Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Рынок в первом квартале: догоняем Германию

Результаты первых трех месяцев всегда удивляют своей непредсказуемостью – слишком мало в них по-настоящему рабочих дней. Да и зима не самое лучшее время для покупки машины. Но первый квартал нынешнего года выдался особенно богатым на сюрпризы.
Полная версия

Сюрприз первый: «Логан» на пару с «Сандеро» в первом квартале 2012 года впервые в истории российского автопрома одержали абсолютную победу, опередив непобедимую доселе «Калину» почти на 3000 проданных автомобилей! Мало того, всего 800 штук осталось до премьерской  «Лады» «Солярису». Совокупные достижения всех 11 традиционных российских моделей с лихвой перекрываются результатом восьмерки лучших иностранных. Замыкает, кстати, эту «восьмерку» потрясающе успешный «Джук», только год назад появившийся в продаже.

Собственно, этот рекордсмен во многом определил и первое место, доставшееся «Ниссану» среди ведущих автомобильных компаний – а ведь год назад он прозябал на пятой строчке. Причем интересно отметить, что впервые так высоко поднялась компания, которая не делала ставок ни на единственную успешную модель, ни на откровенно бюджетные автомобили. Более половины продаж обеспечили кроссоверы – тот же «Джук», «Кашкай» и «Икс-Трейл». Приятно, что стремление единственно к дешевизне у наших соотечественников постепенно вытесняется желанием приобрести что-то более качественное и функциональное. А в ближайшем будущем «Ниссан» имеет все шансы стать недосягаемым – с уже решенным началом сборки на АвтоВАЗе «Альмеры» и предполагаемым возрождением недорогой марки «Датсун».

Наполеоновские планы японской компании грозят не только конкурентам, но и союзнику – «Рено», которому вряд ли понравится такое мощное усиление собрата по концерну. Что предпримут французы, привыкшие к лидирующим позициям в России, сказать трудно. Тем более что с начала года они умудрились потерять три места и занимают только четвертую строчку. Но самые серьезные проблемы грозят «Ладам», ведь именно на их место претендуют «Альмеры» и «Датсуны». Причем не только в сердцах покупателей, но и на конвейере. Собственно, и последняя машина, производство которой началось на АвтоВАЗе, носит тольяттинское имя не совсем честно: «Лада-Ларгус» создана на вполне надежной платформе В0 разработки альянса «Ниссан-Рено». Так что, похоже, закат традиционных отечественных марок уже не за горами.

Это подтверждается и существенными изменениями в структуре рынка. Доля традиционных отечественных марок съежилась за три месяца 2012 года еще на 5% и составляет теперь чуть больше одной пятой его части. Таков третий сюрприз, преподнесенный нам прошедшим кварталом. Впервые с кризисных времен АвтоВАЗ показал отрицательную динамику, сократив производство на 14,9%. Иностранные заводы, наоборот, изо всех сил наращивают производство. Новые соглашения о промсборке уже заключены, «Автотор холдинг» и канадская «Магна» грозятся застроить заводами всю Калининградскую область и выпускать там не только 350 000 автомобилей в год, но и комплектующие. Генеральный директор «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» Мацунага Ёсинори объявил о планах с осени ввести на предприятии вторую смену, расширить производство, а также создать цеха по изготовлению пластиковых деталей и штамповке кузовных деталей в 2014 году. Но быстро среагировать и компенсировать неожиданный и мощный обвал немалого сегмента рынка они, конечно же, не смогли. На помощь вновь пришел прямой импорт, доля которого впервые после кризиса выросла до 32,1%.

Пользуясь благоприятной конъюнктурой вверх рванули китайцы. «Лифан» поднялся с 23-го на 21-е место, «Чери» – с 32-го на 24-е, «Джили» благодаря четырехкратному росту – с 34-го на 29-е. Вместе эти компании продемонстрировали более чем двукратное увеличение продаж, а всего автомобильным маркам, ведущим свою родословную из Поднебесной, удалось реализовать ни много ни мало 14 000 автомобилей – то есть привлечь к себе три четверти из 19 000 клиентов, потерянных «Ладами».

Среди героев, значительно улучшивших свои позиции по сравнению с первым кварталом 2011 года, значатся рестайлинговый «Тигуан», поднявшийся на двадцать позиций, к 11-й строке, «Шевроле-Круз», скакнувший с 16-го на 7-е место, «Поло-седан», бывший 9-м и ставший 5-м, а также «Астра-J», «Спортидж» и «Хёндай-ix35». Хотелось бы упомянуть еще о нескольких игроках, которые редко удостаиваются пристального внимания из-за небольшого объема своих продаж. Среди них «Мини» с ростом на 108,8%, «Грейт-Уолл» – на 130,6%, ЗАЗ – на 182,2% и «Джип» – на 281,3%. В аутсайдерах, продемонстрировавших отрицательную динамику, оказались стоящий на грани банкротства ТагАЗ, «Хайма», ФИАТ со своими вечными неудачами в поиске партнеров, архаичный ДЭУ, а также несколько японцев – «Хонда», «Сузуки» и «Мицубиси». Вероятно, не в пользу последних сыграли вечные проблемы планирования поставок – недооценка потребностей рынка. Странно видеть в этой, далеко не премиальной компании каким-то образом затесавшийся сюда «Лексус». Чем он так прогневил отечественного покупателя, толком не могут объяснить даже руководители компании, хотя настроены они вполне оптимистично и не сомневаются в скором подъеме марки.

Впрочем, с надеждой смотрят в будущее практически все российские резиденты, хотя ушедший квартал оказался не столь оптимистичным – хуже, чем не самые удачные три месяца 2011 года. Падение продаж составило 15% против, скажем, 10% в те же периоды 2010–2011 годов. Однако по сравнению с нашими европейскими соседями мы все равно чувствуем себя очень даже неплохо, хотя погоня за Германией последних полутора лет напоминает древний парадокс Зенона Элейского, который гласит о том, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Ибо за то время, пока быстроногий герой пробегает сто метров, флегматичное животное отползает от него на пару пядей – и так до бесконечности. Тем не менее год назад мы отставали от нашего заклятого друга на треть, теперь – на четверть. Российский автомобильный рынок вырос на 20,1% по сравнению с первым кварталом прошлого года, германский – всего на 1,3%. Нас все еще разделяют почти 200 000 проданных автомобилей. С другой стороны, Франция ослабила свою хватку и отступила на четвертые роли. Зато ожившая Великая Британия подобралась на опасное расстояние – всего 20 000 машин.

 

Автомобильные боссы не стесняются заявлять о своей уверенности в дальнейшем устойчивом росте русского рынка. С таким общим настроем и колоссальным потенциалом, скрытым в его недонасыщенности, Россия непременно докажет вслед за Аристотелем ошибочность парадокса Зенона и все-таки догонит Германию. Это лишь дело времени. Даже вопреки упрямству Ассоциации европейского бизнеса, не пожелавшей по итогам I квартала пересмотреть свои прогнозы относительно России и оставившей ей жалкие 7–8 % годового роста.

Малый класс

Бунт простолюдинов

На трех первых местах, соблюдая прошлогодний порядок, идут те же «Логан»/«Сандеро», «Солярис» и «Рио», временно отступивший из-за рестайлинга. Удивительным стал успех моделей, не запятнанных благородным происхождением – «Шанс» поднялся с 15-го места, а «Джили-МК» – с 20-го. У самой границы зачетной таблицы оказался «Лифан Смайли», а места с 18-го по 20-е занимают питомцы «Чери» – «Вери», «Индис» и «Бонус». Не так плохо, если учесть, что всего в малом классе насчитывается полсотни моделей. «Спарк», отметивший в феврале свой годовой юбилей, как вихрь прорвался сквозь ряды соперников на 15-ю строчку, в то время как его изрядно устаревший предшественник «Матиз» зацепился за 5-е место, но показывает устойчивую отрицательную динамику.

«Гольф»-класс

Третий – первый

Завершив свою карьеру победным аккордом и покрасовавшись на 1-м месте, «Нексия» покинула ряды призовой тройки – и теперь в ее судьбе вряд ли будут взлеты. Законное положение безоговорочного лидера занял «Фокус» –уже в третьем своем воплощении. Всего полгода понадобилось ему, чтобы вернуть позицию, утраченную предшественником. Самым шустрым оказался «Круз» со 105% роста, а самой результативной – питерская «Астра-J», отыгравшая 7 мест. И здесь не обошлось без китайцев – с 17-й на 14-ю строку поднялся «Солано». С падением продаж более чем на 60% за пределами двадцатки оказались «Церато» и вечная неудачница «Элантра», год назад занимавшие 9-е и 13-е места соответственно. Среди неудачников засветился и «Сид», обновление которого произошло в этом году.

 

Средний класс

Догоните старшего брата

Неподражаемый в ценовом смысле «Мондео» возглавляет список бестселлеров среднего класса. На второе место вышел обновленный «Пассат», симпатичная внешность которого смогла завоевать сердца русских покупателей. Его популярность наконец-то стала вредить собрату «Пассату-СС», продажи которого практически не выросли. «Мазда-6» шаг за шагом удаляется от былого подиума – годичной давности рестайлинг ничем не смог ей помочь. Активная распродажа БМВ 3-й серии старого образца в преддверии появления абсолютно нового автомобиля вывела баварский седан на 6-е место. Продолжает давить на соперников калининградская «Инсигния», сменившая 12-ю строку на 7-ю позицию. Дороговизна по-прежнему не дает всплыть «Авенсису» с его места в конце списка лучших 15 моделей. Зато очень бодро стартовала отнюдь не дешевая «Оптима».

Бизнес-класс

«Шведская семейка» не в моде

Новая «Кэмри», сохранившая все плюсы предшественницы, без всякого напряжения сменила ее на первом месте. За ней в привычном порядке выстроились «Теана» и Е-класс. Правда, у двух последних наблюдаются некоторые проблемы – продажи почти не растут. Вплотную к ним пристроилась «Ауди-А6», которая начинала прошлый год на 8-м месте и к декабрю вышла на 6-е, что неудивительно при более чем трехкратном росте продаж. Замыкает тройку немецких премиум-седанов БМВ 5-й серии. Бодро шествует вверх CLS – за весь прошлый год было продано около десятка таких автомобилей. «Шведская семейка» после рывка в конце прошлого года ощутимо сбавила темп и даже потеряла два места по сравнению с началом 2011-го. Немного поправил положение «Инфинити-М», который уже второй год подряд умудряется воспользоваться первыми месяцами для создания задела на весь оставшийся год.

Микро-, компакт- и минивэны

Полугодовалое чудо

Новичок «Орландо» оказался таким удачным, что ему удалось совершить настоящее чудо: история этого автомобиля насчитывает всего полгода, а он уже прочно обосновался на первом месте! «Ноут» отступил на третью позицию, и это понятно: продажи упали по сравнению с первым кварталом 2011 года вдвое. А вот агрессивный «Пежо-3008» обошел-таки не слишком харизматичного «Гольфа-Плюс», и виной тому скорее провал самого немца, показавшего рост чуть выше среднерыночного. На фоне замерзших у нулевой отметки «Турана» и «С3-Пикассо» бодрячками выглядят «Румстер» и «Вито» – 150-процентное увеличение продаж.

Компактные кроссоверы

Свержение кумира

Нашлась в конце концов управа на, казалось бы, непоколебимый «Кашкай», причем его победитель оказался из стана соплеменников. Затейливый на вид «Джук» при активной поддержке женской части населения обошел на повороте старого лидера. На третьем месте также сменился персонаж – теперь его занимает рестайлинговый «Тигуан», получивший переднеприводную версию. «Икс-Трейл» потерял две позиции, несмотря на рост продаж в полтора раза, а ASX опустился на 5 строк совершенно заслуженно – минус 38 процентов. Неплохим оказался квартал для «Хёндая-ix35», который сохранил темп, набранный им к концу прошлого года. Растут продажи и нового «Актиона», производство которого налажено в России. Уже на 12-е место выбрался за два месяца потенциальный лидер «Дастер». Но еще удивительнее достижение «Мазды-CX-5»: только в марте продано более двух тысяч этих недешевых машин. А продажи дорогущего «Ивока» почти вдвое превысили результаты «Фрилендера».

Средние и большие кроссоверы

Мощности ему не хватало

В преддверии прекращения продаж CX-7 удалось всего лишь один квартал покрасоваться на вершине рейтинга. Следом расположился прежний лидер класса «Аутлендер», которого ожидает смена поколения. В тройку лидеров также просочился «Соренто», оттеснивший «Хайлендер». Баварцам, судя по всему, удалось решить проблемы нехватки мощностей и удовлетворить спрос на превосходный X3 нового поколения, который разом взобрался на 7-е место. Не подвел шведов XC60, на который они возлагали такие надежды: вместо 14-й строчки он теперь занимает 9-ю. Продолжается падение продаж Q5, ухудшили свои позиции на рынке «Лексус-RX» и «Ситроен-Си-Кроссер».

Универсальные и профессиональные вседорожники

Не оправдали молвы

Несмотря на всеобщую уверенность в том, что Россия – страна бездорожья и вседорожников, класс настоящих покорителей офф-роуда выступил не очень эффектно. Так, при среднем росте рынка на 20% результат первой четверки не превысил 5%, что равносильно провалу. А икона полного привода «Гранд-Витара» вообще ушла в минус. В классе правят бал китайцы – рост продаж «Ховера» составил 155%, а страшненький «Актион» вообще воспрял над собственным пепелищем как феникс. Неплохо проявил себя и «Пасфайндер», который год назад болтался на далеком 17-м месте, а к декабрю вышел уже на 9-е с троекратным превышением результата первого квартала прошлого года. Из премиум-марок сохранить неплохие позиции удалось только «Мерседесу-GL». Подтянулись близнецы-братья «Патруль» и QX, причем последний, наконец-то, сумел войти в число 15 лучших.

Грузопассажирские автомобили

Лидер растерялся

«Мицубиси-L-200» подрастерял свое двукратное превосходство над любым из соперников. На 2-е место с 5-го вскарабкался «Кэдди». «Партнер-Типи» продолжает штурм вершин рейтинга – по росту продаж он уступил только китайскому «Уинглу». В троице самых резвых - «Амарок», добравшийся уже до шестой строки, и оторвавшийся от «Хайлакса», хотя стартовали они синхронно. В ожидании новой модели с 4-го места откатилась на последнее BT-50.

Класс «Люкс»

Престиж упал

Здесь по-прежнему безраздельно господствует немецкая тройка, хотя и выстроившаяся с точностью до наоборот. Баварская «семерка», похоже, себя изживает, однако у руководства БМВ пока нет планов по ее обновлению. Еще немного укрепил свои позиции корейский «Хёндай-Экус», за последний квартал поднявшийся одним этажом выше. Но, в общем-то, дела у престижных машин идут не ахти. Из девяти моделей пять показали отрицательную динамику, причем если это простительно корейскому «Генезису», то для добротного немецкого «Фаэтона», обновившегося всего год назад, совсем не комильфо. А самым высоким процентом роста продаж после «Экуса» может похвастать «Панамера» – чуть менее 88%.

Купе, кабриолеты и гран-туризмо

Внезапное корейство

Неожиданный прилив симпатий позволил забавному «Церато-Куп» посмеяться над признанным авторитетом – «Ауди-А5» – и оттеснить его на вторую строчку. Оказывается, автоэкзотикой интересуются не только экстравагантные богачи, но и люди со средним достатком. Замечательно реализовали свои преимущества обновленные 6-я серия и SLK, утвердившись на 3-м и 4-м  местах. Провалились обе «Ауди» - ТТ съехала на 4 позиции, а R8 – на девять.

Подпишитесь на «За рулем» в

24.05.2012
Поделиться: