Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Бензин кончится, вода - никогда!

БЕНЗИН КОНЧИТСЯ, ВОДА - НИКОГДА!
Полная версия

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

БЕНЗИН КОНЧИТСЯ,

ВОДА - НИКОГДА!

ПО МОСКВЕ УЖЕ ЕЗДИТ

ВОДОРОДНАЯ... "ДЕВЯТКА"

РУБРИКУ ВЕДУТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАРИЯ ИЛЬИНА, АНТОН ЧУЙКИН

Кажется, никто в мире уже не сомневается, что будущее за водородным топливом. Ведущие мировые фирмы представляют свои полностью работоспособные автомобили, и даже Китай недавно провел симпозиум по "водородной проблеме". А что же мы? Не останемся ли на обочине прогресса? Оказывается, несмотря на хроническую перестройку, ученые не перестали заниматься исследованиями и даже ухитряются представлять свои прототипы. Так, исследователи из НАМИ теоретически доказали, что на первом этапе можно использовать водород как добавку к традиционному бензину, причем достаточно всего трех процентов этого топлива в бензовоздушной смеси, чтобы вредные выхлопы снизились в несколько десятков раз, октановое число "восьмидесятого" стало под стать "девяносто восьмому", а расход бензина уменьшился процентов на тридцать.

Этот вариант привлекателен прежде всего тем, что не связан с основной проблемой - хранением достаточного запаса водорода на борту автомобиля: гремучая смесь водорода с воздухом уже унесла не один десяток жизней (вспомним хотя бы катастрофу дирижабля "Гинденбург"). Потому так трудно завоевывает этот исключительно энергоемкий газ "место" в автомобиле. Сжатый под огромным давлением или охлажденный до критически низких температур, он требует чрезвычайно аккуратного обращения.

Впрочем, есть еще один способ: запереть молекулы водорода в специальном железотитановом сплаве-гидриде, впитывающем его как губка. Надо только закачивать Н2 под давлением около 40 атм. При этом образуются так называемые гидриды и водород уже не вырвется обратно. Чтобы высвободить газ, конечно, не нужно "отжимать" губку - просто нагреть до 50-95°С, для чего вполне хватит тепла двигателя. Емкость металлогидридного накопителя пока недостаточно велика, чтобы запастись водородом на длительный пробег. А вот возить Н2 в качестве приправы к обычному бензину - пожалуйста!

Рискнуть своим автомобилем для проверки и демонстрации работоспособности идеи пришлось... самому ученому-энтузиасту, доктору физико-математических наук Александру Захарову из ЦНИИ черной металлургии им. И. П. Бардина. После переоборудования его вишневая "девятка" внешне не изменилась. Зато внутри... Шесть сравнительно небольших цилиндров-экостатов вмещают 0,36 кг водорода. Его подачу во впускной коллектор регулирует электронный блок, управляющий электромагнитным клапаном и форсункой. В общем, конструкция, разработанная в упомянутом ЦНИИ чермета, ООО "БЭСТ" и изготовленная с помощью заводов "Электросталь" и "МиГ", отлично прижилась сначала на "Самаре", а чуть позже - на четырех "газелях".

Остается лишь добавить, что российский "водородомобиль" своим ходом доехал до федерального ядерного центра в Сарове, где стал гвоздем международной конференции, посвященной использованию водорода в качестве топлива будущего. Причем весьма близкого: в планах Александра Ивановича - водородный электромобиль на топливных элементах, способный проехать на трех килограммах Н2 до 300 километров!

Александр Захаров перед своей "девяткой".

Вот они - шесть металлогидридных накопителей.

Под капотом - все привычно, добавились лишь клапан и форсунка.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.02.2001
Поделиться: