Биплан: Harley Davidson XL883N Sportster Iron 883
Однако он красив. Наряду с «Найтстером», который от «Айрона» отличается только мотором большего объема, спицованными колесами взамен литых, рулем пошире и седлом пониже, для меня это наиболее органичный и визуально сбалансированный Sportster. Старомодный внешне, выкрашенный черным матовым с ностальгическими гофрами на перьях вилки и минимальными вкраплениями хрома, с архаичным нижневальным «воздушником» и классической дуплексной рамой из тонких труб. Мужской. Дизайнерам компании вместе с ушедшим на пенсию «Вилли Джи» Дэвидсоном удалось навести лоск на классические обводы и создать абсолютно законченную вещь: посмотрите хотя бы на лаконичную форму задних фонарей, совмещающих в себе также функцию поворотников. На технократизм мотоциклов последних поколений здесь нет даже и намека. Ни малейшего. Из всех существенных черт современности – лишь дисковые тормоза и впрыск.
Впрочем, неужели для того, чтобы просто куда-то ехать, нужно нечто большее? Разум подсказывает, что нет. Хватит, с лихвой! Самый скромный 53-сильный харлеевский двигатель Evolution работает, покачиваясь в недрах рамы на сайлентблоках, жадно глотая воздух и сипло бубня стандартным выпуском. При добавлении газа голос 45-градусной «двойки» становится глубже, словно урчит на дне огромной бочки, но остается все таким же негромким. Реакция на открытие дроссельной заслонки размазана и граничит с заторможенностью: пока форсунки впрыснут очередную порцию топлива в глотку камеры сгорания, пока раскрутится здоровенный маховик – проходит вечность. Тяга не льется неудержимым, безжалостным потоком, а выдается постепенно, мягко. То, что выводит из себя «быстрых парней», будет в самую масть натурам флегматичным, а также тем, кто только делает первые «двухколесные шаги». И вибрации не донимают. Они есть ровно в том объеме, чтобы оправдать ожидания сторонников марки, и дважды практически растворяются где-то в среднем диапазоне оборотов, когда на пятой передаче спидометр отмеряет 90 и 125 км/ч.
И все же Iron 883 – плоть от плоти других харлеевских «Спортстеров». Настоящий, железный. Тем не менее, ощущается иначе. Сидишь немного выше, чем на Custom, Seventy-Two или близком по духу Forty-Eight. Ноги опираются на подножки, расположенные в привычном для «нормального» мотоцикла месте. Руль широк, но стоит низко и ближе к траверсе вилки. Усилия на рычагах сцепления и тормоза под конец ездового дня не забивают руки. Удобно. Если не считать зеркал, в которых отражаются одни локти, и чьи короткие стойки настойчиво советуют воздержаться от перчаток с развитой защитой костяшек. Причем, если б не мизерный бак объемом 12,5 л, можно было бы продержаться больше 200 км за один присест. Перед собой я не вижу ничего, кроме дороги и одинокого кругляша спидометра с излишне оптимистичной цифрой «220», до которой – и так ясно! – стрелка ни в жизнь не доберется. Как ни старайся, а максимум наступает заметно раньше – на 168 км/ч.
Но черт с ней, со скоростью за двести! Удивительно другое: несмотря на верховой характер мотора, на «спортивном» Harley ездить быстро не то, чтобы невозможно – не хочется. Совсем. Дефилируешь себе по городским улицам в прогулочном темпе, слегка покачиваешься в «такт» профилю дороги, любуешься окружающим пейзажем – и жизнь прекрасна, и все хорошо. Можно, конечно, войти в поворот порезче или выбраться на шоссе позакрученней, ведь на фоне прямых конкурентов реакции Sportster на управляющие действия кажутся неожиданно оперативными. Он легко меняет направление и устойчиво идет по дуге – еще не спортбайк, но уже кое-что. Хотя виражи Sportster Iron проходит на ощупь, совершенно не утруждая себя тем, чтобы обеспечить человека за рулем обратной связью.
Главное тут – не переусердствовать. Потому что о нецелевом использовании «американца» первым дает понять скромный клиренс. И чиркающие подножки – это полбеды, хуже, что почти одновременно с ними в контакт с асфальтом вступают красивые хромированные глушители (справа) и боковая подставка (слева). А вслед за этим подмечаешь и то, что мягкая подвеска проста до безобразия и на любые ямы реагирует жестким пробоем. Или что в быстрых поворотах ходовая начинает жить своей жизнью, а тормозов хватает постольку поскольку. Или что на скорости, близкой к максимальной, «Спорти» не по-мужски требует к себе повышенного внимания. Да и в остальном он – не подарок.
Фирменный слоган пытается убедить, что линейка Sportster – это классика, скорость и мощь. Классика? Да, вполне вероятно. А вот со скоростью и мощью компания явно погорячилась. Нет их здесь.
Но вопреки всем недочетам, Harley Davidson Sportster Iron 883 мне нравится. Именно своим несовершенством, простотой и отсутствием новомодных, и зачастую лишних, наворотов. Многочисленные недостатки делают мотоцикл… живее, что ли, человечнее.
Мы стали избалованы. С появлением технологий-помощников – ABS, трекшн-контроля, лонч-контроля, антивили, электронного газа – поездка на мотоцикле постепенно превращается в процесс, требующий все меньшего участия пилота. Пошел дождь, качество дорожного покрытия поменялось или переборщил с газом? Энергичным подмигиванием лампы на панели приборов трекшн-контроль известит о компенсации избытка тяги. Нужно срочно остановиться, а под колесами оказался песок? О вмешательстве антиблокировочной системы водитель узнает по зуду на рычагах тормозов. Трогаться в мотошколе научили, но мастерство эффективного старта так и не пришло? Электроника сама выставит обороты и проследит, чтоб переднее колесо не поднялось слишком высоко. Человек стал придатком, потребителем.
И вот, «восемьсот восемьдесят третий» Sportster. Он не убаюкивает и не развращает избыточным комфортом, как то делают большие «твины» из Милуоки. Он не перегружен страхующими электронными помощниками. Он похож на старый биплан. Если возникает нештатная ситуация, вся ответственность ложится на плечи человека, им управляющего. Нужно самостоятельно принимать решения. Пилот – хозяин своей судьбы.
«Харли» будто остановился в развитии много десятилетий назад. «Не производители календарей дают нам ощущение «нашего времени», сегодняшнего дня, – это делают дизайнеры автомобилей, посуды, телевизоров, законодатели моды. Без нового же автомобиля время стоит на месте», – писал американский летчик и беллетрист Ричард Бах. А самый маленький «Спортстер» – дух «того времени», который не затерялся в учебниках по истории, не превратился в воспоминания. Он здесь прямо сейчас.
ИТОГ. Эволюция не прошла мимо Harley Davidson Sportster: его повадки сгладились, стали рафинированней. Но по своей сути он остался где-то в 50-х годах прошлого столетия. «Спорти» – для романтиков, его покупку невозможно объяснить рационально, его часто рассматривают как проходной этап на пути к большим «Харли». И все-таки, подозреваю, найдутся те, кто с ним останется надолго. Просто потому что он такой один.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ. Для меня, на тот момент плотно юзавшего Nightster, важнейшим моментом было: насколько меньше и хуже «883», нежели «1200»? Оказалось – сильно меньше. Динамика хорошего максискутера (или одноствольного кроссовета типа «полу-Гуся» – кому что ближе), не более того, а максималка – 160-165. А «Найт» и на 180 приборных катил вполне бодро. Вот только на «1200-й» максималке тебя пробирало от ужаса, а здесь моторчик совершенно адекватен шасси. Ну, может быть, кроме тормозов, да и то претензии к ним скорее по части «прозрачности», нежели динамики замедления. Отлично сбалансированный мотоцикл! Огорчило лишь, что усилие на рычаге сцепления столь же велико…
И не чоппер он, совсем не чоппер! Если у «1200-го» движок радовал отменной тягой на «низах», неплохой на «середине» – и беспомощно обвисал «сверху», то здесь все ровненько – как на классиках европейской школы или приснопамятном «88-м твин-кэме». Да, со сброшенным газом не тронешься (но это нереально и на «1200-м»), а передачки приходится щелкать чуть чаще. Но – чуть, ввиду более широкого рабочего диапазона мотора.
Еще два отличия от XL1200 N – литые колеса и более низкий руль. К первому я отнесся нейтрально (они здесь вполне уместны, тем более, что дизайн их исконно спортстеровский), а вот руль порадовал. На «Найте» он был безбожно завышен, а здесь эргономика – то, что доктор прописал. В результате, в течение трех недель, что Iron был в редакции, я им пользовался чаще, чем длиттестовым Nightster.
Характерный «внеклассовый» силуэт, олдскульные ощущения на ходу («аэропланный» звук и характерные пульсации мотора, оружейное лязгание переключалки и т.д.) – это Sportster, настоящий Sportster. Рекомендую, настоятельно рекомендую. Вопрос лишь – в качестве чего? Если брать как мотоцикл «на все случаи» – пожалуй, все же нет. Короткоходная подвеска и не самая выдающаяся динамика ограничивают его использование городом-пригородом либо в качестве любимой игрушки для вечерних прогулок НЕмотоциклиста (хотя последний вариант, как показывает практика, среди соотечественников не теряет своей популярности). Я, скорее, вижу в «883» утилитарно-городское дополнение к большому дальнобойному мотоциклу (и необязательно «электричке»).
Только не покупайте его своей девушке — не бабская это тема! Тугая «сцепа», грубые манеры… Лучше доплатите за мягкий, более легкий в управлении и пышащий позитивом Dyna.
Мотоцикл Harley Davidson XL883N Sportster Iron 883 предоставлен компанией «Москва. Harley-Davidson».
Экипировка Rev'It!, Gaerne и Marushin предоставлена «ПРО Мото», экипировка Knox – магазином «Мобилайн»