На Land Rover Defender за Синь-камнем
Так вышло, что я порядочно поездил на всей линейке Land Rover, но вот на самом известном Defender удавалось поездить только эпизодически, и времени составить впечатление о машине не было. В минувшие майские праздники мне достался этот «Деф», и я начал прикидывать, куда отправиться на отдых с палаткой. Сначала хотел добраться до Валдая, но передумал. С одной стороны, недалеко, около 400 км от Москвы, но загруженность дороги точно бы не позволила доехать быстро. Да и утилитарность Defender не подразумевает больших пробегов по шоссе. В итоге, перебрав еще Селигер и Рыбинское водохранилище, решили двинуть на Плещеево озеро.
Возраст Плещеева озера – около 30 тыс. лет. Отсюда берет основание русский флот. До наших дней «доплыл» только один ботик «Фортуна», который выставляется в местном музее. Кроме того, частично сохранились корабельные снасти.
Еще одна достопримечательность – переславская ряпушка. Пресноводная рыба из семейства лососевых. В свое время эта рыбка входила в меню царского стола, кроме того, ряпушка изображена на гербе Переславля-Залесского.
И наконец, третья достопримечательность – Синий камень. Древняя языческая святыня, обросшая легендами. Синим он называется, потому что сланец, содержащийся в камне, после дождя преломляет свет. По преданию с принятием христианства от камня несколько раз пытались избавиться, но каждый раз к нему возобновлялось паломничество. Один раз он был закопан, но спустя некоторое время обнажился на поверхности. Потом, он был погружен на сани, но при перевозке через озеро лед проломился, и камень ушел под воду. Казалось бы, на этом и мифу конец, но спустя десятилетия камень вновь оказывается на берегу! Ученые обосновывают это тем, что промерзшее озеро выдавило камень, плюс подводные течения и прочее. Отметим, что камень весит около 12 тонн. Ну как бы там ни было, сегодня Синий камень – местная достопримечательность, возле него всегда много людей, которые, согласно ритуалу, прикладываются к камню ладони и загадывают желание.
От Москвы до озера около 120 км. В пути к озеру дорога омрачается только раз, при выезде с МКАДа на Ярославку, где встаешь в пробку, которая тянется до Королева. Дальше лежит хорошая и живописная трасса, с новым участком отличного асфальта при подъезде к месту назначения.
Лет пять назад я уже гостил на Плещеевом, и тогда туристов было не так много. Сегодня Переславль-Залесский похож на берег Черного моря. Множество закусочных, лотков с сувенирами и массы туристов, создающих на улицах заторы.
С одной стороны, есть надежда на облагораживание отдыха, а с другой – цивильный отдых в понимании наших сограждан заключается в полной анархии. Берег замусорен. Никто этим не озабочен – мусорный бак нам удалось найти только на противоположном берегу! Раз уж озеро является охраняемой территорией, что стоит властям поставить урны вдоль пляжей? Дороги точно надо расширять, а еще лучше уводить за пределы города и разрешить передвигаться по нему только на велосипеде, благо городок небольшой. Вокруг озера расположено множество старинных храмов и монастырей, каждый с историей.
С восточной стороны озера (где находится камень) берег пустынный и всегда дует ветер, что позволяет любителям активного отдыха осваивать виндсерфинг, а кайт – круглогодично. Мы по совету местных остановились на противоположном берегу. С этой стороны к воде вплотную подходит лес, а пляж песчаный.
Если в середине лета к месту стоянки можно проехать и на легковушке, то в начале лета только на хорошем вездеходе. Включаю понижайку и двигаюсь через раскисший грунт. Благо в тесном лесочке грузовики не пробивают колею и наш Defender, похрустывая тормозами, пробирается через топи к песчаному берегу. Да-да, к моему удивлению, консервативный «Деф» оборудован электронной системой, имитирующей межколесные блокировки, за это отвечает трекшн-контроль.
Перед поездкой я был уверен, что в пресс-парке мне выдадут 110-й пятидверный Defender, в итоге приготовился отправиться в дорогу с тремя пассажирами. А это значит: две палатки, четыре спальника, четыре каримата, четыре пары резиновых сапог, резиновая лодка, четыре рюкзака, тент, провиант, мангал, два мешка угля, посуда и множество других полезных вещей. Когда все вещи были сложены возле машины, верилось с трудом, что все удастся поместить. Но кое-как засунули. Благо задние кресла раздельные и пространство между ними позволяет сложить еще часть багажа. Доступ в багажник осуществляется через тяжеленную распашную «калитку», которая открывается тугой ручкой, забраться в машину помогает удобная откидная подножка. После того как я утрамбовал все вещи, внутрисалонное зеркало оказалось бесполезным, спасали боковые, огромные с отличным сектором обзора.
Defender – настоящий мачо. Брутальная внешность подкреплена незаурядными внедорожными возможностями. Отличные геометрические характеристики, тяговитый мотор, а уж на пониженной машина может буквально ползти. Радуют и бампера, которыми можно смело таранить ветки без опасений поцарапать пластик, так как они металлические! Да и алюминиевый кузов не подвержен коррозии, отметины тоже не страшны.
За рулем комфортно себя будут чувствовать только худые водители: пресловутая посадка, сдвинутая максимально влево, согнутые ноги, высокий руль, не регулирующийся даже по наклону… Но, поездив пару дней, свыкся с аскетичностью и даже научился получать удовольствие. Хотя очевидно, что машина создана далеко не для города. Кстати, теснота на передних сиденьях объясняется тем, что раньше тут было три места, а когда убрали среднее, переносить положение крайних седоков не стали. Зато между водителем и пассажиром есть огромный бокс, куда, например, без проблем поместится пара ветровок.
К динамике, особенно на незагруженной машине, никаких нареканий, дизелек весело разгоняет «Деф». Но на трассе ехать больше 100 км/ч совсем неохота. Даже на ровном покрытии Defender начинает плавать. Думаю, не последнюю роль сыграли «зубастые» шины и короткая база. Особенно это пугает при резком торможении.
Задние пассажиры сидят на вполне комфортных креслах, а чтобы приступы клаустрофобии мучали не так сильно, боковые форточки сдвигаются в сторону. При желании кресла легко складываются в сторону, освобождая место для багажа.
Единственный минус, который досаждал мне за время общения с машиной, – отсутствие маршрутного компьютера, рассчитывать топливо приходится по штатному прибору. Все-таки цифровая индикация была бы сподручней, особенно в экспедиционной роли машины.
На Ближнем Востоке любимая машина повстанцев и прочих революционеров – пикап Toyota, тоже неприхотливый и надежный. Но, будь я «выживальщиком» для постапокалиптичных времен, я бы выбрал именно Defender, правда, не 90-й, а 110-й, чтобы можно было ночевать в машине.
Жаль только, что Land Rover Defender уходит от нас. Уже анонсирована смена поколения. Через несколько лет новый Defender будет конкурентом паркетникам. Кстати, и Синий камень тоже, как и Defender, потихоньку уходит в землю. Если раньше он был человеку по пояс, то сейчас по колено...
Так что спешите, если хотите посмотреть на переславскую достопримечательность! А по поводу «Дефа» можно переживать меньше. По статистике большая часть когда-либо выпускавшихся внедорожников Defender до сих пор в строю, а выпускаются они уже более 60 лет!