Где сэкономить?ГалереиПутешествуй!ОСАГОЗадать вопросТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ГАИКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Конец "зоны"?

КОНЕЦ "ЗОНЫ"?
Полная версия

АКТУАЛЬНО

/СИТУАЦИЯ

КОНЕЦ "ЗОНЫ"?

В АНКЛАВЕ ПОВОЛНОВАЛИСЬ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

В самой западной российской области - Калининградской бушевали нешуточные страсти. На улицах, заводах - транспаранты, громкоговорители, пламенные речи, суть которых - Россия нас снова "кинула".

В канун нового года Председатель ГТК РФ Михаил Ванин сделал жителям Калининградской области "подарок" - подписал распоряжение, согласно которому с 1.01.01 все товары, произведенные здесь, при вывозе на территорию России вновь будут облагаться НДС и акцизами.

До нового года из области совершенно беспошлинно можно было вывозить все, что здесь произведено, если величина добавленной стоимости составляла не менее 30%, а для электроники и сложной бытовой техники - 15%. Именно поэтому (как и повсюду в подобных зонах мира) тут было крайне выгодно создавать сборочные производства. Достаточно предусмотреть минимум сборочных операций, возместить низкую стоимость труда - и клепай на автомобиль (телевизор и т. д.) табличку "Сделано в России".

Введение НДС и акцизов ставит жирный крест на всех местных проектах, в том числе и автосборочных. Не секрет, что основная причина сотрудничества зарубежных производителей и "Автотора" - это существенное снижение стоимости автомобиля при местной сборке. С введением новых правил у немцев и корейцев не будет никакого интереса в калининградском предприятии: на таможне за автомобиль все равно придется платить, так не проще ли сразу завезти готовые машины? "Мы все еще работаем, - сказал коммерческий директор "Автотора", - но если ситуация не изменится, производство машин здесь вообще лишено смысла".

Между тем в ГТК РФ нам объяснили, что в случае с Калининградом возникла "правовая коллизия" - вторая часть нового Налогового кодекса вступила в противоречие с Законом об особой экономической зоне "Янтарь". Эта самая вторая часть автоматически отменила порядок, который действовал до 1 января 2001 года.

- Мы просто приводим наши документы в соответствии с Кодексом, - объясняет действия таможенников Михаил Ванин. - В нем ничего не сказано о том, что какой-то регион освобожден от уплаты налогов на добавочную стоимость и акцизных сборов. Так что действуем мы исключительно в рамках закона.

По-человечески Михаил Валентинович согласен с тем, что с регионом поступили "не по-человечески", но как руководитель государственного ведомства обязан стоять на страже закона.

- Я не могу вносить изменения или поправки в Налоговый кодекс, это прерогатива законодателей, - говорит М. Ванин. - Мы же, чтобы ситуацию не драматизировать, успокоить жителей, а также дать возможность депутатам спокойно подумать, предоставили области отсрочку по уплате налоговых платежей на шесть месяцев - это максимум, что разрешает нам Налоговый кодекс.

Приостановить распоряжение ГТК изо всех сил пытаются и новый губернатор Владимир Егоров, и местная администрация. Кое-чего они добились - распоряжение таможенников вступит в действие не 1 января, а 1 марта. Разумеется, 2 марта "Автотор" и другие калининградские предприятия не остановятся. Но с этого дня, если не примут разумные решения, их "поставят на счетчик" и ежедневно сумма задолженности по налогам будет возрастать, пока не выяснится, что заводы - уже банкроты.

Страна давным-давно расписалась в своем бессилии помочь оторванному от остальной территории анклаву. Чтобы дать возможность как-то выживать почти миллиону жителей, развиваться экономике в интересах всей России, и была создана СЭЗ "Янтарь". Как жить теперь, когда работающие предприятия (а их и так немного) под угрозой закрытия? Правда, на "Автоторе" оптимизма пока не теряют - калининградцы почему-то надеются, что таможенные льготы им вернут. Хотелось бы верить и нам, но "счетчик" уже запущен...

МЕЖДУ ПРОЧИМ...

Компания БМВ официально заявила о своих планах построить новый завод по сборке автомобилей в Эстонии. Скорее всего, он разместится в районе порта Мууга, расположенного под Таллином, и обойдется баварскому концерну в 1 млрд. немецких марок ($475,7 млн.). Будущая строительная площадка завода выбрана не случайно: она находится в зоне свободной торговли, где, согласно недавно принятому закону, прибыль, инвестированная в производство, не облагается корпоративным налогом. Предполагается, что на эстонском заводе будут трудиться 2,5 тыс. человек.

P. S. Когда номер был подписан к печати, стало известно о встрече губернатора Калининградской области с Президентом страны. Комментарий гласил: "Проблема будет решена". Так что, видимо, в течение шести месяцев Государственная дума внесет-таки изменения в Налоговый кодекс.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.03.2001
Поделиться: