Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Прошу объяснить

ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ
Полная версия

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ФАКУЛЬТАТИВ

/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ

Мой первый автомобиль - VAZ 2106, выпуска 1999 г., с пробегом на сегодня около 15 тыс. км. Машиной я вполне доволен, но, по-моему, великоват расход топлива, в городе он бывает даже больше 10 л/100 км. Как его уменьшить?

Когда вопрос ставят вот с такой категоричностью, любой специалист попадает в сложную ситуацию, ибо это говорит о недооценке сложности самой проблемы.

Прежде всего вам стоило бы сравнить "экономику" вашего автомобиля с показателями хотя бы двух-трех других точно таких же машин в сходных условиях эксплуатации. Затем сопоставить эти цифры с официальными показателями контрольного расхода, приведенными в руководстве по обслуживанию. (Скорее всего окажется, что приведенные вами цифры ничуть не больше!) При этом учтите, что реальная езда в городе, мягко говоря, имеет немного общего с так называемым испытанием "по городскому циклу". В частности, если вы попали в уличную пробку, то все то время, пока вы стоите на одном месте, измерять расход на километр пути бессмысленно, он, попросту говоря, бесконечен! На деле это означает, что в неудачный для себя день городской водитель может сжечь немало дополнительного горючего - и на сей счет нормы не придумано (не путать с "нормами", по которым расход подсчитывает бухгалтер предприятия!).

Что касается расхода "на трассе" (то есть на водительском жаргоне - на загородных шоссе), то даже здесь не все просто. Если ваш VAZ 2106 оснастить специальным прибором - расходомером и найти такую дорогу, где можно было хотя бы один-два километра поддерживать заданную скорость (например 90 км/ч, 100 км/ч и т. д.), то его показания могут неплохо согласоваться с цифрами из руководства по обслуживанию, особенно если вы не забудете учесть важные "мелочи": во-первых, предварительно "протарировать" спидометр - хотя бы по секундомеру и километровым столбам, во-вторых, проехать контрольный участок несколько раз - и в обоих направлениях, чтобы свести к минимуму ошибки из-за ветра и уклона дороги.

Если же расход оценивают как некий средний, после пробега с разными скоростями значительного пути (100-200 км и более), то здесь те или иные заблуждения неизбежны. Допустим, половину пути вы ехали со скоростью 60 км/ч, а другую - строго 100 км/ч. Средняя скорость равна 80 км/ч? Не торопитесь. Это типичная ошибка.

Посчитайте, как положено, через затраченное время. И вы получите 75 км/ч! Но и это еще не все. Средний расход окажется существенно выше, чем замеренный строго при 75 км/ч, - скажется нелинейный характер зависимости расхода от скорости, он поднимается тем круче, чем быстрее идет машина.

Итак, если ваш автомобиль исправен и его топливная экономичность не хуже, чем у других таких же, то несколько сэкономить бензин можно лишь одним способом - это сдержанная, разумная манера вождения, исключающая неоправданные разгоны, торможения, излишне высокую скорость. Здесь опять-таки сказывается нелинейность характеристик (см. ЗР, 1998, № 9): при невысоких скоростях движения различие в экономичности, например, VAZ 2106 и VAZ 2110 сравнительно невелико, так как вначале все характеристики поднимаются полого. Но при высоких скоростях сильнее влияют недостатки в аэродинамике 2106 - и кривые поднимаются очень круто. В результате "классика", нахлестываемая водителем, может оказаться намного прожорливее, чем более современная машина.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.02.2002
Поделиться: