Первый квартал: продажи на уровне естественной динамики
Отняли стимул
Спрос на бюджетные ВАЗы — один из показателей финансовой уверенности самой массовой группы покупателей. Не только для автомобильного, но и в целом для покупательского рынка страны. А спрос такой: после прошлогоднего взлетающего вектора продаж новых тольяттинских машин нынешний график показывает 15-процентное снижение.
Однако сравним не только цифры нынешние и прошлогодние, но и условия. В начале 2011 года еще работал серьезный стимул — госпрограмма утилизации старых легковушек. 80% автомобилей, приобретенных с утилизационной премией, — вазовские. Сейчас стимул отменен, и ВАЗ не в силах конкурировать со своим же показателем годичной давности.
Но о его нынешних продажах нельзя говорить «провалились» — они вышли на уровень естественной динамики. Правда, по оценкам специалистов, до прошлогоднего показателя предприятие дотянется только в конце года.
Игра на повышение
Почему довольно резко, на 21%, подскочил оборот подержанных машин? Причем в более чем трети случаев (34,5%) объектом купли-продажи служили опять-таки ВАЗы?
— Этот сектор рынка живет по своим законам, — прокомментировал ситуацию для читателей «За рулем.РФ» руководитель агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Примем во внимание, что в стране за все годы выпуска продано 13 млн «Жигулей» и «Лад», они составляют порядка 40% общего автопарка РФ. Эти машины-долгожители переходят из рук в руки по 3-4 раза. То есть и сейчас они остаются самым ходовым товаром на вторичном рынке: «семерок» перепродано 45,4 тыс. единиц, Lada-2110 —43 тыс. Отсюда показатель их доли во вторичных продажах.
Лидеры в секторе неновых иномарок: Toyota Corolla — 26,4 тыс., Ford Focus — 22,6 тыс., Volkswagen Passat — 15,2 тыс.
Состояние насыщенности
В том, что на авторынке страны нет признаков обрушения, вроде бы, убеждает статистика Ассоциации европейского бизнеса: суммарный объем продаж легковых машин и легкого коммерческого транспорта в январе-марте 2012 года увеличился на 19% - до 614,3 тыс. единиц. Но надо вспомнить, что в минувшем году за тот же период рост продаж составил около 40% — вдвое больше, чем сейчас.
— Сравнивать давайте иначе, — предложил Сергей Целиков. — На авторынке Германии, самом стабильном из европейских, положительную динамику порядка 5% (максимум 10%) считают нормальной. Эти цифры и примем за точку отсчета. В сравнении с ними достигнутый у нас показатель — очень хороший. Другое дело, российский рынок приближается к состоянию насыщенности, и динамика роста продаж неизбежно будет падать.
— Когда, по вашим прогнозам, наступит насыщение?
— Полагаю, этим летом, и тогда прирост продаж вряд ли будет больше нескольких процентов.
— Надо ли ждать, что рост градуса конкуренции станет причиной снижения цен?
— Повсеместно — нет. Все зависит от стратегических планов компаний. Mercedes никогда не начнут продавать по цене «Жигулей», а BMW и Audi не выйдут из премиальной ниши. Но если те же корейские компании, Nissan и некоторые другие продолжат агрессивное завоевание определенной доли нашего рынка, они вынуждены будут проводить опционные или широкомасштабные акции и, скорее всего, делать ценовые подвижки. Их конкурентам придется дать адекватный ответ.