Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Авто с пропеллером: от винта!

Зачем автомобилю пропеллер? Ответ может быть разным. Кто-то ставит его, чтобы двигаться, а кто-то ради зарядки аккумулятора. А есть настоящая экзотика – винтомобили.
Полная версия

Пропеллер китайского изобретателя по имени Танг Зенгпинг служит вовсе не для движения его электромобиля. Более того, раскручиваясь встречным потоком воздуха, он его здорово тормозит! Но при этом крутит генератор и подзаряжает тяговую батарею. Г-н Танг скромно разъясняет: «Несмотря на винт, мне все равно приходится заряжать батареи от розетки. А пропеллер помогает лишь немного сэкономить на электричестве». Но и это слишком хорошо для правды: на самом деле те ватт-часы, которые генерирует воздушный винт, он сначала отбирает у тяговой батареи, тормозя электромобиль и мешая ему разогнаться выше 140 км/ч.

 

Воздух как среда, от которой можно отталкиваться, хорош там, где нет надежного сцепления с дорогой. Например, на льду или при использовании принципа воздушной подушки. Поэтому аэросани оказались куда более живучими, чем аэромобили. И появились даже раньше – в 1903 году, причем в России! Они, даром что без колес, могут взобраться на любую обледенелую гору – хватило бы тяги двигателя. Финские аэросани «Айсбер» («Белый медведь») во время экспедиции 1930 года без проблем преодолевали замерзшие озера. При длине 6 м в них было всего два места, а мотор развивал 112 л.с. Исходивший от винта шум и прожорливость двигателя тоже не отнесешь к преимуществам.

 

«Татру-V855» чехи изготовили по заказу вермахта в 1942 году. Машина получилась оригинальная: сзади помимо пропеллера у нее был опускающийся колесный привод с грунтозацепами – для скрытного бесшумного передвижения. Война как-никак.

 

Превратить аэросани в амфибию – пара пустяков. Ведь здесь нет нужды герметизировать колесный привод, как в случае автомобиля. Это и сделали в наши дни на саратовском ООО «Торэкс». А мы нашли этот аппарат в Котласе.

 

Примерно так выглядели типичные аэросани в 30-е годы прошлого века.

 

Перед взлетом винтовой самолет бодро катится по земле, влекомый тягой пропеллеров. Ему при этом не слишком важно сцепление с дорогой: на льду он не будет буксовать, а покатится даже резвее. Ведь он отталкивается своим пропеллером не от земли, а от воздуха. А что, если подрезать (или вообще отрезать) ему крылья? Такими мыслями был, видимо, одержим французский авиатор Марсель Лейят. Его второй страстью были автомобили, к ним он мечтал приспособить авиационный движитель – пропеллер. Только представьте: ни сцепления, ни коробки передач, ни дифференциала, ни карданного вала – только мотор и винт на коленчатом валу! В 1913 году Лейят выкатил трехколесный бескрылый «самолет» – геликоцикл. Но злобные критики сразу нарисовали ужасные картины того, что сделает почти полутораметровый пропеллер с зазевавшимся пешеходом. Поэтому через год появилась улучшенная модель, в которой винт был укрыт решеткой, как у нынешних вентиляторов. Эта машина с мотором в 8 л.с. уже кое-как ездила, но частенько опрокидывалась или заворачивала не туда. Виной тому было авиационное трехколесное шасси. Вскоре Лейят приделал четвертое колесо, и в 1919 году «Хелика» пошла в серию.

 

Управлять «Хеликой» было несложно: педалей всего две – газ да тормоз. Хорошо виден тросовый рулевой привод, идущий к задним колесам. А установленные на передних колесах тормоза натягивались велосипедными цепями!

 

Выпускали «Хелику» как с открытым кузовом, так и с закрытым. Последний пользовался бόльшим спросом, ведь в родстере приходилось защищаться не только от встречного ветра, но и от потока, создаваемого пропеллером. Он разгонял «Хелику» до 80 км/ч. Впоследствии максималку удалось повысить аж до 171 км/ч. Будь у «Хелики» крылья, она точно взлетела бы! А так – дело ограничилось тремя десятками построенных машин. Последняя сошла со стапелей в 1925 году. Марсель Лейят намного пережил свое детище: он конструировал самолеты вплоть до Второй мировой войны, а умер в 1986 году в возрасте 101 года.

 

«Хелика» не осталась единственной попыткой скрестить самолет с автомобилем. В 1932 году опять же во Франции появился похожий аэромобиль с созвучным именем «Хеликрон». Выглядел он куда более современно, но общая схема та же: винт спереди, управляемые колеса сзади. Баловался установкой своих авиадвигателей на колеса и знаменитый «Бентли», только у его машин пропеллер стоял сзади. Все эти затеи кончились еще до войны.

Подпишитесь на «За рулем» в

Воробьев Алексей
28.07.2012
Поделиться: