Четвертая сила
СПОРТ
/ФОРМУЛА 1
ЧЕТВЕРТАЯ СИЛА
ВПЕРВЫЕ ЗА МНОГИЕ ГОДЫ В ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПОЯВИЛАСЬ КОМАНДА, СПОСОБНАЯ НАРУШИТЬ ФИНАНСОВУЮ ГЕГЕМОНИЮ ДАВНИХ ЛИДЕРОВ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ
ФОТО / ФОТОБАНК-ALLSPORT
В автогонках, как, впрочем, и во многих других соревнованиях, действует правило - "побеждает большой бюджет". Самой богатой командой формулы 1 в минувшее десятилетие была "Феррари", так что ее триумф в последнее время более чем закономерен. Не первый год в формуле на высоте одна и та же тройка "финансовых лидеров" - кроме "Феррари", в нее входят "Мак-Ларен" и "Вильямс". Разумеется, бывают и у них спады, кризисы - от этого никто не застрахован. Но не провалы. Команды же победнее не только не спорят за титул, но даже на призовые места в Гран-при претендуют робко. Типичный пример - "Заубер". Середнячок со скромными средствами хоть и поднялся на итоговое четвертое место, но сделал это как-то "тихо", без громких успехов.
Так что, строя прогнозы на будущий чемпионат, будем плясать от печки, то есть от финансов: кто может больше вложить в исследования и разработки, у кого мощнее производственная база и инженерный штат, тот и построит самый быстрый автомобиль. Цифры своих бюджетов на сезон-2002 никто не публикует, но ни "Феррари", ни "Мак-Ларен" с "Вильямсом" не скрывают, что дела у них идут хорошо. И все-таки может статься, что это последний год господства Большой тройки. На арену вышел четвертый "денежный мешок" - "Тойота".
Сколько планирует потратить новая команда в чемпионате, никто точно не знает. "Говорят, у нее самые большие возможности, - делится соображениями один из боссов "Мак-Ларена" Норберт Хауг. - Конечно, это для нее первый сезон, когда приходится вкладывать прежде всего в развитие, на перспективу, а не в конкретные улучшения. Но я думаю, Густав Брюннер хороший конструктор и может построить приличную машину "с листа". Очень вероятно, что "Тойота" удивит всех нас в этом году". Ему вторит Герхард Бергер из "Вильямса": "Они прикидываются скромнягами. Но мы-то знаем, что это большая, обеспеченная и отлично организованная команда".
Готовясь к приходу в формулу 1, "Тойота" несколько лет назад полностью свернула свою раллийную программу, находясь, кстати, в ранге чемпиона мира. Шеф той чемпионской команды Уве Андерссон возглавляет теперь команду формульную. "У нас нет наполеоновских планов, - заявляет он. - Мы даже и не думаем о победах в гонках в предстоящем сезоне. Первостепенная задача - создать боеспособный коллектив".
В самом деле, задумай "Тойота" победить мир, уж наверное она пригласила бы других гонщиков. Немало поездивший в формуле 1 Мика Сало звезд с неба никогда не хватал, а Алан Мак-Ниш мало что дебютант, так еще и "престарелый". Правда, 32-летний британец некогда был тест-пилотом "Мак-Ларена" и "Бенеттона", но затем его карьера ушла в сторону "кузовных" гонок на "Порше". Вместе с тем японская команда развернула доселе невиданную в формуле 1 программу подготовки молодых пилотов.
"Это не просто поддержка способной молодежи, а именно школа повышения мастерства, - говорит руководитель программы Анье Паскуали. - Найти талант - это далеко не все. Наши курсанты пройдут физподготовку, психологический тренинг, выучат языки, научатся общению с прессой и будут участвовать в тестах команды". В поле зрения "Тойоты" попали 20-летний австралиец Райан Бриско, 17-летние француз Франк Перера и швед Алекс Строкенфельд. Похоже, японцы, которым прошлым летом не удалось купить "готовенького" Михаэля Шумахера, решили вырастить своего собственного!
Но пока что у признанных лидеров есть немного времени для выяснения отношений без участия четвертой силы. В лучшем положении, конечно же, "Феррари". Итальянцы пошли самым разумным путем - от добра добра не ищут. Никаких радикальных изменений: те же пилоты, тот же конструкторский штат, даже автомобиль и мотор не новые, а "дальнейшее развитие" предыдущей, чемпионской модели. В строю останется самый сильный тандем последнего десятилетия: гонщик-компьютер Шумахер и конструктор-стратег Росс Браун.
"Мак-Ларен" озабочен прежде всего выходом из условного кризиса. Условного потому, что никаких предпосылок для "попадания" в него не было. Просто, что называется, "не пошло". Тем не менее, призван новый пилот Кими Райкконен. Его все чаще именуют "новым Сенной", признавая таким образом, наряду с выдающимися водительскими качествами, некую высокую одухотворенность. Но большим гоночным опытом Кими не обладает, и скорее всего, для "Мак-Ларена" он - оружие будущего. Команда сменила поставщика шин - "Бриджстоун" на "Мишлен" и нажимает на "Илмор" - изготовителя моторов "Мерседес-Бенц". Двигатель 2001 года был неплох, но заметно уступал "Феррари" и БМВ в мощности.
А у "Вильямса" наблюдается мощный психологический подъем. Команда всерьез поверила, что в 2002-м может выиграть титул. Всеми признано, что у нее превосходная пара пилотов и к тому же ожидается лучший мотор. Но в бочке меда иной раз не без ложки дегтя, а у "Вильямса" их целых две. Первая - это отношения между пилотами. Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтоя если еще и не враждуют в открытую, то уж точно не окажут друг другу содействия на трассе. О чем оба и заявили. "Я так понимаю свою миссию в команде и в автоспорте вообще - выигрывать как можно чаще, - считает Монтоя. - По-моему, это наилучший способ блюсти командные интересы. Не могу пообещать, что пропущу Ральфа на трассе, если того потребует какая-то тактика или стратегия". Вторая неприятность, постигшая "Вильямс" в межсезонье, - уход из команды (в BAR) ведущего специалиста по аэродинамике Джеффри Уиллиса.
Сможет ли кто-нибудь вмешаться в спор Большой тройки в этом сезоне? Исходя из тех же бюджетных соображений, самой серьезной фигурой здесь можно считать экс-"Бенеттон", ставший отныне официальной заводской командой "Рено". По слухам, к сезону-2002 "Рено" готовит революционный двигатель - без привычного распредвала (!) с электронной системой соленоидов вместо классической механической системы газораспределения. Команда сперва опровергла эти слухи, но потом должна была признать, что в целом они верны. Кроме того, у "Рено" пара сильных, молодых, амбициозных пилотов - Ярло Трулли и Дженсон Баттен и чемпионские традиции.
В 90-х годах прошлого века за титул неизменно сражались только две команды. Сначала "Вильямс" и "Мак-Ларен", потом "Вильямс" и "Бенеттон", затем "Мак-Ларен" и "Феррари". И вот, наконец, эта традиция ближайшим летом может нарушиться. Тем интереснее ожидания.
Главные преимущества "Феррари" в сезоне-2002: психология победителя, высокая надежность техники и "ненасытный" на победы Михаэль Шумахер.
Козыри "Вильямса": реальный шанс стать победителем, лучший мотор и сильнейшая пара пилотов.
Сегодняшняя "Тойота" может похвастаться только самой мощной финансовой базой. Но что будет завтра?
Достоинства "Мак-Ларена": жажда преодоления кризиса, лучшее шасси, традиционно сильный менеджмент.