Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Военно-грузинские сказки

«Боржоми», «Хванчкара», хачапури (специально для автомобилистов – «Колхида»)… Сегодня у Грузии есть еще один бренд, широко известный за ее пределами. Это реформа МВД и, в частности, ГАИ. Мы стремились в Тбилиси как в сказку (судя по рассказам коллег), чтобы проверить ее личным опытом. И вот мы в Грузии…
Полная версия

Для нас эта страна началась с небольшого пограничного перехода на границе с Азербайджаном (мы заезжали с этой стороны). Пограничник, узрев наши российские паспорта, куда-то позвонил, и навстречу нам вышел улыбающийся полный мужчина в клетчатой рубашке. Несмотря на широкую улыбку, что-то сразу выдавало в нем представителя спецслужб… «Вы не против, если я с вами побеседую?» - он пригласил нас за стол, угостил холодной минералкой… Разговор продолжался минут пять. Офицер был предельно вежлив, выяснил, зачем мы едем в Грузию, попросил разрешение (!!!) сделать ксерокопии наших паспортов… И затем произнес: «Добро пожаловать»! А пограничник шлепнул в паспортах въездную печать.

Дальше мы проехали чуть больше 200 км до Тбилиси; видели с десяток патрульных автомобилей Skoda. Но на наш Duster с московскими номерами не обратили ни малейшего внимания. Чудеса, да и только. Потом мы петляли по улицам Тбилиси в поисках нашей гостиницы, и опять же ни один полицейский не посмотрел даже в нашу сторону! Но настоящие чудеса мы увидели на следующее утро…

Небольшое отступление. Когда 8 лет назад в этой стране начинали реформу полиции, первым делом ликвидировали все структуры, где не смогли победить коррупцию: например, систему техосмотра (а также пожарный надзор и санэпидстанцию). Распустили и местную ГАИ, когда-то знаменитую на весь Союз взяточничеством. 15 тыс. сотрудников Госавтоинспекции сразу уволили; ни одного из них обратно на работу не приняли. В течение трех месяцев дорожную ситуацию не регулировали вообще. Стало, конечно, хуже, но местные терпели: поверили новой власти, что скоро все будет хорошо. И те ведь не обманули, удивительно!..

Итак, граждане терпели пару лет, пока вновь набранные сотрудники обучались полицейскому делу. До прихода на службу абсолютное большинство новичков не имели о ней ни малейшего представления. Принципиально не брали бывших работников правоохранительных органов и даже граждан с юридическим образованием. И вот теперь службу на улицах несут патрульные полицейские. Они не прячутся по кустам, а непрерывно патрулируют дороги и улицы (ночью обязательно специально обозначают себя включенной «люстрой»). Их не боятся. Не знаем, как сильно их любят, но уж точно уважают. И главное, доверяют. Они занимаются не только дорожными проблемами; сфера их обязанностей – и уличное хулиганство, и бытовые ссоры и драки, и мелкие кражи, и многое-многое другое…

Природа - одно из важнейших достояний Грузии

Только процентов 40 своего времени они посвящают «гаишным» функциям. Надо крепко нарушить правила, чтобы тебя остановили. И общались с тобой только под видеокамерой. Стационарные посты (таких немало на главных трассах страны) похожи на аквариумы (как и само здание МВД). Так зримо реализуется концепция прозрачности. Вообще, численность всей полиции по сравнению с 2004 годом, когда началась реформа, сократили втрое. Аварийность, вы не поверите – сокращается! И еще теперь машины в Грузии не угоняют. Говорят, на права можно сдать за полчаса. Мы решили это проверить на себе  и отправились в Сервисный центр МВД Грузии. Эта структура отвечает за все «коммерческие» функции министерства – выдачу прав, различных разрешений и справок, а также регистрацию автотранспорта. Всего по республике 11 таких агентств (в каждом районе), мы же побывали в главном офисе – он расположен в городе Рустави (практически на окраине столицы).

…Как выглядит сдача экзамена на права по-грузински? Для этого нужен один-единственный документ: паспорт. По нему девушка-инспектор в считаные секунды «пробивает» кандидата по базе данных (не было ли раньше прав, нет ли непогашенных судимостей, не состоит ли на учете у нарколога и т.д.). И дальше – добро пожаловать на теоретический экзамен!

Садишься к компьютеру и первым делом выбираешь один из 12 возможных языков, на котором будешь сдавать экзамен. Мы, естественно, остановились на русском. Медицинские справки при сдаче на права в Грузии давно отменены (все по той же причине – их было принято покупать, как и у нас). Но первые три вопроса - на проверку зрения. На экране одна за другой появляются полихроматические картинки — это тесты на зрение и дальтонизм. Если верно определишь «замаскированные» цифры и фигуры, то, считай, прошел медкомиссию. Годен! Осталось только за 30 минут ответить на 30 вопросов. Впрочем, они не сложнее тех, что ежемесячно печатают на страницах журнала «За рулем». Есть и фора: можно сделать 3 ошибки. Один из авторов сделал 2 ошибки, второй – сдал экзамен на отлично.

Максимально прозрачное здание экзаменационного отделения

«Поздравляю, вы оба теорию сдали! – поздравил нас руководитель Сервисного центра МВД Леван Сонадзе. – Теперь можете отправляться на площадку на практический экзамен».

Площадка напоминала небольшой стадион: аккуратное заасфальтированное поле с установленными вешками и конусами. Сходство подчеркивала небольшая трибуна, где под навесом кандидаты ждали своей очереди. Впрочем, очередь двигалась очень быстро: не успеешь нажать на кнопку специального устройства и получить квиток со своим номером (как у нас в Москве в отделениях Сбербанка), как глядишь – а тебя уже вызывают…

В этом агентстве экзамены сдают на совершенно одинаковых «Фабиях». Садишься за руль, пристегиваешься… Рядом – инспектор, но он молчит, комментариев не выдает, а только смотрит – то вперед, то на экран планшетника, который закреплен прямо перед ним. Единственное, что спросил, – на каком языке сдаете экзамен? Услышал, что на русском, ткнул в экран компьютера, и тут же раздался женский механический голос: «Здравствуйте! Первое упражнение – заезд в гараж задним ходом. Приступайте!» А дальше были пять стандартных упражнений (змейка, остановка и трогание на подъеме, параллельная парковка и т.д.). Ничего страшного!

Автодром полностью автоматизирован; ошибся, зацепил конус или вешку – тут же на компе у экзаменатора высвечиваются штрафные баллы (впрочем, курсант этого не видит). Ход экзамена полностью записывается на видеокамеры, которые установлены на всем маршруте и в салоне автомобиля; записи потом в течение нескольких месяцев можно просмотреть на сайте. Все, финиш! Надо было набрать от 160 до 200 баллов. Один из авторов набрал как раз 160 (не понял условия последнего упражнения и «перевыполнил» его), второй – проехал без ошибок. В итоге оба получили поздравления от экзаменатора – и отправились в главный корпус получать грузинские водительские права. Международные, между прочим, и бессрочные!

Не слишком ли легко все прошло? А как же обязательный у нас и в большинстве стран практический экзамен на городских улицах? В Грузии его тоже отменили! - Понимаете, мы, когда прописывали требования к будущим водителям, внимательно изучали опыт ведущих стран мира, - объясняет руководитель Сервисного центра МВД Леван Сонадзе. – И пришли к выводу, что человек сдает этот экзамен в условиях жесточайшего стресса. Вспомните, как когда-то сами сдавали такой экзамен? Вспомнили? Небось, ужасно волновались и делали от этого глупейшие ошибки? Так ведь было? Поэтому мы и решили отказаться от этого испытания. Человек уже показал, что он освоил базовые навыки вождения во время экзамена на площадке. Зачем его еще мучить? Основной экзамен ему придется потом сдавать на улицах и дорогах…

Можно, наверное, было и поспорить, но нам, честно говоря, не хотелось. Во-первых, мы потратили чуть меньше часа – и получили по новенькому воительскому удостоверению. Во-вторых, да экзамены нетрудные, и возможно, потом новичку придется непросто на дороге. А что, нашим выпускникам автошкол легко?.. Кстати, сдать на права в Грузии и стоит недорого – всего 70 лари…

А потом полковник Сонадзе показал нам, как идет процесс регистрации автомобилей. На все действия есть жесткие регламенты (в том числе по времени).

- Наш центральный офис в Рустави «пропускает» в день около 3,5 тыс. человек, - рассказал он. - Например, весь процесс регистрации авто занимает 15-20 минут. Не верите? Пойдемте, я вам все покажу! Вот инспектор осматривает автомобиль, проверяет соответствие номеров и документов; данные поступают в компьютерную сеть. Другой инспектор-регистратор имеет доступ к базе налоговой и таможенной службы, он проводит проверку за несколько секунд. Если надо уплатить таможенные платежи или есть какая-то задолженность – сделать это можно тут же в отделении банка. У инспектора есть права нотариуса, поэтому сделка купли-продажи заверяется на месте, выдается документ. И заверенная копия на любом языке!

Если владелец хочет получить обычный номер на автомобиль - пожалуйста, его выберет компьютер, и это обойдется в 70 лари. Можно выбрать комбинацию самостоятельно, но это будет дороже. Самый дорогой вариант – семь «семерок», он стоит 10 тыс. лари. Не знаем, но почему-то никто пока его не заказал...

- Как вы говорите, у вас называется такая система? - спрашивает руководитель Сервисного центра. - Принцип «одного окна»? Не знаю… Скорее это конвейер, придуманный, чтобы людям было удобно. Причем сначала мы сделали работающую схему, а потом описали ее в законе. То есть вывод один: надо законы приспосабливать к удобному сервису, а не наоборот.

Реформа, которую провели в МВД Грузии, восхищает. Впрочем, честно говоря, она дошла еще не до всех рядовых водителей, поэтому водят они еще «по-грузински», не слишком считаясь друг с другом. А пешеходы в Тбилиси просто рискуют жизнью: шагнув по московской привычке на зебру, один из авторов услышал визг тормозов неизвестно откуда взявшегося «Опеля» и еле успел отпрыгнуть в сторону…

Несколько цифр

Полицейский, который несет службу на дороге, в городе,  селе, получает от 800 до 2000 лари (13 600-34 000 руб.), что по грузинским меркам очень и очень хорошо. Прибавьте полную медицинскую страховку для всей семьи и перспективу отличной пенсии – и поймете, почему они не берут взяток. Причем даже после 5 лет службы в полиции можно рассчитывать не только на пенсию, но и на отличное трудоустройство – и в государственной, и в частной организации, льготы в обучении (в том числе за границей).  Хотя, конечно, есть и опасение, что тебя поймают на взятке (или всего лишь нарушении инструкции!) сотрудники особой генеральной инспекции и неминуемо посадят – играет свою роль. В первые годы реформы из МВД было уволено и/или село в тюрьму несколько сотен сотрудников. И сейчас, по утверждению министра В.Мерабишвили, в полиции арестовывают или увольняют двух-трех человек в месяц.

Официальных отношений у нас с Грузией нет, поэтому курс нигде не указывается. Но на границе меняют 1 лари на 17 руб.  По данным опросов, МВД пользуется доверием 87% граждан страны (сразу после грузинской православной церкви).

Подпишитесь на «За рулем» в

26.06.2012
Поделиться: