В чем свет носят?
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/АКСЕССУАРЫ
В ЧЕМ СВЕТ НОСЯТ?
ПЕРЕНОСКА ПРИГОДИТСЯ И НОЧЬЮ НА ОБОЧИНЕ,
И ПРИ РЕМОНТЕ В ГАРАЖЕ
ТЕКСТ / АНТОН УТКИН
Переносные лампы бывают двух типов: дорожные - их возят в машине на случай экстренного ремонта, и гаражные - мощные и удобные, для сети переменного тока. Когда-то мы знали всего три модели: "жигулевскую", которой комплектовали автомобили ВАЗ, "волговскую" - для всех остальных и жестяную решетчатую под бытовую лампочку на 220 В. Да и сегодня то, что нам удалось в трех магазинах купить семь видов переносок, можно считать везением - где-нибудь в ста километрах от Москвы, в лучшем случае, попадется одна штатная "жигулевская".
Главное требование к дорожным лампам - надежность, ведь ночью на трассе не припаять отвалившийся от патрона проводок. Годами лампа будет лежать в багажнике невостребованной, но однажды только она поможет найти упавший в траву жиклер или винтик - и благополучно добраться до дома. Да что жиклер: в кромешной темноте даже проколотое колесо заменить - проблема. На современных автомобилях лампы подключают в гнездо прикуривателя - предусмотрительный водитель заранее подберет себе такую.
Увы - первая, от фирмы FK из ОАЭ за 93 рубля (фото 1), разочаровала. Почти невесомый корпус из желтой пластмассы - он же отражатель, хилый магнит, способный удержать светильник только на плоском листе стали, 10-ваттная лампа вместо 21-ваттной и т. д. Сэкономили даже на корпусе штекера (коротенький - не ухватишься) и проводе - трех метров может не хватить для осмотра, скажем, потекшего заднего тормоза снизу машины.
Катушечная переноска с металлизированным отражателем того же производителя (фото 2) куда добротнее, да и дешевле - 84 рубля. Мощный магнит и тугой шарнир основания позволяют надежно зафиксировать лампу и легко изменять направление луча. Провод длиной 3,5 м компактно наматывается на встроенную катушку (правда, последние витки с трудом - задевают за корпус). А штекер, к сожалению, такой же неудобный для захвата, как и на предыдущей модели.
Лампа ФАП-01 белорусского производства (фото 3) - копия "осваровской" 12.3715, которой ВАЗ и АЗЛК комплектовали машины еще лет десять назад. Правда, у этой существенное преимущество - штекер для гнезда прикуривателя, то есть лампа универсальна. Цена 75 рублей. Хороший отражатель, липучие магниты, легкий ход катушки, провод 3,5 метра - пожалуй, лучшая дорожная переноска из четырех тестируемых.
Переносная лампа ЛП-01-02 (фото 4). Производитель неизвестен, эмблема и клеймо отсутствуют, цена 55 рублей. Точная копия первой "жигулевской" переноски. Серьезный недостаток - штекер под специальное гнездо. Моделей, где таковое предусмотрено, - раз-два и обчелся, к тому же эта пластмассовая деталька частенько ломается, оставляя владельца машины впотьмах в самый неподходящий момент. Попавшийся нам экземпляр собран отвратительно: лампочку в патрон завернули криво - вынуть без инструмента невозможно. Но сначала придется припаять провода к патрону, только тогда прибор заработает. Хотя задумана лампа неплохо. В отличие от предыдущих моделей, она в "походном" состоянии (с завинченной крышкой) представляет собой герметичную пластмассовую грушу, которая может перекатываться в багажнике среди инструмента - повреждения исключены.
Но самая надежная переноска - та, у которой вместо штекера два зажима типа "крокодил". Даже с неисправной проводкой и сгоревшими предохранителями вы не останетесь без света - подключиться прямо к клеммам батареи можно и на ощупь. Такие лампы не продаются - бывалые шоферы их делают сами из обычных штекерных.
К гаражным переноскам требования особые - их задают, в основном, ремонтники-профессионалы. Претензии к выпускавшейся долгие годы лампе в металлическом корпусе (сильно греется при работе, обжигая руки, а тому, кто лежит под машиной, иногда и уши) возымели действие - современные переноски обычно пластмассовые. Одна из них, сделанная в городе Ливны (цена 150 руб.), - на фото 5. Со штатной лампочкой мощностью 60 Вт (220 В) пластиковый отражатель почти не нагревается и к тому же пружинит при ударах - иногда даже в упавшей с небольшой высоты переноске вольфрамовая спираль остается целой. Из недостатков - отсутствие крючка для подвешивания (его приходится гнуть самому из толстой проволоки). Но главное неудобство - замена лампочки: нужно отвернуть аж три (!) болтика М3 с гайками. Кстати, на старой жестяной переноске достаточно ослабить затяжку одного винта, и решетка с экраном отделяется от корпуса - можно быстро заменить лампочку, ведь 220-вольтовые перегорают от стряхивания спирали довольно часто.
Гораздо солиднее переноска марки T.Plast (фото 6) за 280 руб. Ни намека на упаковку и этикетку (похоже, сделана где-то в Азии), но зато состоит сплошь из достоинств. Защитная сетка из толстой хромированной проволоки, два крючка для подвески, ухватистая рукоятка из мягкой резины,
10-метровый кабель, керамический патрон и, наконец, "атрибут роскоши" - встроенный выключатель. В общем, вещь стоит своих денег.
Что касается лампочек для сетевых переносок, то обычно применяют
220-вольтовые 60-ваттные с молочным стеклом (чтобы не слепить себя и коллег). Еще лучше дооборудовать гараж понижающим трансформатором и применять лампы на 36 и 12 В, выпускаемые из соображений электробезопасности для промышленных предприятий - у них такой же "бытовой" цоколь Е27 с круглой резьбой диаметром 26 мм и шагом семь ниток на дюйм. Чем ниже напряжение при той же мощности, тем короче и толще спираль накала. Например, 12-вольтовую стряхнуть практически невозможно и лампа честно отработает положенные ей 1000 часов до критического испарения вольфрама. Последний "писк моды" - компактные люминесцентные лампы с тем же цоколем Е27, они служат в 10 раз дольше обычных и почти холодные на ощупь. К сожалению, все они импортные и очень дорогие. Скажем, 15-ваттная Osram Dulux из Германии (она на фото 6), заменяющая 75-ваттную обычную, стоит 500 руб.
И, наконец, специальные люминесцентные переноски для авторемонтников - такие продаются в магазинах гаражного оборудования. На фото 7 - итальянская Valex за 405 руб. Инструкция только на итальянском языке, но поэтичное слово lampada не оставляет сомнений в назначении изделия. Легкий корпус из мягкой и прозрачной пластмассы (длина 425 мм, диаметр 30 мм) не боится ударов и падений. Мощность 8 Вт - маловато; впрочем, ничто не мешает подвинуть лампу поближе - она ведь холодная.
Бывают и более солидные профессиональные переноски с выключателями в рукоятках и двойным питанием: на 220 и 12 В, но общий недостаток всех люминесцентных ламп - наличие управляющей электроники (для возбуждения разряда и повышения частоты переменного тока). Иногда заморские полупроводники не выносят скачков напряжения в нашей электросети и дорогую фирменную переноску остается только выбросить.