Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Первый квартал: продажи на уровне естественной динамики

О несколько изменившихся тенденциях в покупательских предпочтениях говорит статистика российского авторынка за первый квартал 2012 года: темпы продаж новых авто вдвое меньшие, чем за те же три месяца год назад. Но чтобы полнее оценить настроения покупателей, надо оценить и такие данные: заметно больше народ стал покупать подержанных машин. Не опасается ли второй волны кризиса, а потому стал экономить?
Полная версия

Отняли стимул

Спрос на бюджетные ВАЗы — один из показателей финансовой уверенности самой массовой группы покупателей. Не только для автомобильного, но и в целом для покупательского рынка страны. А спрос такой: после прошлогоднего взлетающего вектора продаж новых тольяттинских машин нынешний график показывает 15-процентное снижение.

Однако сравним не только цифры нынешние и прошлогодние, но и условия. В начале 2011 года еще работал серьезный стимул — госпрограмма утилизации старых легковушек. 80% автомобилей, приобретенных с утилизационной премией, — вазовские. Сейчас стимул отменен, и ВАЗ не в силах конкурировать со своим же показателем годичной давности.

Но о его нынешних продажах нельзя говорить «провалились» — они вышли на уровень естественной  динамики. Правда, по оценкам специалистов, до прошлогоднего показателя предприятие дотянется только в конце года.

Игра на повышение

Почему довольно резко, на 21%, подскочил оборот подержанных машин? Причем в более чем трети случаев (34,5%) объектом купли-продажи служили опять-таки ВАЗы?

— Этот сектор рынка живет по своим законам, — прокомментировал ситуацию для читателей «За рулем.РФ» руководитель агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Примем во внимание, что в стране за все годы выпуска продано 13 млн «Жигулей» и «Лад», они составляют порядка 40% общего автопарка РФ. Эти машины-долгожители переходят из рук в руки по 3-4 раза. То есть и сейчас они остаются самым ходовым товаром на вторичном рынке: «семерок» перепродано 45,4 тыс. единиц, Lada-2110 —43 тыс. Отсюда показатель их доли во вторичных продажах.

Лидеры в секторе неновых иномарок: Toyota Corolla — 26,4 тыс., Ford Focus — 22,6 тыс., Volkswagen Passat — 15,2 тыс.

Состояние насыщенности

В том, что на авторынке страны нет признаков обрушения, вроде бы, убеждает статистика Ассоциации европейского бизнеса: суммарный объем продаж легковых машин и легкого коммерческого транспорта в январе-марте 2012 года увеличился на 19% - до 614,3 тыс. единиц. Но надо вспомнить, что в минувшем году за тот же период рост продаж составил около 40% — вдвое больше, чем сейчас.

— Сравнивать давайте иначе, — предложил Сергей Целиков. — На авторынке Германии, самом стабильном из европейских, положительную динамику порядка 5% (максимум 10%) считают нормальной. Эти цифры и примем за точку отсчета. В сравнении с ними достигнутый у нас показатель — очень хороший. Другое дело, российский рынок приближается к состоянию насыщенности, и динамика роста продаж неизбежно будет падать.

— Когда, по вашим прогнозам, наступит насыщение?

— Полагаю, этим летом, и тогда прирост продаж вряд ли будет больше нескольких процентов.

— Надо ли ждать, что рост градуса конкуренции станет причиной снижения цен?

— Повсеместно — нет. Все зависит от стратегических планов компаний. Mercedes никогда не начнут продавать по цене «Жигулей», а BMW и Audi не выйдут из премиальной ниши. Но если те же корейские компании, Nissan и некоторые другие продолжат агрессивное завоевание определенной доли нашего рынка, они вынуждены будут проводить опционные или широкомасштабные акции и, скорее всего, делать ценовые подвижки. Их конкурентам придется дать адекватный ответ.

Подпишитесь на «За рулем» в

03.05.2012
Поделиться: