Как спалить автомобиль?
НАБОР ПЛАВКИХ ВСТАВОК
Багажники, доверху забитые запчастями, медленно уходят в прошлое - пожелаем им остаться там навсегда. Но не купить показанный на фото 1 набор плавких вставок было нельзя - десяток предохранителей и всего-то за пять "рэ"! Правда, на современную машину с ее штекерными предохранителями такое не сгодится, но для стареньких "Жигулей" - очень даже подойдет.
Наименование изделия - "Плавкие вставки. 16А - 3 шт. 8А - 7 шт." И неприметная такая надпись сбоку - "сувенир"...
СУВЕНИР (франц. souvenir - букв. воспоминание, память) - художественное изделие, какой-либо предмет как память о посещении страны, города и т. д., а также о ком-либо (Большой Энциклопедический Словарь).
То, что вместо предохранителей мы купили некий ремкомплект, дошло не сразу. Действительно, предохранитель цилиндрического типа - это не только плавкая вставка, но еще и корпус-держатель, поэтому для замены сгоревшего на работе "коллеги" потребуется позаимствовать у него "скелет". Причем желательно, чтобы последний оказался фарфоровым - пластик частенько не выдерживает перегрева и тает, как снеговик на солнышке.
Да, чинить сгоревшие предохранители в XXI веке - занятие достойное! Впрочем, может быть, мы просто не поняли юмора - ведь это же сувенир... Звоним изготовителям, благо, телефон указан прямо на упаковке.
- Нет, вы ошиблись! - уверенно заявила трубка. - Плавкие вставки действительно делаем мы - ООО "Платон", но никакого слова "сувенир" там нет!
Подделка? Да нет, ерунда - при чем тут подделка? Однако через мгновение все проясняется.
- Ой, и впрямь, - доносится из трубки. - А я этой надписи и не видела...
Задаем наивный вопрос - а пользоваться-то этим можно?
- Да можно, конечно же! - обижается трубка. - У нас их хорошо берут - никто не жалуется.
Что ж, отсутствие жалоб радует. И все-таки для каких автомобилей предназначены такие плавкие вставки - для настоящих или для сувенирных? Вот и проверим - в этом нам помогут эксперты испытательного центра "Эталон" НИИАЭ.
От цилиндрического предохранителя требуется немного - он обязан сгорать в течение 10 с при утроенном значении номинального тока. Кроме того, падение напряжения при протекании номинального тока должно составлять не более 80 мВ. Подходящий "скелет"... извините, корпус-держатель, эксперты нашли в своих закромах. Испытывали по три вставки каждого номинала - начали с измерения падения напряжения. Результаты - в табл. 1.
Что ж, в эти требования уложились с большим запасом, только вот хорошо ли это? Ведь слишком низкое падение напряжения говорит о малом сопротивлении вставки - сможет ли она при этом вовремя сгореть? Даем тройной ток.
Начинаем с 8-амперных вставок. Проходит 30 с - не горят... Минута, две, три - норма уже превышена в 18 раз! С итоговой оценкой все ясно, но наше любопытство не удовлетворено и ток поднимаем до 35 А. Предохранители поочередно накаляются докрасна, шипят, но не сдаются... Только через 65 с раздается первый "пшик" - "чемпион" же продержался все 100!
Пробуем вставки на 16 А. Тройной ток величиной 48 А никаких эмоций у них не вызвал, но это уже не удивило; 55 А также остались "незамеченными". И только запредельные 70 А (!) привели к тому, что раскаленные красные полоски все-таки сдались. Результаты - в табл. 2 и на фото 2, а вывод экспертов, зафиксированный протоколом: для эксплуатации непригодны. Оно и понятно - при первой же неисправности электрооборудования у нас сгорит не предохранитель, а машина!
В известном фильме герой жаловался на свою бывшую жену, которая от жадности забрала с собой даже кубики льда из холодильника. Не хочется обвинять в жадности тех, кто обзавелся питерским "сувениром", но тем, кто имел неосторожность уже поставить его на автомобиль, остается только посоветовать немедленно купить набор нормальных предохранителей. В противном случае воспоминания о Санкт-Петербурге могут сохраниться разве что в виде обугленных остатков автомобиля...