Юрий нечетов об автомобилях экспедиции
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ЮРИЙ НЕЧЕТОВ
ОБ АВТОМОБИЛЯХ ЭКСПЕДИЦИИ
"Ода" Izh 2126 показала рекордно низкий средний расход топлива - меньше 10 л/100 км, а на шоссе (задний привод) и вовсе около 8 литров. По водительским ощущениям, при езде на заднем приводе не отличается от своего серийного неполноприводного собрата. Очень широкий салон - левой двери касаешься не плечом, а локтем. Удобные сиденья с хорошо фиксирующей тело спинкой. Руль от VAZ 2110 (с неуместной надписью "Лада") сильно смещен влево. Внутри шумно: слышна трансмиссия, особенно с включенным "передком", скрипит и пластик в салоне. В мороз холодно ногам - вентилятор исправно гонит воздух к радиатору "печки", но большая его часть попадает в салон "досрочно" через щели в воздуховодах и дует ледяной струей как раз в ноги водителю и переднему пассажиру. Впрочем, наш ИЖ - ветеран, а у новых автомобилей, возможно, этого недостатка нет.
У "Оды" абсолютно не обмерзали стекла в мороз, но это, собственно, не ее заслуга - стекла были оклеены изнутри затемненной пленкой, игравшей роль дополнительной теплоизоляции. По внедорожным качествам автомобиль примерно равен "пляжным" джипам. Благодаря увеличенному дорожному просвету параметры геометрической проходимости 2126 чуть лучше, чем у обычного ИЖа, но отсутствие повышающей передачи в раздаточной коробке затрудняет езду по тяжелому грунту и сложнопересеченной местности. Иными словами, может вполне уверенно преодолевать снежную кашу или раскисший проселок, но для бездорожья не годится.
UAZ 3160 - болтается по дороге, как мыло в ванной, удержать на прямой его сложно. Корректирующее действие рулем - около четверти оборота! Слабая обратная связь - не желает возвращаться в "нейтраль" после поворота. Водители из Ульяновска, конечно, отличные ребята, они искренне убеждены, что и машины их отличные, и даже могут доказать это на деле, но все ли обладают такой квалификацией? Впрочем, может быть, это нам достался не самый лучший экземпляр "шестидесятого" УАЗа, к тому же он уже прошел почти 120 тысяч километров и "булыжник"... Не понравилась педаль тормоза - не хватает информативности по усилию.
Узкая колея, мягкая длинноходная подвеска и, вместе с тем, высокий и широкий кузов. Как результат - крены, валкость. Что удивительно, при сравнительно короткой базе почти не "козлит". А вот моторы 2,9 л - просто блеск! "Тракторная" тяга на низах - то, что нужно вездеходу, и простая конструкция, чтобы отремонтировать в глуши. Салон очень широк и просторен. Любые колдобины нипочем - проглатываются подвеской, а ты сидишь себе где-то наверху и лишь покачиваешься.
Еще из недостатков: нет информации на приборной панели о том, какой режим трансмиссии включен. Приходится ориентироваться лишь по положению рычагов и по звуку.
UAZ 3162 ведет себя на дороге лучше - сказывается большая база. Просто гигантский салон и багажник. При -30°С обмерзла заслонка во впускном тракте и мотор стал раскручиваться до предельных оборотов - на обочину, капот вверх, пара ударов по "саботажнику" - и все заработало как надо.
На обоих УАЗах стояла шоссейная резина, и только она ограничивала их вездеходные качества. Если бы стояла пусть самая дубовая стандартная, но зубастая, они бы, думаю, смогли пройти за "Уралом" по целине.
Лучше всего 3162 чувствует себя на плохой дороге и бездорожье. Нуждаются в доработке рулевое управление и тормоза (это уже по результатам наших тестов на полигоне). На морозе оба УАЗа заводились без проблем.
"УРАЛ-3255". Громадный пятнадцатитонный вахтовый автобус "Урал" - это наша страховка на случай самого серьезного бездорожья. Двести сорок лошадиных сил, три ведущих моста, централизованная система подкачки шин. По целине этот мастодонт гонит перед собой волну снега высотой в рост человека! На шоссе он для колонны тоже не обуза - держит крейсерские 80 км/ч, иногда разгоняясь до 90 км/ч. Правда, и аппетитом отличается богатырским - 50-60 литров солярки на сотню километров. В его "двухкомнатной" будке разместились и мобильный офис, и штаб-квартира, и конференц-зал. Комфортабельные условия в самые суровые морозы обеспечивает отопитель ОВ-95 производительностью 95 тыс. ккал/ч.
"СОБОЛЬ" ГАЗ-27252. В отличие от обычного, у полноприводного "Соболя" (ЗР, 2000, № 6) спереди вместо независимой подвески установлен неразрезной ведущий мост с крестовинами в ступичных узлах. Продемонстрированные прекрасные вездеходные возможности следует отнести не только к самому автомобилю, но и к его подготовке - на нашей машине вместо стандартных были установлены межколесные дифференциалы повышенного трения. Они несколько ухудшают поведение машины при маневрировании на асфальте, но незаменимы там, где колеса начинают буксовать. У груженого "Соболя" идеальная для вседорожника развесовка 50:50. Зубастые универсальные шины расставлены широко и легко идут по колее грузовика при условии, что она не слишком глубокая. Оборотистый "406-й" мотор хорош на асфальте, но для вездехода - не лучший выбор. Впрочем, завод обещает со временем устанавливать и 2,9-литровый УМЗ-421 (как на обоих УАЗах), и дизельный ГАЗ-560. Как и на всех отечественных полноприводниках, воет и трудно включается раздаточная коробка. Еще одна отличительная особенность нашей машины - обновленная внешность. Именно так со временем должны будут выглядеть все "соболи" и "газели".
P. S. Выяснять пределы прочности и выносливости автомобилей не входило в задачи экспедиции. За исключением отдельных участков, машины шли в достаточно щадящем шоссейном режиме, поэтому крупных поломок не было. Не будем забывать, что заводы старались показать товар лицом, готовя машины к пробегу. Исключение составляет, пожалуй, лишь "Спортидж", взятый с дилерской стоянки накануне отъезда. В общем, первое знакомство в условиях реальной эксплуатации состоялось. Следующий шаг за производителями - полноценным конвейерным производством: новинки будут востребованы, о чем свидетельствует живой к ним интерес. Даже при изобилии иномарок на улицах больших городов, у отечественных автомобилей, наряду с низкой ценой, остается еще пара сильных козырей - простота ремонта и обеспеченность запчастями. А для полноприводника, которому на роду написано эксплуатироваться вдали от сервиса, эти качества трудно переоценить.
ЦЕНЫ, РАСХОДЫ
Расход топлива в пробеге дается для шоссе и примерный средний с учетом длительных периодов работы на холостых оборотах "на печку".
Izh 2126 "Ода": цена - около 100 тыс. руб.; расход топлива в пробеге (АИ-91/93) - 8-10 л/100 км.
UAZ 31605 и 31625: цена - 235 и 281 тыс. руб., соответственно; расход топлива (АИ-91/93) - 13-16 л/100 км.
"КИА-Спортидж": цена - 408 тыс. руб. ($14 400); расход топлива (АИ-91/93 неэтилированный) - 10-14 л/100 км.
VAZ 2123 "Нива": цена - ориентировочно 230 тыс. руб.; расход топлива (АИ-95 неэтилированный) - 9-13 л/100 км.
ГАЗ-27252 "Соболь": цена - не определена, предположительно около 190 тыс. руб.; расход топлива (АИ-91/93) - 14-17 л/100 км.
"Урал-3255": цена - договорная, ориентировочно 900 тыс. руб.; расход дизельного топлива - 50-60 л/100 км.
Мы признательны спонсорам, благодаря помощи которых наша экспедиция состоялась.
Генеральному спонсору - фирме "Автоаудиоцентр", продвигающей на российском рынке автомобильную аудиотехнику марки "Урал". Спонсорам: фирме "БелМаг" - изготовителю шаровых опор и наконечников рулевых тяг;
немецкой компании "Ликви Моли - масла, присадки, автокосметика";
фирме "Дафми" - тормозные колодки. Наш соорганизатор - Росавтодор.
Отдельное спасибо ГИБДД России.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР ЭКСПЕДИЦИИ - КОМПАНИЯ "АВТОАУДИОЦЕНТР"