Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Евразийский путь-2000

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ-2000
Полная версия

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЭКСПЕДИЦИЯ

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПУТЬ-2000

МЫ ДОШЛИ ДО ИСТОКОВ БЕНЗИНОВОЙ РЕКИ*

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АРЕНС БЕРНДТ

Итак, мы дальше не едем. В Коми не встали реки, нет ледяных переправ, а это значит, что Заполярье так и останется недостижимой целью. Дорожное начальство в Сыктывкаре предложило "туристический" вариант окончания экспедиции: с национальными песнями и танцами среди оленей. Может быть, кому-то это и показалось бы заманчивым, но нам... Стоило ли ехать три тысячи километров, рассказывать всем встречным-поперечным о возможностях автомобилей, если ни Полярный круг не пересекли, ни бездорожья толком не попробовали. А как обидно экипажу "Урала": в воде тонули, на морозе мерзли, ночь не спали - машину чинили - и догнали-таки остальных, чтобы ехать дальше. И тут - все? Приехали?

НАШИ НЕ СДАЮТСЯ!

Безвыходных положений не бывает, если, конечно, не опускать руки. Эта житейская истина оказалась верной и на сей раз. Нам все-таки удалось организовать последнюю часть пути: на платформах со станции Ираель (это примерно на полпути между Ухтой и Печорой) до Усинска. Чуть больше 300 километров поездом, а там - снова своим ходом.

Из столицы Коми экспедиция выезжала в полном составе, веря в конечный успех. И пусть температура плюсовая, а на ногах - промокшие валенки (ботинки были в "Титанике" - теперь, может быть, всплывут по весне в низовьях Камы), пусть небывало крупный снег валит, залепляя фары и стекла машин, пусть в придорожной столовой не дают обед ("вы же сами маршрут изменили, а нас никто не предупреждал"...). Экспедиция продолжается!

Как по заказу, дорога тоже стала сложнее и увлекательнее. Хотя техника вышла на уборку снега (злые языки поговаривали, что это-де специально ради нас: соорганизатор-то Росавтодор, вот местные управления и стараются показать работу) - куда ей справиться с пургой! Мгновенно наметает сугробы. По обочинам попадаются слетевшие с дороги грузовики. Для них наша экспедиция - удача, ведь нас сопровождает ГИБДД. Инспекторы сразу передают информацию на пост - не придется водителям куковать сутки в ожидании помощи.

Легкомысленных легковушек все меньше, чаще встречаются УАЗы, а вообще-то дорога пустынна. После Ухты асфальт сменяется зимником. Молодые ребята из ДПС (им хочется посмотреть на машины в деле) подзуживают: подумаешь, зимник, на "Жигулях" проехать можно! А слабо по лесному проселку?

"Это вот проселок? Да здесь же целина!" - "Ну да, целина! Я тут на "уазике" на охоту езжу" - "И далеко проезжаешь?" - "Да километра через три можно снова на дорогу выехать!" Уговаривать участников не пришлось. Первыми бросился на штурм охотничьей тропы, естественно, "Урал". И быстро скрылся в лесу. За ним устремились УАЗы, легко побежал "Соболь", потом - "Нива" и КИА. Один из автоинспекторов, оставшийся около своего автомобиля, задумчиво произнес: "Здесь, наверное, с осени никто не ездил. Снегу по пояс будет. Или побольше". Мало того, под снегом оказался еще и лед. И нашего "Титаника" стало по нему носить: того и гляди "впишется" в могучую ель! Пришлось останавливаться. Да и остальные, потеряв скорость, встали - сугробы выше бампера. Что ж, метров сто снежной целины одолели - это вам не шутки! Обратно выбирались с помощью "толкачей", но никто не жаловался - приключение! Кстати, и автоинспекторы с видимым удовольствием помогали выталкивать машины.

АВТОМОБИЛЬНАЯ... ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ?

Вот она, станция Ираель. Традиционные хлеб-соль (это превратилось в аттракцион: местные жители, похоже, специально встречали нас караваем, чтобы посмотреть, как вечно голодные участники уничтожают его вмиг. И в каждом следующем городе удивлялись: говорят, вы весь хлеб съедаете?). Радушный прием. Несколько часов ударными темпами грузили экспедиционные машины на платформы: расставляли, забивали под колеса упоры, вязали проволокой. Когда ближе к ночи, наконец, закрепили все восемь (какой же здоровенный все-таки "Урал"!), выяснилось, что все участники хотят ехать в автомобилях. Желающих "прохлаждаться" в пассажирском поезде не нашлось.

Но - безопасность есть безопасность, и на платформах отправились только водители, фотограф Саша Батыру и газовский оператор Сергей. Прощание было недолгим. Платформы с такими уже родными автомобилями и участниками уплыли в ночь. А оставшиеся полтора десятка человек стояли на перроне в ожидании поезда и пели песни. Немцы - на мелодию "битловской" "подводной лодки": "We all drive in the Komi Republic", россияне: "По тундре, по широкой дороге". Впрочем, оживление быстро улетучилось, когда пришел поезд.

Для немцев так это был просто шок: обшарпанный общий вагон, полки без матрацев, полупрозрачные от грязи окна... В Печоре, рано утром, набилось народу - сидеть негде. Вахтовики-нефтяники ехали на работу, шумно переговаривались, не выбирая слов.

В Усинск прибыли к полудню. И первое, что увидели в мутном вагонном окне, - внушительную группу встречающих с... транспарантом: "Привет участникам автопробега!".

К ИСТОКАМ БЕНЗИНОВОЙ РЕКИ

Усинск - молодой город, ему лишь четверть века. И люди живут молодые, мобильные. В основном, нефтяники. Несколько лет назад бурное развитие здешних мест замедлилось, а потом остановилось совсем. Как ни парадоксально, нефтяные компании здесь влачили жалкое существование, разработка месторождений резко упала, зарплаты стали нищенскими. И город начал стремительно угасать. Квартиры продавали за бесценок, уезжали на Большую землю.

Но вот недавно в Коми пришел "ЛУКойл", и Усинск снова ожил. Это видно и на дорогах: много грузовиков, значит, есть работа, полно и частников, значит, платят деньги.

К вечеру воссоединились с той частью экспедиции, которая ехала с машинами на платформах. Рассказов наслушались! О том, как сильно качались привязанные автомобили, как было страшно за "Урал" (неужели опять с ним что-то случится?!). Как на одной из станций подошел человек, представился пожарным и потребовал штраф за то, что у автомобилей в баках бензин, аккумуляторы не отключены и двигатели работают (интересно, а людям в 20-градусный мороз в машинах замерзать что ли?). Увы, порядок есть порядок, хотя и негуманный. Впрочем, проверяющий довольствовался шестнадцатью рублями, и наши поехали дальше, не выключая двигателей.

Наконец, экспедиция приблизилась к кульминации: до Полярного круга остались считанные километры! Ранним утром (хотя в этих местах оно через три-четыре часа плавно переходит в вечер: солнце движется где-то ниже линии горизонта, живописно освещая небо, а потом постепенно гаснет) дружная колонна выехала на Харьягинский. И сразу - географическое открытие! Оказывается... никакого Харьягинского нет. Место, которое мы обозначили как конечную точку маршрута, здесь называют иначе - Харьяга. И по его имени нефтяное месторождение - Харьягинским. Так что свидетельствуем: в географические карты надо вносить изменения.

А где же Северный Полярный круг? "Не бойтесь, не проедем", - пообещали наши "сусанины". И правда: долгожданная точка отмечена специальным знаком. Вот он! Крики "ура!" (троекратное, раскатистое), почетные круги на автомобилях и пешком вокруг знака (что вы делаете, это же не ось, ребята! Полярный круг - линия!), качание командора (берегитесь радикулита, ой-ей-ей...), массовая и индивидуальная фотовидеосъемка. Все, вперед, дальше.

Темнеет, внезапно кончается лес и начинается бескрайняя равнина - тундра! То там, то здесь, как новогодние елки в огнях - буровые вышки. Где-то полыхают факелы попутного газа, и от них в красно-синем небе тянутся темные, клубящиеся следы. Фантастическое зрелище!

И вот море огней - Харьяга: здесь большой вахтовый поселок, здесь идет добыча и первичная переработка нефти. Но мы чувствуем: остановиться невозможно. Надо ехать и ехать по синей тундре, без дороги, по гусеничному следу тягачей, в даль.

Где-то впереди светлеет небо. Потом показывается огненная точка. Она все больше, больше. Факел! Подъезжаем ближе и видим заиндевевший вахтовый поселок, покрытые шапками снега вагончики, белые от инея тягачи. Людей в первую минуту не было - работали, наверное. Но как только колонна въехала в поселочек, набежал народ, позвали мастера. Мастер Сергей сообщил, что приехали мы на 141-ю скважину Харьягинского месторождения, устроил "крещение", измазав наши физиономии нефтью. С коричневыми, как у индейцев, лицами, счастливые, мы отсалютовали шампанским и ракетами. Дошли-таки! Вот она, достойная вершина маршрута: за Полярным кругом, на нефтяной скважине, где добывают "пищу" для наших автомобилей (и важную добавку в нашу кровь), среди работяг-вахтовиков...

Да. Экспедиция завершилась. Автомобили с честью выдержали все испытания (тут кое-кто из участников добавит: и посильней одолели бы). Люди, с которыми был пройден неблизкий путь, стали совсем своими. Теперь мы знаем, как они любят свои автомобили, с каким неподдельным патриотизмом относятся к своим заводам. И благодаря им, отличным мужикам, мы сами стали больше понимать проблемы автозаводов, еще больше поверили в их будущее.

Но, пожалуй, главное из увиденного: в самых, казалось бы, диких местах есть жизнь. Обычная, будничная, без какого бы то ни было героизма. Жители самых дальних окраин и самых затерянных глубинок работают, строят, растят детей. И помогают им в этом автомобили. В основном, наши скромные отечественные автомобили.

Окончание. Начало - в ЗР, 2001, № 1, 2.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР ЭКСПЕДИЦИИ - КОМПАНИЯ "АВТОАУДИОЦЕНТР"

Подпишитесь на «За рулем» в

01.03.2001
Поделиться: