Toyota Land Cruiser: с высоты бархана
Косметика для босса
Полуостров Мангышлак (Мангистау - в современном Казахстане) отличается разнообразием грунтовых покрытий – от бесконечного степного ковра, усеянного колючками, до песчаных барханов, каменистых троп в ущельях и глубоких каньонов в меловых горах. И, конечно же, про насквозь дырявый асфальт времен Горбачева не забывайте. Выбор на любой вкус. Именно поэтому компания Toyota решила провести официальную презентацию машины в этом месте.
Пыльный грейдер перебегает энергичная свежая колея. Здесь кто-то пролетел на большой скорости, веером ушел в занос и вспорол колесами две траншеи, выбираясь из сыпучей ловушки. Это местные. Они, кстати, большие поклонники «Крузаков», которые в подозрительно огромном количестве навезли в Казахстан из Арабских Эмиратов. Видимо, поэтому рестайлинговые машины не вызывают у них особого интереса. Разве только бросаются в глаза подмосковные номера и то, что мы сбились в колонну.
Да и мне с первого взгляда разница не очевидна. Куда смотреть? Прежде всего, на модные светодиоды в головных и задних фарах и повторителях поворотников в боковых зеркалах. Ручки дверей и боковые молдинги засеребрились хромовым отблеском. Фальшь-решетка радиатора стала крупнее, изменилась форма противотуманок, а базовые 18-дюймовые диски обрели новый рисунок. Вот, собственно, и все, что снаружи.
По части железа доработки коснулись бензинового мотора. Агрегат был немного уменьшен в объеме, усовершенствован и получил 6-диапазонную автоматическую трансмиссию. Связка бензиновый двигатель плюс «автомат» была опробована на Lexus GX, а затем слегка доработана и импортирована на LC 200, поскольку машины довольно близкие по конструкции.
Сила предыдущего бензинового мотора 4.7 до рестайлинга составляет 288 л.с., 445 Нм, а с установкой «восьмерки» объемом 4,6 литра она увеличилась до 309 л.с., 439 Нм. Немного изменилась «кривая момента» в сторону уверенного подхвата на низких оборотах. Для Европы бензиновая «восьмерка» омологирована под Евро-5, но поскольку в России таких требований нет, то у нас атмосферник менее «придушен» и соответствует экологическому классу Евро-4.
Основной боевой инструментарий остался прежним: постоянный полный привод, межосевой дифференциал Torsen с тяговым приоритетом на заднюю ось, неразрезной задний мост, демультипликатор, электронная имитация заднего межколесного дифференциала. Однако и здесь без корректировок не обошлось. Систему кинетической стабилизации (KDSS) перенастроили для того, чтобы увеличить ходы подвески на бездорожье и уменьшить крены.
Немного изменился алгоритм работы фирменной системы Crawl Control (теперь доступна и для дизельной модификации), которая заведует распределением тяги и работой ESP вне асфальта. Движение с внедорожным «круиз-контролем» подразумевает пять динамических режимов вместо трех в предыдущей версии.
Да, чуть не забыл, в Crawl Control «зашили» новую функцию, помогающую резко повернуть на бездорожье. Суть функции простая: на небольшой скорости внутреннее заднее колесо подтормаживается, помогая машине, словно по циркулю, описать крутой поворот. Сразу скажу, что на деле результат не такой впечатляющий. Зажатое колесо должно упираться в твердый грунт, иначе хромающий на одну «ногу» внедорожник все равно пойдет по обычному для себя радиусу.
Лопата вам поможет
Благодаря «двухсотому» в моем лексиконе появилось новое слово – побарханить. Как нетрудно догадаться, оно означает примерно следующее: покататься с ветерком по барханам. Правда, словообразовательное вдохновение пришло не сразу. Завидев коллег, радостно устремившихся в песчаные горки, я совершенно забыл выбрать надлежащий режим движения. Как, впрочем, запамятовал отключить боковые «подушки-шторки», которые при запредельном крене могут хорошо приложиться к щеке. Но до этого не дошло. Уже на середине горы бензиновый мотор вдруг стал неестественно давиться, ABS застрекотала, предупреждая пробуксовку колес.
Оказалось, введенная в заблуждение система специально подтормаживала и машину и мотор, считая, что движение идет по камням… Самостоятельно выкопаться из песчаной ловушки очень сложно, потому что на место убранного песка сразу же осыпается новый. Нас спасла машина сопровождения – пикап Hilux с полуспущенными колесами. Во внедорожном режиме «песок/грязь» электроника больше уже не гасила инерцию автомобиля, и езда по зыбкой поверхности стала намного проще. Однако, по ощущениям, стоило нам остановиться на рыхлом песке – и опять бы понадобился пикап.
Поскольку речь зашла о самой любимой части офф-роуда, вернусь к тому, с чего начал это повествование. В какой-то момент наша дорога проходила через вади - высохшее русло ручья. Остановка на мокром, но с виду безобидном дерне вдруг обернулась ловушкой. Колеса ушли в букс, а глина залепила ламели. Land Cruiser копал под собой, стремительно сокращая клиренс, пока совсем не лег на грунт. Ни одна из зубастых примочек не смогла вызволить автомобиль. Для себя я сделал простой вывод: не стоит доверять поверхности, тем более в степи. Только что-нибудь гусеничное смогло бы самостоятельно выбраться оттуда.
Павшая земля
Среди разнообразных ландшафтов западного Казахстана преобладают степи. На участке примерно со 100 футбольных полей разом на 150 метров осели горы, подмытые Каспием. Картина эпическая. Наверное, именно так должен выглядеть след от падения гигантского метеорита. Так вот спуск к подножию провала довольно крутой и узкий. Те, кто считал камеры и датчик положения передних колес пустой опцией, мгновенно переменили свое мнение. И это неудивительно, когда с одной стороны глубокий обрыв, а с другой – скользкий валун, который может легко скорректировать машину в бездну.
Вернувшись на равнину, мы смогли увеличить скорость. По степи Land Cruiser бежит как местные коренастые лошадки, не пугаясь дороги. Высокая колея остается под днищем, ухабы и неровности вызывают лишь мягкие кивки корпуса. Для того чтобы пробить подвеску внедорожника, нужно совершить что-то суицидальное типа краш-теста. У нас, разумеется, таких планов не было.
При повороте с распущенной блокировкой «Крузак» с небольшим запозданием и неохотно пускается в занос. С запертым «центром» автомобиль вполне ожидаемо демонстрирует более заднеприводный характер управляемости: занос развивается стремительнее. На казахстанском асфальте с глубокими лунками машина не шелохнется. Хотя с ростом скорости уверенность за безопасное прохождение поворота пропадает. Требует навыка грузовая рулежка с большим углом поворота «баранки» для простого маневра.
Машина с бензиновым двигателем более резвая, если так можно выразиться. И даже не потому, что у нее меньше паспортных секунд. Просто управление тягой мотора более прозрачное. И на бездорожье, в отличие от «дизеля», вся мощь движка не обваливается лавиной после 1500 тысяч об/мин, а более-менее ровно распределяется вдоль всего диапазона передачи. Расход на «сотню» на трассе получился такой: 19 л бензина и 17 солярки.
Трансмиссия честная – держит выбранную передачу до упора, поэтому при обгоне лучше не отпускать рычаг коробки. Отсутствие подрулевых лепестков выглядит недоразумением. Ведь есть же они у Lexus LX. В Toyota обещают это замечание взять на карандаш и довести до японского офиса.
В продажу обновленный Toyota Land Cruiser поступит с 3 апреля. На выбор всего две комплектации: с дизельным мотором по цене 3,27 млн рублей и с бензиновым агрегатом – за 3, 294 млн рублей.
Модель Toyota Land Cruiser
Дизель
Бензин
4950
1970
1950
2850
1640
1635
930
1170
225
2715
1640
1200
1720
1670
93
Дизель
Бензин
2585
2585
3350
3350
1550
1450
1800
1900
750
750
3500
3500
Дизель
Бензин
1VD-FTV
1UR-FE
4461
4608
4 клапана на цилиндр (32); DOHC цепной привод с системой непосредственного впрыска под давлением COMMON RAIL и интеркулером
4 клапана на цилиндр (32); DOHC цепной привод с двойной электронной системой изменения фаз газораспределения VVT-i
дизельное топливо с октановым числом не менее 48
бензин с октановым числом не менее 95
8, V-образное
8, V-образное
86,0 x 96,0
94,0 x 83,0
16,8:1
10,2:1
235 при 3200
309 при 5500
173 при 3200
227 при 5500
615 при 1800-2200
439 при 3400
Постоянный полный привод
Постоянный полный привод
автоматическая КП
автоматическая КП
6
6
3,333
3,333
1,960
1,960
1,353
1,353
1,000
1,000
0,728
0,728
0,588
0,588
3,061
3,061
3,909/ 3,909
3,909/ 3,909
независимая, пружинная, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости и гидравлическими телескопическими амортизаторами
зависимая, пружинная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
дисковые, вентилируемые
дисковые, вентилируемые
ABS (антиблокировочная система тормозов)
EBD (электронная система распределения тормозных усилий)
BAS (усилитель экстренного торможения)
KDSS (система стабилизации кузова)
блокировка межосевого дифференциала
A-TRC (активная антипробуксовочная система)
VSC (система курсовой устойчивости)
Crawl Control (система помощи при езде по бездорожью)
HAC (система помощи при подъеме по склону)
DAС (система помощи при спуске по склону)
285/60 R18
стандарт
рулевой механизм типа “шестерня-рейка”, рулевой привод с гидроусилителем
16,7
3,1
5,9
Дизель
Бензин
210
205
8,9
8,6
-
-
-
-
10,3
13,6
Евро IV
Евро IV
-
-
-
-
273
313