Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Иерархия гоночных формул: лестница в небо

Мы разобрались в сложной классификации европейских формульных серий.
Полная версия

Многообразие гоночных формул в Европе несколько дезориентирует. Например, что круче – F2 или Auto GP? Какой класс и турнир предпочтительнее для вчерашнего картингиста? Откровенно говоря, даже составив такую схему, во всем не разберешься. Тем более что в ней уместились не все формулы Старого Света, а лишь самые значимые. Кстати, во многих нынче стартуют россияне – их около двух десятков.

Формула-1

Шасси: оригинальное у каждой команды.

Моторы: V8, 2,4 л, свыше 800 л.с.

Официальный чемпионат мира FIA, абсолютная вершина формульного мира по мощности двигателей, стоимости автомобилей и участия в чемпионате.

Далее от младшей к старшей :

«ШКОЛА»

Формула-«Абарт» (Abarth)

Шасси: «Татуус».

Моторы: 1,4, турбо, 180 л.с. («Фиат»).

В этом году дебютирует в России под названием Формула-Russia. Проводится Евросерия и чемпионат Италии. Ходят слухи о переименовании в GP4. Победителем Евросерии был наш С. Сироткин.

Формула-БМВ

Шасси: «Мигейл» (Mygale).

Моторы: 1,2 л, 140 л.с. (БМВ).

Очень популярна в Германии, многие картингисты начинают формульную карьеру в чемпионате ADAC, который выигрывали Т. Глок, Н. Хюлькенберг, С. Феттель.

Формула-«Рено 1,6»

Шасси: «Татуус».

Моторы: 1,6 л, 150 л.с. («Рено»).

Существует только в виде национальных чемпионатов, например во Франции.

Формула-«Форд»

Шасси: «Форд».

Моторы: 1,6 л, 165 л.с. («Форд Экобуст»).

Один из старейших классов, разбросан по всему миру, но в Европе уцелел лишь в Великобритании, Бенилюксе и скандинавских странах, хотя разыгрывают и Еврокубок. Желая оживить процесс, «Форд» представил машину 2012 модельного года.

МЛАДШИЙ КЛАСС

(возрастная категория: 17–21)

Формула-3

Шасси: «Даллара», «Лола» и др.

Моторы: 2,0 л, до 240 л.с. («Мерседес», «Фольксваген», «Тойота» и др.).

Вероятно, самый массовый класс в мире. Помимо многоэтапной Евросерии проходят чемпионаты Великобритании, Франции, Германии, Италии, Финляндии, а также престижные разовые гонки «Мастер Ф-3». В когорте победителей Евросерии – Л. Хэмильтон, П. ди Реста, Р. Грожан, Н. Хюлькенберг.

Формула-«Рено 2,0»

Шасси: «Татуус».

Моторы: 2,0, 210 л.с. («Рено»).

Прямой и главный конкурент Ф-3 по части массовости, младший класс Мировой серии «Рено». Подходит для дебюта после картинга. Имеет филиалы в виде национальных и региональных чемпионатов. Победителями становились Ф. Масса, К. Кобаяши.

Серия GP3

Шасси: «Даллара».

Моторы: 2,0 л, 280 л.с. («Рено»).

Турнир из числа самых молодых, фактически готовит пилотов к переходу в GP2, этапы проходят совместно с европейскими Гран-при Формулы-1.

СРЕДНИЙ КЛАСС

(возрастная категория: 19–24)

Серия GP2 (Grand Prix 2)

Шасси: «Даллара».

Моторы: V8, 4,0 л, 612 л.с. («Рено»).

Статуса FIA не имеет, но считается кузницей кадров для Формулы-1. Этапы проходят совместные с нею. Славится неоправданно высокой стоимостью участия. Серию выигрывали Н. Росберг, Л. Хэмильтон, Т. Глок, П. Мальдонадо, Н. Хюлькенберг, Р. Грожан.

Формула-«Рено 3,5»

Шасси: «Даллара».

Моторы: V8, 3,4 л, 530 л.с. («Зетек»).

Главный турнир Мировой серии «Рено». Фактически дает пилотам все необходимые навыки для дебюта в Формуле-1. В серии побеждали Р. Кубица, М. Алешин.

Формула-2 (FIA Formula Two)

Шасси: «Вильямс».

Моторы: 1,8 л турбо, система «овербуст», 425–480 л.с. («Ауди»).

Официальный чемпионат FIA, учрежденный три года назад в качестве прямого потомка Формулы-3000. Среди пилотов пока не очень популярен.

Auto GP

Шасси: «Лола».

Моторы: V8, 1,8 л, 550 л.с. («Зетек»).

То, во что с годами превратилась Формула-3000. Ныне использует машины разорившейся серии А1 GP. Одним из победителей серии был Р. Грожан.

АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА

В США все намного проще, чем в Европе. Классов немного, и они четко выстроены по мощности моторов. U.S. F2000 – гонки поддержки у серии «Стар Мазда». Молодым пилотам понятно, куда стремиться. Если, конечно, нет желания попасть в Формулу-1.

Далее от старшей к младшей:

IRL IndyCar

Шасси: «Даллара».

Моторы: V8, 4 л, свыше 700 л.с. («Шевроле», «Хонда», «Лотос»).

Формула-«Инди» (чемпионат CART) ведет свою историю с начала XX века, и сейчас, после объединения серий IRL и ChampCar, это главный турнир для обеих Америк.

IRL Indy Lights

Шасси: «Даллара».

Моторы: V8, 3,5 л, 420 л.с. («Инфинити»).

Вторая лига главной американской формулы, где набираются опыта таланты. Существует с 1986 года. Гонки проходят совместно с IndyCar.

Формула-«Мазда»

(Star Mazda)

Шасси: Star Race Car.

Моторы: 1,3 л, 250 л.с.

(«Мазда»).

U.S. F2000

Шасси: «Ван Диемен».

Моторы: 2,0 л, 170 л.с.

(«Мазда», «Форд»).

КАК ОНИ ШЛИ

Внимательно изучая карьеры звезд Формулы-1, приходишь к мысли, что одни добыли славу трудом и упорством, а некоторым в какой-то момент просто повезло. Это, впрочем, ничуть не умаляет их гоночного таланта.

Подпишитесь на «За рулем» в

Зиновьев Сергей
15.06.2012
Поделиться: