Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

RRC: все, что движется

Мы оценили перспективы новой гоночной серии на «Смоленском кольце» и ностальгически заглянули в прошлое.
Полная версия

Невероятно! Все российские кольцевые серии, несмотря на давние разногласия между промоутерами, в межсезонье объединились. К RTCC примкнули гонки «митджетов» и «легенд», а также дебютант – Формула-«Россия». Так сложилась новая серия RRC (Russian Racing Championship) под эгидой РАФ. Из всего, что движется в России по кольцевому треку, в стороне остался только автовазовский Монокубок «Лады-Гранта».

По сути, все вернулось к тому, с чего начиналось, когда в стране только один кольцевой турнир и был – созданный на руинах развалившейся вместе с СССР системы. Проблемы перед RRC, правда, совершенно иные. Раньше было в достатке гонщиков, но не хватало трасс, теперь всё наоборот: полно автодромов, а вот пилоты…

Пришествие «Гранты» в «Туринг» выглядит авантюрно. С имеющимся мотором ей явно не хватает мощности, а другого нет и не будет!

Во всяком случае, первый этап RRC, проведенный на «Смоленском кольце», обозначил именно этот дефицит. «Туринг» и «Супер-Продакшн» давно уже объединяют в один заезд, иначе смотреть скучно. Но теперь и в таком заезде не набирается двух десятков машин. Плохо дело! А ведь «Туринг» традиционно один из самых смотрибельных и боевитых классов, причем не только у нас, но и во всей Европе. И настораживает, что на старт RRC не вышли сразу несколько звезд кольцевых гонок – Виктор Козанков, Александр Сотников, Михаил Ухов, Владимир Черевань.

Любопытство в отношении принципиально нового для России класса GT («Гран Туризмо») продержалось недолго. Автомобили слишком уж разные. Да и уровень подготовки пилотов, откровенно говоря, неодинаковый, то есть жесткая борьба за лидерские позиции почти нереальна. Растянутся на первом круге – и всё. Экипаж Алексея Васильева и Владимира Чарчияна на «Феррари» в этой компании выглядит непобедимым. Даже с учетом весового гандикапа, который отчасти уравняет скорости на последующих гонках. Но кто придумал для десятка машин проводить гонку длительностью час? Или это гонка не для зрителей?

Одинокий «Логан» своевременно разбавил компанию «калин». И, кстати, заезды «Национального» смотрелись живее всех прочих.

Конечно, по ходу сезона пилоты и машины подтянутся, но вряд ли к осени в ударных классах соберется нужный кворум. Потребуются годы, и RRC придется крепко побороться за аудиторию. Возможно, публика просто не созрела для того, чтобы проводить выходные дни на автодромах, до которых еще надо добраться – все они в том или ином отдалении от больших городов. Самый очевидный способ – насытить паддок различными шоу и интересностями (буфеты с хорошим ассортиментом, впрочем, тоже привлекают людей).

Но главное все же – сами гонки. Может, напрасно мы наплодили столько классов машин? Будь их три, а не восемь, тогда, возможно, те же 60 пилотов создали бы совсем другое зрелище!

А в целом путь верный. Чем больше событий на трассе в один уикэнд, тем лучше. Начинается он теперь в пятницу, первые боевые заезды проходят в субботу, на воскресенье остается все самое лучшее и интересное – проверенная и надежная схема.

Первый этап RRC посетили 4000 зрителей. Показатель, надо сказать, невысокий. Посмотрим, однако, что будет дальше. Запланирован восьмиэтапный турнир, и состязания пройдут на шести разных автодромах. И ждем дебюта формулы.

ВСЕ КЛАССЫ RRC

GT-Open («Джи-Ти-Оупен»; статус – чемпионат России).

Теперь это самый мощный, под 500 л.с., и самый быстрый класс в российском кольце. В нем объединены «Порше-997 Кап» и «Феррари-430 Челлендж» (до 2010 года выпуска), а также машины с национальной бельгийской омологацией, подготовленные по требованиям GT4. Проводится часовая гонка с обязательным пит-стопом, это позволяет стартовать экипажу из двух пилотов.

«Туринг» (статус – чемпионат России).

Массовая международная категория, куда попадает множество машин с атмосферными моторами объемом 2 л и наддувными 1,6 л. Мощность достигает 290 л.с., при должном наполнении стартовой решетки заезды «Туринга» – исключительно напряженное зрелище. Основа парка – БМВ-320 и «СЕАТ-Леон». «Лада-Гранта» вряд ли составит им конкуренцию – прежде всего из-за нехватки мощности.

«Супер-Продакшн» (статус – Кубок России).

Тоже 2-литровый класс, но менее заряженный, нежели «Туринг», – порядка 250 л.с. Собраны здесь в основном машины давних годов выпуска. Основное наполнение ныне – «Хонда-Сивик», версия «Tип R». Таких машин в стране немало благодаря проводившемуся несколько лет назад Монокубку. Аналогичный класс есть в чемпионате Европы – ETCC, и российские пилоты не раз в нем выступали.

«Туринг-Лайт» (статус – чемпионат России).

Техника с 1,6-литровыми двигателями, форсированными до 150– 180 л.с. Класс родился на базе Монокубка «Фольксвагена-Поло», а когда в него стали пускать другие марки и модели, превратился в один из самых массовых. Несколько «поло», несмотря на преклонный гоночный возраст, до сих пор в строю, а основу класса составляют «фиесты» и «калины».

Формула-«Россия» (статуса не имеет).

Переименованная Формула-«Абарт» – итальянское шасси «Татуус» cо 180-сильным мотором «Фиат» объемом 1,4 л. Задумана как следующая ступенька гоночного развития для юных картингистов, прежде чем те отправятся покорять Европу. Попутно выполняет более масштабную миссию, ведь в России уже несколько лет не проводят никаких гонок на формулах. Турнир из шести этапов стартует 30 июня в Мячкове.

«Национальный» (статус – Кубок России).

Класс отечественных автомобилей одинакового уровня подготовки: с едиными для всех тормозами, элементами подвески и электроники. Двигатель 1,6 л, мощность до 140 л.с. Возник как альтернатива Кубку «Лады», некогда проходившему под эгидой АВТОВАЗа. Идеален для обучения гоночному делу. Наполнен в основном «калинами», есть и более архаичная техника марки «Лада», а также единственный «Рено-Логан».

«Митджет» (MitJet; статус – Кубок РАФ).

Класс идентичных по конструкции прототипов французского производства, оснащенных одинаковыми 1,3-литровыми моторами мощностью до 150 л.с. При этом машина вдвое легче обычной кольцевой легковушки (520 кг против 1000–1100 кг), что обеспечивает отличную динамику разгона. «Фишка» «Митджета» – пластиковая облицовка стилизована под спортивные машины, например «Астон Мартин» или «Порше».

«Леджендс» (Legends; статус – Кубок РАФ).

Идеологический родственник «Митджета» родом из США: одинаковые болиды, в основе которых тоже пространственная рама, а кузова могут различаться. Моторы 1,3 л развивают до 130 л.с. Как и «Митджет», класс ориентирован на начинающих пилотов. Появятся эти машины не на всех этапах RRC, а турнир их начался раньше и за рубежом – на реконструированной трассе «Рустави» в Грузии.

ХРОНИКА РОССИЙСКОГО КОЛЬЦА

- 1991 Последний трехэтапный чемпионат СССР (Киев, Рига).

- 1992 Официальные соревнования не проводились.

- 1993 Скромно прошел одноэтапный чемпионат России на необорудованных дорогах в Санкт-Петербурге, возле стадиона им. Кирова.

- 1994 Показательные соревнования в Москве на Воробьевых горах. Чемпионат России – в один этап, в Петербурге.

- 1995 Проведен Кубок АСПАС на Воробьевых горах, собравший 70 пилотов. Чемпионат России разыграли в два этапа, задействовав малопригодные дороги Дмитровского автомобильного полигона. Реконструкция «Невского кольца», после которой трасса стала лучшей в стране. Вымирание класса «Формула-1300».

«Невское кольцо»

- 1996 Трехэтапный чемпионат России. На Воробьевых горах – трехэтапный Кубок «Ротманс-АСПАС» в статусе открытого чемпионата Москвы, где впервые стартовали машины Формулы-3 и настоящего «Супертуризма» (ныне – «Туринг»).

- 1998 Бумажная война между АСПАС и РАФ, в результате которой прошли два независимых многоэтапных чемпионата России: по версиям РАФ и АСПАС. Дебютировали трассы в Москве (на Ходынском поле) и «Тольятти-Ринг».

- 1999 Семиэтапный чемпионат России (под эгидой РАФ): четыре класса машин, около полусотни пилотов.

- 2000 Девятиэтапный чемпионат России на трех трассах (Санкт-Петербург, Москва, Тольятти), около 70 постоянных участников, в том числе иностранцы.

- 2001 Закрыта трасса «Ходынка», где началась плановая застройка. Восьмиэтапный чемпионат России. Итальянский подиум в классе Ф-3: Э. Токкачелло, А. Педемонте, М. Медиани.

«Ходынка»

- 2002 Запланирован 10-этапный чемпионат России, сорвались оба этапа в Киеве, в итоге состоялись лишь шесть. Обособленно прошла серия, объединившая Кубок «Фольксвагена-Поло» и Формулу-«Русь».

- 2003 Вымирание Формулы-3. Дебют Кубка «Хонды-Сивик». Около 40 пилотов в семиэтапном чемпионате России, где осталось три класса машин.

- 2004 Семиэтапная серия RTCC объединила четыре класса машин и надолго стала главным кольцевым турниром страны, в рамках которого разыгрывали медали чемпионата России. В годы наивысшего расцвета в RTCC стартовало свыше 100 пилотов. За семь лет гонки серии прошли на 13 (!) разных трассах, в их числе временные городские в Москве, Орле, Курске, Липецке. Параллельно проходила Национальная гоночная серия «Лада»: заезды Ф-1600 (под названием Формула-«Лада») и родстеров «Лада-Революшн».

- 2006 Открытие трассы в Мячкове.

Мячково

- 2008 Закрытие «Невского кольца» из-за реконструкции стадиона им. Кирова. Открытие «Красноярского кольца», которое «западные» серии навестили всего несколько раз.

- 2009 Гонок формул больше нет. Последний Кубок «Хонды-Сивик».

- 2010 Открытие «Смоленского кольца», «Нижегородского кольца» и трассы «Нева-Ринг» на окраине Петербурга. Помимо RTCC (около 40 пилотов) проходят локальные любительские серии «Леджендс» (Legends) и «Митджет» (MitJet).

Подпишитесь на «За рулем» в

Зиновьев Сергей
10.07.2012
Поделиться: