Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Спецтест: локальное потепление

Властно заявившая о своих полномочиях русская зима с ее трескучими морозами заставила вспомнить о таком аспекте эксплуатации автомобилей, как обогрев салона. Мы решили посмотреть, насколько «тепло» встречают нас в лютую стужу разные машины, отличающиеся типами и объемами силовых агрегатов.
Полная версия

Автомобильный мир меняется на наших глазах, на смену обычным силовым агрегатам все чаще приходят гибридные установки, а старые добрые бензиновые «атмосферники» уступают дорогу наддувным моторам относительно скромного объема. В Европе двигатели, потребляющие солярку, уже давно уверенно теснят «поедателей» ­бензина, да и в нашей стране они все увереннее торят себе путь. А как все эти разнообразные агрегаты проявляют себя в холода, то есть обеспечивают теплом нас любимых?

Разношерстная компания

Для эксперимента мы взяли пять хэтчбеков гольф-класса. Итак, в нашем распоряжении: Opel Astra с 1,4-литровым бензиновым турбомотором мощностью 140 л.с., Volkswagen Golf с 2-литровым турбодизелем мощностью 110 л.с., Mazda3 с 1,6-литровым бензиновым атмосферным двигателем мощностью 105 л.с., гибридная Toyota Prius, в состав силовой установки которой входит бензиновый «атмосферник» объемом 1,8 л и мощностью 99 л.с., а также Renault Megane с безнаддувным бензиновым агрегатом объемом 2 л и отдачей в 138 л.с.

Конечно, надо оговориться, что фактически мы имеем возможность сравнить не сами двигатели, а комплекс из мотора, системы охлаждения и системы отопления и вентиляции. Суммарная эффективность этого комплекса зависит от большого количества парамет­ров – таких, как эффективность теплообмена в контурах рубашки охлаждения мотора и радиатора отопителя, настройки термостата, общая теплоемкость системы охлаждения, производительность вентилятора климатической установки и т.п. Однако основной вклад в отопительные способности всего комплекса вносит все-таки двигатель.

 

До комнатной температуры

Методику сравнения мы выбрали элементарную. В простоявших всю ночь на морозе автомобилях запускается двигатель, температура и скорость вентилятора в климатической системе выставляются на максимум, а весь поток воздуха направляется в ноги. После этого производим замер температуры воздуха в зоне ног и смотрим, за сколько времени она поднимется до вполне «обитаемых» +20ºС. Если этого не происходит в течение получаса, останавливаем секундомер и фиксируем полученный результат температуры воздуха. Такая совершенно невыгодная с точки зрения скорейшего прогрева салона стратегия была выбрана нами намеренно – чтобы разница между машинами проявилась как можно более рельефно.

Тепло идет по проводам

Кстати, способности наших сегодняшних подопечных устанавливать в салоне «теплую дружественную атмосферу» не ограничиваются лишь работой «печки». Все машины оснащены электрообогревом сидений, и его мы тоже подвергли пристальному изучению с помощью тепловизионной камеры.

Opel Astra

Самому маленькому по объему мотору в нашем сегодняшнем тесте понадобилось 27 минут 30 секунд, чтобы довести температуру подаваемого в салон воздуха до искомых комнатных 20ºС. Эффективность электрообогрева сидений в Astra на невысоком уровне. На термограмме хорошо видно, что нагревательные элементы расположены под обивкой кресел весьма разреженно. Зато Opel оказался единственным в пятерке оснащенным обогревом руля!

VW Golf

Ожидаемый аутсайдер нашего термотеста – дизель с результатом 6ºС через полчаса после запуска. И виной тому его высокая энергоэффективность, как бы парадоксально это ни звучало. Энергия сгоревшего топлива преобразуется дизелем в механическую столь результативно, что излишков тепла почти не остается. Покупателям дизельных машин можно посоветовать оснащать их дополнительными обогревателями (электрическими или топливными), которые зачастую присутствуют в списке опций. А вот по части электрообогрева сидений Golf самый лучший – поджаривает быстро, а нагревательные элементы размещены равномерно по площади подушки и спинки.

Mazda3

Популярная в нашей стране «матрешка» практически повторила показатели Opel Astra: на нагрев воздуха в ногах водителя до температуры в 20ºС ушло 28 минут 26 секунд. В принципе, результат 1,6-литрового атмосферного агрегата можно использовать как некую «точку отсчета», ведь именно такие моторы наиболее распространены у нас в этом классе, и многие хорошо себе представляют их отопительные таланты. Обогрев сидений в Mazda3 оставил приятное впечатление: у него высокая плотность размещения нагревательных элементов, бесступенчатая регулировка интенсивности работы и довольно высокая скорость «прожарки филейных частей».

Toyota Prius

«Прохладное» отношение гибридов к обитателям салона подтвердилось на практике: за 30 минут температура воздуха в нижней части салона выросла лишь до 14ºС. Виноват в этом алгоритм работы гибридной установки. На протяжении всего получаса бензиновый мотор периодически отключался (по мере зарядки батареи) и запускался вновь, едва запас энергии в аккумуляторе становился ниже определенного уровня. Кстати, в пробках двигатель также отключается при первой же возможности. Электронагревательные элементы в Toyota Prius довольно быстро отогревают сиденья, но расположены они неравномерно и не самым оптимальным образом.

Renault Megane

Наш «француз» оказался теплолюбивым в самом положительном смысле – ему быстрее всех удалось поднять температуру до требуемых 20ºС. Самому «объемистому» 2-литровому двигателю для этого понадобилось 16 минут 43 секунды. В сущности, именно подобный расклад мы и прогнозировали, когда затевали соревнования на скорость прогрева салонов. Что до «электроотопления» сидений, то его скорость работы и эффективность оказались средними из-за не слишком «плотного» расположения термоэлементов. К тому же обогрев сидений одноступенчатый, и регулировать его интенсивность, как на других машинах, невозможно.

Тепловидение

Тепловизор – это прибор, регистрирующий излучение в инфракрасном диапазоне. Другими словами, он «видит» тепло и различает объекты с разной температурой. Воспринимаемое тепловизионной матрицей, но невидимое человеческим глазом ИК-излучение преобразуется прибором в видео­сигнал, наглядно демонстрирующий на дисплее разницу температур. Термография (исследование с помощью тепловизоров) находит применение в самых разных областях – например таких, как медицина, строительство, энергетика, промышленность (в т.ч. автомобилестроение), реставрация предметов искусства, охота, пожаротушение и других. Использованный нами тепловизор Flir T640 – топовый при­бор профессиональной се­рии. Он отличается высоким разрешением тепловизионной матрицы и максимальным набором функций, имеет сенсорный экран и возможности беспроводного подключения для передачи информации.

Вердикт

Александр Столяров, редактор:

– Распределение мест в нашем «отопительном» рейтинге оказалось логичным и вполне предсказуемым. На последнем месте автомобиль с дизелем, который отличается наиболее высоким КПД. За экономичность приходится платить: современные дизели прогреть зимой до рабочей температуры можно фактически только на ходу. О сложностях с зимней эксплуатацией гибридных автомобилей также хорошо известно, и четвертое место Prius вполне закономерно. Разница между бронзовым и серебряным призерами оказалась минимальной, а их результат говорит о высокой эффективности современных бензиновых моторов. Ну а победителем стал автомобиль с самым «объемистым» и архаичным по конструкции агрегатом.

Редакция благодарит компанию «Пергам» – дистрибьютора фирмы Flir за помощь в подготовке статьи.

Подпишитесь на «За рулем» в

Садков Георгий
22.02.2012
Фото: Садков Георгий
Поделиться: