарабатывать. Сама же формула 1 очень мало повлияла на меня: пришел опыт, но я по-прежнему наивен и во многое верю. Мне кажется, наивность необходима человеку, чтобы идти к тому, чего он хочет добиться. Чего хочу добиться я?.. (Михаэль смеется) Знаете, у меня, наверное, нет какой-то глобальной итоговой цели. Я могу вам только сказать, чего я хочу добиться в следующем сезоне. Но это вы и сами неплохо знаете".

Ближайшее окружение Михаэля - товарищи по команде "Феррари" и супруга Коринна.

Ездить на карте Михаэль готов в любое время, в любом месте и в любой экипировке: разминка перед Гран-при Малайзии.

1993 год: Шумахер и Рикардо Патрезе, тогда пилоты "Бенеттона", получают кубок за победу на футбольном поле.

В молодые годы Михаэль находил время и для таких занятий, как катание на джипах.

Подпишитесь на «За рулем» в

Зиновьев Сергей
01.02.2001
Поделиться: