Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

​Круче Фаберже: эксклюзив на двух колесах

Кризисные годы кардинально перекроили европейский моторынок, разнеся в щепки сегмент mass-market и изрядно потрепав low-cost. Зато premium почти не схлопнулся, а luxury… Luxury, еще недавно исчезнувшее как вид, переживает очередное возрождение.
Полная версия
NCR M16. Свыше 200 сил на 145 кг, рама из композитного сэндвича, карбон и титан везде, где можно и нельзя — даже два года спустя этот мотоцикл — самый высокотехнологичный из допущенных для движения по дорогам. NCR M16 оказался слишком совершенным, а потому дорогим (от 80 тыс. евро плюс "донорский" Ducati Desmosedici), чтоб быть воспроизведенным более чем в одном экземпляре.

"Что такое экономический кризис? Это когда толстые худеют, а тонкие просто дохнут". Но не все. Кому-то удается, сыграв по-крупному, наоборот, преумножить свои капиталы, да и похудание "толстых" часто весьма относительно. Сто миллионов или семьдесят — разница велика, но отнюдь не для личного потребления, как правило, в "цивилизованных странах" не отличающегося купеческим размахом. Ну а кроме того, многие экономики если и выбираются наверх, то вполне устойчиво держат горизонтальный полет, пусть и в нижнем эшелоне.

В возрождении "лакшери" сыграло свою роль и размывание, если не сказать — деградирование — "премиума". Как дрейф в сторону "народности" (ну какой это эксклюзив, когда Ducati штампуется десятками, а BMW и Harley — сотнями тысяч в год?), так и упрощение и опрощение "матчасти".

Но даже если игнорировать последний фактор, за последние годы стали более доступными (но по-прежнему невозможными в воплощении для массового производства!) многие высокие технологии. Сэндвичи "карбон-номекс", традиционный "силовой карбон", титановые сплавы не только дешевле, чем еще пять лет назад, но и намного долговечнее (особенно углепластик, чья невысокая стойкость к ударным знакопеременным нагрузкам долгое время закрывала ему широкую дорогу для "гражданского" использования). Так что соблазн побаловать себя очередным техно-лакомством рос одновременно с доступностью этих самых лакомств, что с лихвой компенсировало сокращение теоретической популяции платежеспособных клиентов.

Да и не такая это и роскошь, если сравнить мотоциклы даже не с яхтами, а с часами, автомобилями или компонентами "умного дома". А потому, несмотря на общемировой спад (на 10-15 %) рынка роскоши в целом, мотоциклы класса "люкс", поначалу исчезнув как класс, вновь начали выходить на рынок — в первую очередь американский.

Хотя производство таких изделий, конечно же, находится отнюдь не только в Штатах. Более того, Новый Свет в данном отношении скорее исключение. Ввиду особенностей национальных культур производства и традиций, центры малосерийного мотостроения по-прежнему находятся в Англии и Италии. Хотя потихоньку проклевываются ростки по-настоящему нового и на других территориях по обе стороны Атлантики и Ла-Манша, особенно во Франции. Суть одна: небольшой (и высокорисковый!) стартап вырастает или из тюнинг/кастом-ателье, или как придворное производство при дизайн-центре. При этом, в отличие от более крупносерийных производителей, часто оставляющих себе только сборку и сбыт, здесь свои и разработка, и производство некоторых компонентов. Что это за luxury, если в его основе не лежат собственные дизайнерские и конструкторские озарения?

Спрос на двухколесную роскошь существовал издавна — но далеко не всегда. В 30-е годы американские сливки мотообщества покупали Crocker, европейские отпрыски высоких кровей седлали Braf Superior — а, вернувшись с фронтов Второй мировой, они и их дети заказывали Vincent. С начала 50-х топ-сегмент обвалился, и надолго. Только 20 лет спустя образовался спрос на по-настоящему эксклюзивные мотоциклы — но он долгое время покрывался топ- и спецверсиями европейского "премиума" и заказными кит-байками вроде Egli и Metisse. Лишь к 90-м рынок созрел — не в последнюю очередь благодаря новым мультимиллионерам из IT-индустрии, в детстве гонявшим (или не гонявшим, ибо мама запрещала) на старых мотоциклах.

В результате кастом-индустрия пережила невиданный взлет, воспряла духом Bimota, переродясь из производителя сугубо гоночных мотоциклов, позднее появились Ecosse и Confederate. Bimota все же не выдержала (но рынок здесь ни при чем: тогда компания пала жертвой собственных амбиций), чтоб потом возродиться в новом качестве, остальные две накрыло много позже волной кризиса-2008, а "Конфедератов" — еще и волной в прямом смысле: ураганом "Катрина". Тем не менее именно они смогли триумфально вернуться в списки производителей Настоящей Роскоши. Впрочем, как мы видим, и в этой волне "мотолакшери" они отнюдь не единственные в своем роде и вынуждены конкурировать с очень серьезными соперниками.

Топовый сегмент рынка, именуемый luxury ("роскошный"), столь же неоднороден, что и более демократичные сегменты. И точно так же маркетологи выделяют три подсегмента:

Таким образом, если встарь практически все "люксовые" мотоциклы, от SS100 до Black Shadow, можно было отнести к pure luxury, то сейчас "настоящими" можно признать лишь Confederate X132 Hellcat да NCR'овские M16 и М4 One Shot. Все остальное — типичный newer luxury. Подсегмент же so-luxury сейчас пустует: в начале века из него ушла Bimota, после возрождения позиционируя себя как "нью-роскошь", а совсем недавно спустилась (причем сразу в premium) MV Agusta.

Так что то, что мы видим на фото — лишь начало. С уверенностью можно ждать новый эволюционный скачок Vyrus, расширение модельных рядов Bimota и NCR, а главное, появление новых проектов. В первую очередь из рядов гоночных команд, набивающих руку в кольцевых Moto 2 и Moto 3. Но не только. Кто еще недавно мог предположить возрождение производственных амбиций Boxer?

Логично было бы ожидать возвращения Ducati и  MV Agusta в newer luxury: давненько мы не видели у них эксклюзивных моделей, кои всегда были бриллиантами в коронах марок. Но нет: за исключением спецверсий Diavel и F3, подвижек в данном направлении пока не видно и, по слухам, не предвидится.

Сверхлегкий (126 кг) NCR M4 OneShot также использует все титаново-карбоновые возможности штучного производства компании. Но цена уже хоть относительно, но доступна — от $69 900 в США. А базовая версия на $20 000 дешевле, но она на 4 кг тяжелее — а ее мотор почти стандартный Ducati, оттого и 107, а не 132 л.с.
Уникальное явление — luxury скутер! Британский Scomadi выделяется консервативной внешностью, копируя культовую среди потенциальных покупателей Lambretta GP. Но панели из карбона (вскоре обещают и более доступное стеклопластиковое исполнение), шасси выполнено из современных материалов и компонентов. А мотор (тоже современный, вариаторный Piaggio QUASAR) хоть и массовый, но по желанию клиентов может быть подвергнут серьезным модификациям, чтоб выжать из него до 30 сил с 278 "кубов". Цена скромная лишь по скутерным меркам: от 8000 фунтов. Самовывозом, естественно: производство штучное и только после заказа с оговоренной комплектацией и конфигурацией мотора.
Confederate X132 Hellcat. Типично американский малофорсированный (132 л.с. на 132 куб. дюйма, или 2163 см³) мотор с компонентами лучших производителей в собственном фрезерованном картере — плюс оригинальное шасси, тоже с максимальным использованием "резаного эргаля", карбоновыми колесами и прочими вкусностями и редкостями.
Никаких конвейеров, никакой обезлички! Только хэндмэйд, только хардкор. Как и любая другая "настоящая роскошь", мотоциклы Confederate собираются на стапелях.
Философия возрожденной Bimota проста: концептуальное повторение модельного ряда Ducati, с теми же моторами — но с шасси классом выше, дизайном порадикальнее и на 50-70% дороже. Newer luxury в чистом виде.
Boxer Superbob с литровым турбо-V-твином о 160 силах, параллелограммной вилкой и дизайном Саши Лакика — достойный претендент на вхождение в "лакшери", причем самое что ни на есть "настоящее". Впечатление от прототипа портят лишь попсовые расширительные бачки Rizoma на руле.
Все модели Vyrus формально относятся к newer luxury (конвейерный мотор? Нехорошо, типа…) Тем не менее и по бескомпромиссности, и по иннновационности эти аппараты с уникальной подвеской с поворотной ступицей и не менее экстраординарной рамой из фрезерованных профилей стоят в одном ряду с лучшими представителями pure luxury. На фото — первый прототип модели 986 с двигателем Honda CBR 600, с которой парни из Римини намерены участвовать в Moto 2, а заодно заменить "бюджетную" модель 983 с "воздушным" мотором Ducati.
А вот это — внимание! — никакое не luxury. Да, Norton Commando 961 по цене (а на данный момент — и эксклюзивности) поспорит с Bimota, бескомпромиссность по качеству и применяемым технологиям тоже на высоте. Но — упор на консервативность и традиции, а не инновационность отсылает изделие в сегмент premium, пусть и с приставкой super.
Эстонский (!) Renard GT с карбоновым полумонококом и основательно тюнингованным (1326 см³, 123 л.с.) движком Moto Gizzi — pure luxury в чистом виде. Переделанный мотор от редкого мотоцикла, оригинальная идея, продвинутые технологии, ультимативность в деталях (вплоть до фрезерованных тормозов ISR)… Вот только об успехах данного предприятия пока не слышно.

Подпишитесь на «За рулем» в

23.07.2012
Поделиться: